Выпуск за 21 ноября, 2019
Выездное заседание комитета Госдумы по энергетике в Удмуртии.
В Ижевске прошло выездное заседание комитета Госдумы по энергетике. Как эксперты оценили темпы цифровизации отрасли — в программе «Энергетика».
Удмуртия стала пилотным проектом для энергетиков, и сегодня это один из передовых регионов России. Именно здесь вводят новые технологии и современные объекты. Для дальнейшей цифровой трансформации отрасли необходима консолидация.
Удмуртская Республика находится в авангарде цифровизации электросетевого комплекса. За год здесь консолидировали около 80% энергетических активов, а в сентябре запустили первый цифровой диспетчерский пункт. Поэтому именно здесь решили провести выездной круглый стол Государственной думы по энергетике.
В основе цифровой трансформации лежит комплексный подход. Это не просто автоматизация сетевого комплекса или оснащение его современным оборудованием, это в целом изменение подхода к управлению им. Вместо системы проводов и подстанций создается единый наблюдаемый и управляемый механизм по распределению энергопотоков. Одно из основных препятствий здесь — приватизация электросетевого комплекса. По данным Минэнерго, около 150 территориальных сетевых компаний сегодня не готовы к прохождению осенне-зимнего периода и пиковым нагрузкам. Сейчас энергетики собирают разрозненные объекты в единое целое. Без этого цифровая трансформация невозможна, считают эксперты.
Павел Завальный
Председатель комитета Государственной думы РФ по энергетике
«Что касается Удмуртии — это системное решение на фоне консолидации активов сетевого комплекса. Прошли модернизация и цифровизация сетевого комплекса, есть уже результат этой цифровизации и с точки зрения снижения экономических затрат — на 20% снижение операционных затрат, и с точки зрения повышения надежности работы комплекса — снижение отключений в два раза, более оперативная реакция на всевозможные сбои в поставке электроэнергии для потребителей всех уровней».
Средства, которые регион выручил от продажи активов, а это более 3 млрд руб. — уже пошли на строительство и ремонт социальных объектов города. Кроме того, один из главных принципов цифровой трансформации — самоокупаемость. Затраты энергетиков не отразятся в платежках потребителей. При этом стоимость электричества у территориальных сетевых компаний, которые не входят в группу «Россети» и не трансформируют свои активы, может быть даже выше
Павел Ливинский
Генеральный директор ПАО «Россети»
«Устраняя разрозненность сетей, тех субъектов, которые не готовы, которые не имеют надлежащей эксплуатации, я приведу пример Республики Коми: в два раза выше у территориальных сетевых компаний тариф на передачу и распределение, чем у нашего «Комиэнерго».
Такие перекосы — это неправильно. Проблема есть, ее нужно решать. Решение вопроса — в консолидации сетевых активов, это позволяет распространить единство технических подходов, увеличить надежность и сдерживать уровень роста тарифа. Находить оптимизацию внутри, а не повышением тарифа — это крайне важно».
Опыт Удмуртии станет отправной точкой для цифровой трансформации на территории всей страны.
Подстанция 110 киловольт «Калашников» — энергетическое сердце столицы Удмуртии. 10 лет назад ее лично открывал создатель самого известного в мире автомата. Сегодня она является частью новой, цифровой энергетики региона.
От подстанции запитана центральная часть города, включая основные предприятия, социальные объекты и стадион. Ее полная мощность — 80 мегаватт. За ее работу удаленно отвечает диспетчер, дежурного персонала здесь нет. Подстанция запитана по двум линиям, и подключать к ней можно потребителей первой, второй и третьей категорий.
Из сердца перемещаемся в мозг городской электросети. Это первый в регионе цифровой диспетчерский пункт. Помимо привычной для нас карты здесь есть еще и специальная схема электросетевого комплекса Ижевска. Благодаря ей диспетчеры постоянно видят порядка 3,5 тыс. параметров сети и контролируют надежность поставок энергии.
Принципиальное отличие от устаревшего городского диспетчерского пункта, который заработал еще в 1968 году, — в возможности мониторить сеть в режиме онлайн. Из «центра управления полетами», как его называют местные энергетики, можно контролировать состояние объектов, проведение ремонта и координировать работу оперативных бригад. Например, с подстанции «Калашников» постоянно снимается около 900 параметров. При этом самому диспетчеру из них интересны лишь 30, остальное необходимо для аварийных бригад, которые теперь тоже цифровые.
Еще одно ноу-хау — виртуальный диспетчер. Это робот-оператор, который может в автоматическом режиме общаться с потребителем и информировать его о плановых и ремонтных работах.
Игорь Маковский
Генеральный директор «Россети Центр»
«Специальный человек готовит реестр отключаемых потребителей по плановым заявкам. Он загружает эту информацию с контактами потребителей в наш программный комплекс, а дальше уже работает робот-оператор.
Таким образом мы разгружаем наших сотрудников. Если раньше нам приходилось это делать специально выделенным человеком в течение суток на каждый район, то сегодня это происходит в автоматическом режиме».
Цифровизировали Ижевский городской диспетчерский пункт всего за три месяца. За счет новых технологий энергетики планируют снизить время реагирования на аварии до 90% и сэкономить около 8 млрд руб.
До 15 ноября все муниципальные образования должны были получить паспорта готовности к отопительному сезону. Остались ли такие регионы, которые вызывают опасения, мы обсудили с заместителем министра энергетики России Евгением Грабчаком.
— Есть ли регионы, которые вызывают опасение?
— Министерство энергетики отвечает только за получение паспортов энергетическими компаниями. По муниципалитетам отвечают муниципальные компании совместно с Ростехнадзором. Там ситуация, по тем данным, которыми мы обладаем, лучше, чем в прошлом году. Конечно, не все муниципалитеты получили паспорта готовности. Что касается элетросетевых и электросбытовых компаний, которые курирует Минэнерго, большая часть компаний получила паспорта готовности, и нет сомнений, что для этих компаний зима пройдет успешно.
— Сколько аварий было в прошлом году и каковы их основные причины?
— Количество технологических нарушений из года в год уменьшается, в том числе в осенне-зимний период. Количество технологических нарушений за последние пять лет как в сетях, так и в генерации снизилось более чем на 50%. Но самое важное, что только 15% технологических нарушений, которые были в прошлом осенне-зимнем периоде, привели к обесточиванию потребителя. Эта цифра снизилась по сравнению с прошлым годом в пять раз. Основные причины — технологические, связанные с техсостоянием, ремонтом. Вторая часть причин — погодные явления. К сожалению, погода нас в последнее время не балует: очень частые переходы через ноль, большие ураганные ветра, ледяные дожди… Они, конечно же, наносят ущерб, в том числе электросетевому хозяйству, и приводят к обесточиванию потребителя.
— Вы сказали про погодные условия. Почему для энергетиков зима оказывается неожиданностью?
— В том, что наступает зима, нет ничего удивительного. Понятно, что энергосистема начинает работать в усиленном режиме, — в холода люди греются энергоснабжением, теплоснабжением. Поэтому в такие моменты мы уже не проводим какие-то ремонтные работы. Она у нас работает в нормальном режиме. Второе, что связано с погодой, — это колебания около нуля градусов, когда может идти дождь — и тут же мороз. И на линиях сразу образуется наледь. Это очень негативно сказывается на несущих конструкциях.
— Какие ожидания на этот сезон?
— Ожидания, что все у нас будет замечательно, что отопительный сезон пройдет без серьезных аварий. А если аварии и произойдут, то мы сможем их достаточно быстро устранить и минимизировать тот дискомфорт, который наши потребители испытывают в связи с этим.