Выпуск за 13 июня, 2019
Энергетика 2019. Выпуск 07
К 2025 году каждый шестой продаваемый автомобиль будет электрическим, считают аналитики холдинга UBS. Какие преимущества электротранспорта и насколько развита соответствующая инфраструктура в России?
Количество электрокаров стремительно растет во всем мире. Лидеры по количеству машин и развитию инфраструктуры — Европа и Китай. Там даже есть государственное субсидирование покупки. Например, во Франции можно возместить €7,5 тыс.
В России электрический транспорт только набирает обороты. «Погонял» и узнал, где в столице его можно «зарядить», наш корреспондент Игорь Щербаков.
История развития электротранспорта в России началась семь лет назад. Тогда в Москве была установлена первая заправочная станция, а количество электромобилей можно было пересчитать по пальцам двух рук. Сегодня их число увеличилось более чем в 300 раз.
Только по дорогам Московского региона ездит около 500 автомобилей на электрической тяге. Заправить их можно на одной из 200 общественных зарядных станций. Получается, что на каждую установку приходится не более трех машин. Примерно такое же соотношение электромобилей по отношению к зарядным станциям во Франции, при том что количество транспортных средств в Европе в разы выше.
Геннадий Сиденко, заместитель главного инженера ПАО «МОЭСК»:
— Наверное, большая проблема именно в наличии самих автомобилей. Потому что у нас зарядная инфраструктура есть, а потребление — отсутствует. У нас получается в среднем по всей нашей компании заряд — меньше одной сессии в сутки
Европа движется более интенсивными темпами.
— А вы сами пользуетесь электромобилями?
— Компания МОЭСК пользуется электромобилями. У нас порядка восьми электромобилей, включая лаборатории или другие транспортные средства, которые выполняют как служебные задания, так и другие.
Электромобили позволяют значительно экономить деньги. В среднем один километр на электрической тяге стоит 30–50 коп. То же расстояние с двигателем внутреннего сгорания обойдется в 3–4 руб. Причем экономия распространяется не только на заправку. Современные и высокотехнологичные электромобили гораздо проще в обслуживании, чем традиционные машины: в них на 30% меньше деталей, они не требует регулярного обслуживания. Кроме того, в некоторых регионах для владельцев авто с электрическим двигателем вводятся дополнительные льготы. Например, в Москве они могут парковаться бесплатно, что при частых перемещениях в центре города позволяет сэкономить десятки, а то и сотни тысяч рублей.
Геннадий Сиденко, заместитель главного инженера ПАО «МОЭСК»
— Очень необычные ощущения, что не слышно звука двигателя. Машина тихая, можно проезжать и слушать, как люди разговаривают в чужих машинах.
— А насколько сложно заряжать такие машины?
— Все предельно просто. Сейчас давайте попробуем зарядиться. Подъезжаем к зарядке, выходим из машины. Берем провод, карту. Активизируем зарядную станцию. Вставляем провод в обычную розетку — получается, можно и дома использовать.
Чтобы получить специальную клиентскую карту, нужно просто обратится в МОЭСК с документами на автомобиль. Карта предоставляется бесплатно и позволяет безвозмездно заряжать электрокар на одной из 34 зарядных станций МОЭСК-EV. В масштабах всей страны «Россети» создают единую инфраструктуру, которая уже насчитывает 226 установок.
Геннадий Сиденко, заместитель главного инженера ПАО «МОЭСК»:
— Все началось в 2012 году как пилотный проект. Это первая зарядная станция, которая была открыта в Москве. У нас были зарядные станции российского и импортного производства. Я считаю, что существуют в России производители зарядных станций, которые ничем не уступают импортным аналогам.
В Санкт-Петербурге есть компания, которая не только производит зарядные станции, но занимается их установкой «под ключ».
Ия Гордеева, председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры:
— Нашей компании удалось собрать комплекс услуг в одни руки: мы занимаемся проектированием, у нас есть лицензия. Мы имеем строительную лицензию, то есть мы можем монтировать эту зарядную станцию. Дальше мы поставляем продукт и самое важное — предоставляем ПО. Именно вот этот комплекс услуг позволяет нам существовать, а не проигрывать иностранным поставщикам.
Сегодня Северная столица — флагман в интеграции электромобилей в городскую среду. Помимо дополнительной льготы (в отличие от Москвы здесь отсутствует транспортный налог с электромобилей), в Санкт-Петербурге с 2019 года застройщик при возведении жилого или делового фонда обязан оборудовать каждый дом общественными зарядками. Москва этим похвастать пока не может.
Ия Гордеева, председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры:
— Два, три, четыре года мы еще не увидим этой зарядной инфраструктуры. Но через несколько лет нам не нужно будет просить установить зарядку в каждом жилом квартале, в каждом новом бизнес-центре эти зарядки уже будут стоять.
Несмотря на развитие инфраструктуры, автопроизводители не спешат поставлять к нам свои новые модели. Главная причина — ввозная пошлина 48%. Таким образом, пересекая границу, электромобили малого и среднего ценового сегмента становятся неконкурентными по сравнению с обычными. Например, бюджетный по европейским меркам Nissan Leaf у нас будет стоить 2,5 млн руб.
В Санкт-Петербурге прошел международный экономический форум. Традиционно мероприятие собирает представителей бизнеса и власти со всего мира. Среди ключевых тем в этом году звучали: устойчивое развитие, баланс мировой экономики, технологии будущего, а также в фокусе внимания спикеров была энергетика. Интервью РБК-ТВ дал Павел Сорокин, заместитель Министра энергетики РФ:
— В этом году была очень насыщенная программа форума — что, на ваш взгляд, было наиболее интересным?
— Форум стал, наверное, самым репрезентативным с точки зрения посещаемости гендиректорами и политиками. Как раз это и создает ту атмосферу, в которой можно обменяться идеями, обсудить важные вопросы. Тем более у нас в современном мире есть очень много тем, которые нужно обсудить и зачастую с различными сторонами. ПМЭФ такую возможность как раз таки дает. Мы наблюдаем эскалацию торговых войн, эскалацию в целом напряженности в мире и это уже приносит определенный отрицательный результат. И вот в такой обстановке очень важно между странами и между участниками процессов это все обсудить как в такой ситуации себя правильно вести нашим компаниям, как регулятору себя правильно вести, чтобы максимально облегчить жизнь российскому бизнесу, чтобы минимизировать негативный эффект на рос экономику.
— Если говорить о энергетической повестке более прицельно. Какая программа была у Минэнерго?
— Мы сейчас по этому форуму видим, по тому набору сессий в которых участвовало Минэнерго, что покрывается очень широкий спектр: начиная от регионально-инвестиционной политики, продолжая цифровизацию, импортозамещение и развитие полимеров и заканчивая главной сессией которую проводил министр. Это мировой рынок и трансформация вообще мировой энергетики. Куда мы идем, какие идеи будут главенствовать в секторе в течении следующих 20–30 лет. По тому интересу который был к этой сессии, по тому составу который был на этой сессии, видно, что эта тема волнует всех в Росси очень многое зависит.
— Вы выступали модератором на круглом столе, на котором прозвучал очень важный вопрос: сможет ли когда-нибудь Россия перейти от стратегии продажи нефти и нефтепродуктов к продаже высокотехнологичных, цифровых товаров.
— Да, однозначно, потому что у нас нет выбора. У нас очень качественные представители нефтяной индустрии, и правительство делает очень большие усилия, чтобы создать предпосылки для трансформации экономики. Эта работа ведется! Тяжело сейчас назвать срок, потому, что это процесс полной технологической трансформации — это раз, то, есть это определенная физика. Это процесс трансформации сознания ещё. Нужно полностью поменять представления о том как формируется бюджет еще, какую роль играет государство. И мы видим первые шаги достаточно уверенные и правильные в этом направлении делаются.
На Петербургском международном экономическом форуме «Россети» провели круглый стол «Стратегический вектор энергетических компаний в платформенной экономике».
Павел Ливинский, генеральный директор ПАО «Россети»:
— Сетевой комплекс — это как пульс экономики. Экономика разгоняется — растет потребление, регрессия в экономике — потребление падает. Это цифровая платформа, это простая оптимизация, и наша здесь стратегия —дотянуться до конечного потребителя.
Участники круглого стола отметили, что цифровые платформы могут стать перспективным направлением развития. В том числе благодаря созданию дополнительной акционерной стоимости и расширению перечня услуг.