Лента новостей
Летевший из Москвы во Владивосток самолет сел в Красноярске 09:51, Общество Что вы знаете о запасных частях автомобиля. Тест 09:48, РБК и Mercedes-Benz МИД Китая заявил о неизбежности конкуренции с США 09:47, Политика В Ростовской области пять человек погибли в ДТП 09:18, Общество Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 18 апреля 09:15, Общество Как иммунитет работает против вирусов 09:00, РБК и Деринат Семь лет вооруженного конфликта на юго-востоке Украины. Видео 09:00, Политика «Супчик надо помешивать»: Евгений Касперский — о перестановках в команде 09:00, PRO Pro Инвестиции: как заработать на дефиците полупроводников 08:46, PRO Ник Бостром — РБК Pro: «Сверхразум машин изменит мир за считанные годы» 08:45, PRO Исполнительный директор GameStop продал акции компании почти на $12 млн 08:37, Бизнес WSJ узнала о разногласиях Байдена и командования по войскам в Афганистане 08:15, Политика Вести бизнес в России: взгляд предпринимателей 08:05, РБК и Альфа-Банк Россияне высказали отношение к бессрочному масочному режиму 08:00, Общество МЧС выявило более 200 тыс. нарушений пожарной безопасности с начала года 07:50, Общество В Пензенской области три человека погибли при пожаре в деревянном доме 07:23, Общество «Роскосмос» выбрал точное место посадки космонавтов после полетов на Луну 07:10, Технологии и медиа Что надо знать o шинах. Тест 07:08, РБК и Nokian Tyres Самолет из Москвы экстренно сел в Братске из-за самочувствия пассажира 06:49, Общество В чем российские магазины отстают от зарубежных аналогов 06:39, РБК и Русский продукт В Якутии при сходе лавины на автодорогу погиб человек 06:37, Общество Умер сооснователь Adobe Чарльз Гешке 06:27, Технологии и медиа Посол назвал включение Украины в НАТО долгом Германии перед Киевом 06:20, Политика В США задержали угрожавшую убить Камалу Харрис женщину 06:01, Общество В НХЛ повторили рекорд 50-летней давности 05:51, Спорт В Москве организаторы вечера в поддержку ЛГБТ заявили о срыве мероприятия 05:27, Общество Как контролировать бухгалтера через мобильное приложение 05:25, РБК и СберБизнес Times узнала об отправке кораблей ВМС Британии в Черное море 04:51, Политика

РБК+ / Территория развития. Железнодорожный транспорт

Выпуск за 4 декабря 2020 9:44
Выпуск за 25 декабря 2020 9:44
Повторить видео
10 секунд
«Москва 2020» для метро столицы
«Трансмашхолдинг» разработал поезд 21 века
Итоги 2020 года для отрасли железнодорожного транспорта
Несмотря на пандемию, производителям подвижного состава удалось представить рынку несколько новых продуктов и решений
Ведущие Мария Зайцева

Территория развития. Железнодорожный транспорт. Метро

Мария Зайцева, специальный корреспондент:

— Облик столичного метрополитена стремительно меняется. Появляются новые станции, линии и поезда. Сегодня Москва является мировым лидером и по темпам обновления подвижного состава, а парк вагонов метро — один из самых молодых в мире. О том, как территория развития метрополитена меняет жизнь людей и целых предприятий, расскажем в сегодняшней программе.

Метро — самый популярный общественный транспорт Москвы. За 2019 год он перевез более двух с половиной миллиардов пассажиров. При этом средняя дальность поездки в метро составляет 15 км.

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:

— На тех характерных расстояниях, на которые мы ездим в метрополитене, в общем-то, сидеть не обязательно. С другой стороны, есть то, что в Международном союзе общественного транспорта называют «неунизительные условия перевозок» — да, я стою, в этом нет ничего плохого, но я не должен вот так стоять (неудобно), вот это сжатие.

Поскольку задача метро — перевезти как можно больше пассажиров, основная тенденция в обновлении подвижного состава — увеличение вместимости поездов. Но не за счет снижения комфорта пассажиров, а наоборот.

Дмитрий Дощатов, первый заместитель начальника Московского метрополитена, начальник дирекции инфраструктуры:

— Программу обновления мы начали в 2010 году, и десять лет назад, на начало этой программы, доля нового подвижного состава составляла всего 12,5%, а на сегодняшний день это уже более 60%. При этом такой показатель, как возраст подвижного состава, у нас значительно снизился — с 22,5 года до 15 лет. Мы эту программу продолжаем.

В 2017 году на линиях метрополитена появился поезд «Москва». Именно в нем впервые был применен набор инновационных решений. Но на этом разработчики не остановились.

Мария Зайцева, специальный корреспондент:

— «Метровагонмаш» — это предприятие с более чем 120-летней историей. В 30-е годы прошлого века именно здесь были собраны первые в нашей стране поезда для Московского метрополитена. Все последующие десятилетия завод совершенствовал свою продукцию. Но 2020 год наверняка войдет в историю предприятия. Это год создания принципиально нового поезда.

Вагоны собираются по принципу эталонной линии, которая состоит из семи постов. Окрашенный кузов встает на первую позицию, и начинается поэтапная сборка вагона. Операции на каждом посту укладываются в восьмичасовую рабочую смену.

Григорий Илюхин, заместитель директора по производству завода «Метровагонмаш»:

— Если раньше у нас происходил отпуск вагона по одному, по два максимум, то сейчас мы выпускаем по три вагона, и происходит это каждый день. Для этого пришлось переделать полностью весь конвейер. Все производство у нас теперь подстроено под этот такт. До конца года мы должны собрать 335 вагонов, в метрополитен уже отправлено более 200 вагонов, поэтому план у нас будет выполнен.

«Москва 2020» — это целый ряд высокотехнологичных решений. Например, уже знакомая многим система пневмоподвешивания, которая обеспечивает более плавный ход состава. Еще одно важное преимущество нового поезда — его стоимость. Как говорят в метрополитене, ближайший конкурент «Москвы 2020» обошелся бы городу на 30% дороже.

Мария Зайцева, специальный корреспондент

— Поезд «Москва 2020» и внешне, и внутренне отличается от своего предшественника: более широкие двери, больше пространства внутри состава. Увеличилась и площадь остекления дверей, теперь они почти полностью прозрачные. По замыслу проектировщиков, такое решение даст пассажирам ощущение максимально открытого пространства и безопасности.

За эпидемиологическую безопасность отвечает система обеззараживания воздуха, она есть в каждом вагоне. Воздух поступает через вентилятор, проходит через каналы, внутри которых расположены бактерицидные лампы, и поступает обратно в салон.

Антон Ястребцев, директор лаборатории «Экология жизненного пространства»:

— Устраняется большая часть рисков, связанных с передачей через воздух, воздушно-капельным путем. Человек кашлянул, воздух поднимается вверх в каналы вентиляции, где он обеззараживается и обратно выбрасывается, риск от него заразиться, конечно, гораздо меньше. Поскольку все новые вагоны оборудуют системами обеззараживания, безусловно, в них станет безопаснее ездить, чем в обычных вагонах.

6 октября первый поезд «Москва 2020» вышел на Кольцевую линию метро. Пока таких составов немного, но в метрополитене обещают, что в течение следующего года будут заменены все поезда на кольце.

Мария Зайцева, специальный корреспондент:

— Прежде чем оказаться на линии метрополитена, поезд «Москва 2020» прошел несколько уровней испытаний и контрольную обкатку. В них принимали участие в том числе и машинисты метро. Специалисты оценивали десятки параметров: плавность хода и быстроту торможения, уровень шума в салоне и качество освещения. Общий вердикт: поезд полностью соответствует предъявленным к нему требованиям.

Больше всего в этом поезде поражает тишина. Можно разговаривать по телефону или с человеком, сидящим напротив, не повышая голоса. Достичь такого эффекта помогла новая система шумоизоляции внутри состава и множество доработок, связанных с герметичностью корпуса, дверей и оконных проемов. Еще одно преимущество «Москвы 2020» — это не только отсутствие тамбуров, но и каких-либо сужений внутри поезда.

Андрей Васильев, заместитель генерального директора «Трансмашхолдинга» по развитию городского транспорта:

— Вы можете просматривать пассажирский салон, и вам будет казаться, что это один единственный гибкий вагон. Это чрезвычайно тяжело сделать, потому, что поезд проходит различные криволинейные участки, переход должен постоянно изгибаться, все это должно работать многие годы — под нагрузкой, с пассажирами. На сегодняшний день внутри вагона более 300 USB-зарядок. Они находятся возле каждого кресла. У нас появился экран снаружи на боку вагона. Мы надеемся, что событие, когда пассажир сел не в ту сторону, будет редчайшим, потому что всегда можно будет прочитать, куда следует поезд.

Интерактивные дисплеи внутри вагона позволяют пассажиру построить оптимальный маршрут. В них зашито несколько языков.

Мария Зайцева, специальный корреспондент:

— Особое внимание создатели нового поезда уделили современным средствам информирования пассажиров. Человек в метро, как правило, чем-то занят — читает книгу или сидит, уткнувшись в смартфон. И бывают ситуации, когда нужно поднять голову и, осмотревшись, моментально понять, какая сейчас станция. Для этого в вагоне появилось еще больше информационных дисплеев не только на стенах, но и под потолком.

Пространство салона сбалансировано между сидящими и стоящими пассажирами так, чтобы всем было одинаково удобно. Любопытная деталь: стоя в любой точке вагона, пассажир может дотянуться до поручня.

Александр Чекмарев, заместитель директора научно-образовательного центра «Цифровые высокоскоростные транспортные системы» Российской открытой академии транспорта:

— Очень комфортный салон. Как пассажиру, мне очень приятно, что обивка сидений у нас стала не из кожзаменителя, не из дерматина, а тканевая, приятных песочных цветов. Это для пассажира действительно привлекательно. Ну и плюс, особенно для Кольцевой линии важно, — широкие двери, которые позволяют ускорить пассажирообмен на станции. Это одна из причин, почему поезд «Москва 2020» пошел на Кольцевую линию. Именно на Кольцевой, полностью обновив подвижной состав, можно ускорить движение, просто сократив количество стоянок на станциях.

При работе над обликом нового состава учитывалось и мнение пассажиров. Например, маску поезда — вид кабины с внешней стороны — с помощью голосования выбирали москвичи.

Александр Попов, фотограф, историк Московского метро:

— Здесь немаловажную роль играет среда, в которой поезд эксплуатируется. Среда не в плане «минус на улице, плюс, ветер», а социальная среда. Вспомним 90-е годы, пригородные электрички. Развандаленные, разбитые окна, вырванные сиденья, которые из мягких превратились в деревянные. Сейчас та социальная среда, которая существует в Москве, уже позволяет эксплуатировать такой поезд. Не только метрополитен идет навстречу пассажиру, но и пассажир идет навстречу метрополитену.

Попасть в кабину машиниста можно по индивидуальной карте доступа. Она также используется для запуска системы управления.

Мария Зайцева, специальный корреспондент:

— Создатели поезда позаботились и о комфорте машиниста. Кресло и подлокотники можно регулировать по высоте. Здесь также предусмотрена регулировка поясничной опоры и три режима жесткости. Сиденье с подогревом, как лобовое стекло и подножка. А кнопок на панели управления стало почти в два раза меньше. Их заменили сенсорные мониторы.

Кабина оснащена системой проверки бдительности машиниста. Есть и интеллектуальный помощник, который в случае неисправности подскажет наилучший выход из ситуации. Как говорят эксперты, этот поезд превосходит не только российские, но и мировые аналоги.

Кирилл Янков, председатель московского общественного объединения «Союз пассажиров»:

— Я считаю, что в течение следующего десятилетия нужно наконец прийти к тому, чтобы были специальные выдвижные ступенечки и чтобы не было просвета между вагоном и платформой. Это следующий этап для наших вагоностроителей. В принципе, образцы такие есть, тогда среда станет полностью безбарьерной. За исключением вот этой проблемы, которую решить совсем непросто, ведь нужно еще соблюсти габариты платформы, все остальное в новых поездах есть.

В ближайшие годы метрополитен получит 1360 новых вагонов. Они будут ходить по Кольцевой, Калужско-Рижской и Большой кольцевой линиям.

Дмитрий Дощатов, первый заместитель начальника Московского метрополитена, начальник дирекции инфраструктуры:

— Мы понимаем, что каждый новый тип, каждая новая серия — это шаг вперед. Мы улучшаем комфорт проезда наших пассажиров, и, безусловно, можно сказать, что эти вагоны — одни из самых современных в мире.

Создатели подвижного состава обещают не останавливаться на достигнутом и заниматься дальнейшим усовершенствованием поезда метро. Например, работать над технологиями автоматизации движения, чтобы машинисту оставалось лишь контролировать действия машины.

Все выпуски программы
Все гости
Все гости
Александр Астахов, директор по стратегии Leo Burnett Moscow
Александр Баранов, глава отдела риск-менеджмента «ЕФГ Управление Активами»
Александр Батушанский, совладелец ресторана "Северянин"
Александр Борисов, председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, генеральный директор ММБА
Александр Бортенёв, директор компании «Медбокс»
Александр Бурков, эксперт Института управления закупками им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ
Александр Гусев, президент Международного союза экспертов
Александр Кан, обозреватель русской службы BBC
Александр Самулкин
Александра Суслина, руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы
Алексей Бачеров, управляющий партнёр инвестиционного партнерства ABTRUST
Алексей Ефимов, член совета директоров и региональный директор JLL
Алексей Казаков
Алексей Петропольский, генеральный директор юридической компании URVISTA
Алексей Раевский, генеральный директор Zecurion
Алексей Раевский, генеральный директор компании Zecurion
Алексей Селиваненко, директор турнира ВТБ-Кубок Кремля
Алекскей Ткачук, главный редактор сайта «Рейтинг букмекеров»
Андрей Захаров, журналист «Фонтанка.ру»
Андрей Ковш, доцент факультета международных отношений СПбГУ
Яндекс. Директ