Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Глава РАН рассказал о чувствующих несправедливость из-за зарплат ученых Общество, 07:15
Обмен, возврат и форс-мажор: что умеют сервисы для командировок РБК и Smartway, 07:14
Как санкции скажутся на российском футболе Спорт, 07:00
Президент РАН Сергеев — РБК: «Права ученых до неприличия нарушаются» Общество, 07:00
В Госдепе сообщили о намерении Блинкена донести до КНР позицию по Украине Политика, 06:47
ТАСС сообщил о применении в ходе военной операции комплексов «Ступор» Политика, 06:44
₽430 млрд в год и научный бэкграунд: как занять 28 место в списке Forbes РБК и Merlion, 06:42
Военнослужащим в Канаде разрешили красить волосы и иметь тату на лице Политика, 06:10
«Норникель» готов обсуждать слияние с UC Rusal. Что говорят аналитики Pro, 06:00
Пророссийские власти Запорожья пригласили к себе военнообязанных Украины Политика, 05:56
Минобороны Британии сообщило о прибытии на обучение военных из Украины Политика, 05:12
Газета Bild сообщила о провале плана Германии по поставкам СПГ Политика, 05:01
Подозреваемому в стрельбе на параде в Чикаго предъявили обвинение Общество, 04:39
Кириенко призвал не только «импортозамещать», но и создавать новое Экономика, 04:37

Выпуск за 27 ноября, 2020

Сквозь Москву на «Иволге»
Проекту МЦД исполнился один год

Территория развития. Железнодорожный транспорт. Один год Московским центральным диаметрам

Мария Зайцева, специальный корреспондент:

— В ноябре исполнился ровно год Московским центральным диаметрам (МЦД) — масштабному транспортному проекту, который объединил формат пригородных электричек и столичного метро. Территория развития МЦД охватила Москву и Московскую область, связав между собой диаметрально противоположные города Подмосковья. Почему проект оказался успешным и какое будущее его ждет, расскажем в сегодняшней программе.

Перед создателями МЦД стояла непростая задача: создать новый комфортный, современный общественный транспорт на существующих ж/д путях, которым будут пользоваться не только для поездок из области в Москву или на дачу, но и внутри столицы, как альтернативное метро. Всего в Москве запланировано пять диаметров, пока открыли два из них: МЦД 1 Белорусско-Савеловский и МЦД 2 Курско-Рижский. За год по ним совершено более 130 млн поездок.

Александр Чекмарёв, заместитель директора научно-образовательного центра «Цифровые высокоскоростные транспортные системы» Российской открытой академии транспорта:

— До того как мы вступили в режим пандемии и самоизоляции, рост пассажиропотока на МЦД к марту составлял 15%, а по некоторым станциям больше 20% относительно того положения, которое было до запуска проекта. И этот рост бы продолжался, если бы не те ограничения, в которые мы попали.

Весомым преимуществом МЦД стало тактовое расписание — поезда приходят с примерно равными интервалами, которые в час пик составляют 5–7 минут.

Михаил Яковлевич Блинкин,
директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики:

— У МЦД уже заранее был пассажир, который пользовался этими электричками. Они стали из радиусов диаметрами и получили совсем другую тактовую частоту, нежели было раньше. Новые потребители пришли, но там и старых было изрядно, они просто получили новую транспортную услугу

Благодаря новой билетной системе и возможности бесплатной пересадки с МЦД на метро и МЦК по карте «Тройка» за год пассажиры диаметров сэкономили на поездках 1,5 млрд руб. А загруженность метро по целому ряду станций сократилась до 12%.

Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы:

— Мы увидели, что за счет интеграции билетных систем, когда вы едете по МЦД и сразу используете тариф метро, вы не платите дополнительно ничего, он оказал значительную популярность. Ряд загруженных станций метро существенно снизили свой пассажиропоток. Люди остались в МЦД, проезжая дальше в центр города. Это удобно, это экономит время и становится эффективно.

Специально для диаметров был разработан принципиально новый современный подвижной состав. Познакомиться с ним москвичи могли задолго до запуска МЦД в демонстрационном павильоне у Киевского вокзала.

Мария Зайцева:

— Главный экспонат павильона — полноразмерный макет поезда «Иволга». Именно такие поезда перевозят пассажиров на нескольких направлениях МЦД, а в будущем заменят все старые составы.

Здесь можно не только побыть пассажиром, ведь для этого достаточно прокатиться на обычной «Иволге», но и с помощью очков виртуальной реальности попробовать себя в роли машиниста.

Широкие двери, мягкие кресла — все это сразу обращает на себя внимание. Не менее важно то, что скрыто. Например, каждый вагон Иволги оснащен системой обеззараживания воздуха. Год назад никто и подумать не мог, как это будет важно сейчас.

Антон Ястребцев, директор лаборатории «Экология жизненного пространства»:

— Воздух засасывается вентилятором, проходит через каналы, внутри которых расположены бактерицидные лампы и некоторые другие приспособления, обеззараживается и выбрасывается обратно в салон. Таким образом больной человек внутри поезда «Иволга» если кашляет, чихает, то меньше шансов от него заразиться. Потом, что воздух постоянно рециркулирует по салону, обеззараживаясь.

«Иволгу» начали проектировать еще в 2013 году. Аналогов этом поезду в России никогда не производилось. Поскольку он разрабатывался с нуля, у проектировщиков не было искушения применить какие-то готовые узлы и соединения. Получился полностью оригинальный российский продукт.

Мария Зайцева:

— Мы находимся на Тверском вагоностроительном заводе. Это одно из крупнейших предприятий России и Европы, которое производит широкую линейку продукции — вагоны электричек, поездов дальнего следования, двухэтажные вагоны и многое другое. Визитную карточку проекта МЦД — поезд «Иволга» собирают именно здесь.

От листов металла до готового поезда — полный цикл производства «Иволги» занимает 75 дней. Вот так выглядит только что сошедший с производственной линии вагон.

Мария Зайцева:

— «Иволга» — это российский поезд мирового уровня. Он спроектирован российскими инженерами, собирается в Твери из отечественных комплектующих. Как здесь говорят, сделано в России и для России. Кстати, сталь, которая используется в производстве не подвержена коррозии. Этот поезд прослужит не менее 40 лет.

На заводе строго следят за соблюдением техники безопасности, в том числе и противовирусной. Но несмотря на пандемию многие цеха работают круглосуточно. Дополнительные 180 вагонов поезда «Иволга» уже поступают Центральной пригородной пассажирской компании. Их запуск позволит сделать все поезда 11-вагонными и односоставными со сквозным проходом по всей длине. В них также применен целый комплекс инновационных разработок, которые защищают пассажиров и не только от вирусов.

Сергей Орлов, главный специалист группы управления проектом «Электропоезда» ТВЗ:

— Это первые поезда российские, которые в себе имеют систему пассивной безопасности в системе крэш-модулей. Все системы сцепок поездов имеют деформируемые материалы, которые в случае каких-то аварийных ситуаций гасят энергию удара, и меньше травмирующих воздействий на пассажира. По ходовой части это пневмоподвешивание. Раньше российские производители электропоездов этим не пользовались. Это повышает для пассажира плавность хода, то есть это плавное движение, мягкое, комфортное. Плюс дисковые тормоза — эффективность торможения и безопасность гораздо лучше.

Каждый вагон буквально напичкан электроникой, словно громадный компьютер, способный решать самые неожиданные задачи. Например, измерять количество углекислого газа, которое выдыхают пассажиры, и в зависимости от него регулировать систему вентиляции.

Константин Жучков, начальник производственного участка вагоносборочного цеха ТВЗ:

— При открывании дверей температура внутри поезда практически не меняется за счет воздушно-тепловых завес, которые выполняют функцию такой тепловой защиты. При открывании дверей поток воздуха теплого, который также проходит через обеззараживатель, препятствует поступлению холодного воздуха внутрь вагона. То есть люди дискомфорта не испытывают.

Психологический комфорт пассажиров поддерживает в том числе «умная» система освещения. Утром лампы светят бодрящим холодным, а вечером — успокаивающим теплым светом.

Александр Лошманов, заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта ТМХ:

— В поезде «Иволга» был реализован ряд новых конструктивных решений. Это и новые комплекты энергосберегающего оборудования — практически каждый элемент в поезде «Иволга» является энергосберегающим. И новый уровень ускорения — для городского цикла это очень важно, чтобы поезд быстро разгонялся и быстро останавливался. Буквально каждая секунда времени в большом мегаполисе у пассажира на счету.

Помимо машиниста «Иволгой» управляет цифровая система: она непрерывно собирает информацию о режимах движения поезда и контролирует его техническое состояние.

Мария Зайцева:

— Вот это уже полностью собранный готовый вагон. Он сейчас проходит испытания, а затем достаточно будет снять эту защитную пленку — и можно отправляться в путь. Здесь уже виден знаменитый дизайн «Иволги», который воплощает в себе все мировые представления о том, каким должен быть современный городской транспорт. Здесь каждая деталь продумана для того, чтобы удовлетворять потребности пассажира, делая его пребывание в поезде максимально комфортным и безопасным.

В течение последний трех лет поезд постоянно модернизировали и дорабатывали. Вот так выглядит «Иволга 1.0», а вот так уже «Иволга 2.0». Внутри тоже появилось много дополнительных приспособлений и устройств: зона для детской коляски, велосипедные крепления, места для маломобильных пассажиров.

Мария Зайцева:

— Поезд «Иволга» спроектирован специально для внутригородских перевозок с большим количеством остановок. От обычной пригородной электрички его отличают широкие двери, просторный проход внутри вагона, отсутствие тамбуров и большое количество поручней. Поезд рассчитан на недолгие поездки с возможностью для пассажиров свободно перемещаться по составу.

В туалетных комнатах все спроектировано по принципу бесконтактного использования. Можно включить воду, воспользоваться мылом и высушить руки, ни разу ни до чего не дотронувшись. Любопытно, что все это придумывалось задолго до пандемии, но сейчас стало как никогда актуальным.

Мария Зайцева:

— В «Иволге» есть много мелких деталей, которые, казалось бы, не имеют отношения к типично транспортной инфраструктуре, но создают тот самый комфорт пассажира. Например, бесплатный Wi-Fi, к которому все уже привыкли, и USB-разъем в каждом кресле. В дороге можно поработать или, наоборот, отдохнуть.

Не так давно специалисты «Трансмашхолдинга» провели масштабное исследование пассажирского мнения. 90% опрошенных сказали, что им нравится «Иволга». Особенно отмечали приятный внешний вид и эргономичное пространство внутри поезда.

Кирилл Янков, председатель Московского общественного объединения «Союз пассажиров»:

— Электричек стало больше, москвичи их полюбили. Но через год можно сказать, что не все было достигнуто, чего хотели, инфраструктуры не хватает, мы видим, что строятся дополнительные пути между Курской и Каланчевской, по Савеловскому направлению. Во, когда все будет достроено, тогда уже диаметры заработают в полном объеме, как было задумано.

Участие в проекте МЦД стало толчком к развитию для целой отрасли российского транспортного машиностроения. Более 200 предприятий вместе создавали этот сложный высокотехнологичный продукт — современный городской поезд. До 2025 года должны быть запущены еще три новых диаметра.

Все выпуски программы
Главная Передачи Подписаться Поделиться