Выпуск за 25 декабря, 2020
Итоги 2020 года для отрасли железнодорожного транспорта
Мария Зайцева, специальный корреспондент:
Пандемия коронавируса затронула все отрасли экономики, но транспортная сфера оказалась одной из самых пострадавших. Мировой объем грузовых перевозок сократился более чем на треть, а пассажиропоток во многих странах просел на 90%. Как пережила этот год российская отрасль железнодорожного транспорта, расскажем в сегодняшней программе.
Уходящий год был непростым для железнодорожного сообщества России. Ситуация в транспортной сфере не могла не сказаться на машиностроительных предприятиях, которые производят подвижной состав для железной дороги. Но некоторые из них доказали, что кризис — это не только испытания, но и новые возможности.
Павел Иванкин, генеральный директор Института исследований проблем железнодорожного транспорта:
— На фоне того, что многие закрывались и сокращались, «Трансмашхолдинг» сумел представить сразу два новых концепта к концу года. Вполне возможно, что появилась возможность у инженеров спокойно поработать над новыми проектами, и мы видим эти проекты, они действительно очень интересные.
Несмотря на пандемию, производители подвижного состава выпускали на рынок новые продукты и решения. Самые значимые проекты в области железнодорожного машиностроения и планы на будущее мы решили обсудить с генеральным директором «Трансмашхолдинга» (ТМХ) Кириллом Липой.
Мария Зайцева, специальный корреспондент:
— 2020 год был для транспортной отрасли и, в частности, для железной дороги очень непростым. Существенно сократились перевозки и, конечно, это определенным образом сказалось на всех сферах, которые связаны с железными дорогами. Как себя сегодня чувствуют машиностроительные предприятия, в частности те, которые производят подвижной состав?
Кирилл Липа, генеральный директор ТМХ:
— Сегодня они чувствуют себя стабильно. Мы останавливали работу в этом году всего лишь на две недели в первую волну пандемии. С тех пор каждый месяц работаем без приостановления производства. Все, что намечено было на этот год, в полном объеме выполнено. Пандемия, конечно сказалась: пришлось вводить дополнительные меры защиты людей, обеспечение эпидемиологической обстановки на предприятии. Затраты составили около 500 млн руб. Были приобретены соответствующие средства дезинфекции, маски и т.д. Нам пришлось создать штаб организационный, принять меры для защиты наших предприятий и наших сотрудников и обеспечения стабильной работы. Все это было сделано, и все это нас радует. У нас ниже среднестатистического уровня заболеваемость, мы сработали нормально в этих условиях.
Мария Зайцева, специальный корреспондент:
— В декабре международное подразделение ТМХ заключило с баварской частной железнодорожной компанией контракт на обслуживание парка электропоездов. Почему европейцы выбрали для этих целей российскую компанию? Это определенный факт признания?
Кирилл Липа, генеральный директор ТМХ:
«Трансмашхолдинг» по итогам 2019 года вошел в пятерку крупнейших мировых производителей подвижного состава. Мы имеем очень большой опыт работы и в области производства подвижного состава, и в области его сервисного обслуживания. Я бы сказал, что в этом конкретном направлении мы входим в глобальные лидеры по сервисному обслуживанию. В Европе действует правило либерализации самой услуги по перевозке. И они стремятся к тому, чтобы процесс сервисного обслуживания осуществлять наиболее эффективными методами. Поэтому они организуют конкурс среди всех, кто профессионально к этому подготовлен. Мы приняли участие в этом конкурсе. Команда, которая у нас занималась этим проектом — TMH International, это команда профессиональных людей, которые занимаются международным бизнесом много-много лет. Они помогли нам подготовить соответствующую документацию, подготовиться организационно к этому конкурсу — вот, собственно, мы и победили. Это будут поезда, которые будут работать непосредственно в Баварии. Для этих целей мы должны будем построить собственное депо - и останемся его владельцами навсегда. Несмотря на то, что сам по себе контракт лимитирован 12 годами, тем не менее мы в этом смысле станем полноценными резидентами Германии и конкретно Баварии. Сервисное обслуживание будет осуществляться для поездов, которые произведены «Штадлером», мы его с вами хорошо знаем по поезду, который эксплуатируется на направлениях аэроэкспресса в Москве, и поезда «Сименс», который мы тоже хорошо знаем, правда, в предыдущем исполнении – эти поезда работают под названием «Ласточка».
Мария Зайцева, специальный корреспондент:
— Какие еще международные проекты были реализованы в этом году? Насколько вообще востребована продукция российских машиностроительных предприятий за рубежом?
Кирилл Липа, генеральный директор ТМХ:
— Востребована, безусловно. Потому, что тренд на развитие рельсового транспорта глобальный, он нарастает. Более того, в период пандемии рельсовый транспорт существенно выиграл по отношению к авиационному транспорту. Пересматриваются требования к продуктам, пересматриваются требования к защищенности пассажиров, к использованию средств обеззараживания. У нас такой опыт уже был, и мы для целей московского метро и для пассажирских вагонов приборы обеззараживания уже использовали. Благодаря тому, что мы входим в пятерку крупнейших мировых производителей, благодаря тому, что у нас есть уникальный опыт, который пригодился в этих тяжелых условиях, нам посчастливилось продолжить нашу международную экспансию. Мы приобрели завод в Венгрии. Стартовали поставки в Египет. Уже сегодня больше 170 вагонов, а до конца года — около 200 вагонов будут эксплуатироваться Египетскими железными дорогами.
Мария Зайцева, специальный корреспондент:
— В этом году отмечали годовщину запуска Московских центральных диаметров, поезда для которых собирают на одном из предприятий, входящих в холдинг. Запущен на линию новый поезд метро, также детище ТМХ. Каким вы видите дальнейшее развитие пассажирских перевозок в рамках Московской агломерации и каким должен быть современный рельсовый транспорт?
Кирилл Липа, генеральный директор ТМХ:
— У Москвы, Подмосковья и Российских железных дорог есть программа развития рельсового транспорта, программа развития центральных диаметров, которая предполагает расширение этой деятельности — строительство хордовых диаметров, связующих регионы Москвы и Московской области. В рамках этой программы четко известно количество подвижного состава и годы, в которые подвижной состав должен быть произведен, разработан и поставлен для соответствующей эксплуатации.
Требования к подвижному составу со стороны заказчика увеличиваются и с точки зрения технических показателей, и с точки зрения пассажировместимости, с точки зрения доступности для малоподвижных пассажиров, обеззараживания воздуха, обеспечения санитарных условий и с точки зрения скоростных параметров. Сегодня московское метро и подвижной состав, который мы поставили в этом году, — это мировой лидер, без всякого сомнения. И по техническим характеристикам, и по комфортабельности этого подвижного состава. и по количеству медийных поверхностей, которые в этих вагонах поставлены, — это мировые вершины. Все, кто приезжает на наши предприятия, в первую очередь стремятся посетить мытищинский завод «Метровагонмаш», который является производителем этого подвижного состава. Что касается пригородных поездов, то тут тоже идет довольно интенсивное развитие. Мы сейчас разрабатываем поезд на скорость 160 км/ч, он будет обладать дополнительными техническими характеристиками, которых не было у поездов предыдущего поколения. Это поезд, который должен быть запущен в 2022 году, и я думаю, что по всем характеристикам это будет поезд, который превосходит все сегодняшние аналоги в России совершенно точно.
Мария Зайцева, специальный корреспондент:
— Если говорить о поездах дальнего следования, то какие здесь есть интересные решения?
Кирилл Липа, генеральный директор ТМХ:
— В поездах дальнего следования сегодня представлен новый пассажирский плацкартный вагон. Он представлен в новом раскрасе, так называемой ливрее, совершенно отличающейся от всего, что мы делали до этого. Внутренняя компоновка вагона категорически отличается. Добавлена масса технических решений, которые призваны обеспечить комфорт и удобство пассажиров, путешествующих большими компаниями. Этот вагон более широкий, там увеличен и проход между полками, и сами полки, добавлены места для хранения. Расширены вендинговые зоны, которые позволяют устанавливать аппараты. И ряд технических решений в туалетах, в душевых кабинах. Это все рассчитано на то, чтобы путешествие в дальнем следовании стало еще более комфортным.
Мария Зайцева, специальный корреспондент:
— Какие планы на 2021 год у «Трансмашхолдинга» и предприятий, которые в него входят?
Кирилл Липа, генеральный директор ТМХ:
— Планы расширять свое присутствие в мире, увеличивать поставки за рубеж, покорять новые рынки, создавать новые компании. Сейчас идет конкурс в Казахстане. Предполагается подписание контракта на 500 пассажирских вагонов и продажа предприятия, которое называется «Тулпар». Мы уже управляем этим заводом, надеюсь, что победим в этом конкурсе, а если победим, то станем крупнейшим производителем пассажирских вагонов на постсоветском пространстве. У нас есть планы по строительству сервисного центра в Египте, который будет призван обеспечивать сервисное обслуживание 1300 вагонов, которые мы планируем туда поставить в ближайшие три года. И потенциально это будет не только сервисный центр, но и предприятие, способное собирать новый подвижной состав. У нас в настоящее время в разработке более 30 проектов находится совершенно разного направления практически во всех видах подвижного состава — локомотивы, метро, пассажирские вагоны, пригородный подвижной состав.
Производители подвижного состава продолжают работать над созданием перспективных моделей локомотивов, в том числе на альтернативных источниках энергии. Растущим городам и агломерациям потребуются принципиально иные виды пассажирского транспорта, поэтому это направление тоже будет развиваться.
Современный подвижной состав должен быть не только энергоэффективным, безопасным, технологичным, он должен воплощать в себе современные тренды промышленного дизайна. В декабре 2020 года компания ТМХ стала обладателем престижной международной премии в области промышленного и графического дизайна Good Design 2020. Конструкторские работы в этом направлении определят территорию развития машиностроительного комплекса России на десятилетия вперед.