Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Новосибирске сотрудники ФСБ задержали ученого в больнице Политика, 23:16
Власти Крыма перенесли сроки запуска поездов в Херсон и Мелитополь Общество, 23:07
Коротко и дорого: как заработать на «красивых» автомобильных номерах Партнерский проект, 23:04
Дочь Тутберидзе фигуристка Дэвис продолжит выступать за сборную России Спорт, 22:53
Путин передал государству имущество компании-оператора «Сахалин-2» Бизнес, 22:48
Путин заявил, что догматизм Запада повышает риск его непродуманных шагов Политика, 22:42
Кабмин до конца года ограничил экспорт риса и кормовых аминокислот Экономика, 22:32
Испанский теннисист Надаль пробился в третий круг Уимблдона Спорт, 22:30
СБУ объявила об аресте туристических активов российского миллиардера Политика, 22:05
Посол России допустила разрыв дипотношений с Болгарией Политика, 21:54
Отстраненный за политическую позицию Карякин поднялся в рейтинге FIDE Спорт, 21:53
Минфин США заявил о блокировке активов «связанного с Керимовым» фонда Финансы, 21:52
Верховный суд РФ не стал признавать банкротом футбольный ЦСКА Спорт, 21:50
Путин заявил, что Запад загнал себя в ловушку Политика, 21:44

Выпуск за 4 декабря, 2020

«Москва 2020» для метро столицы
«Трансмашхолдинг» разработал поезд 21 века

Территория развития. Железнодорожный транспорт. Метро

Мария Зайцева, специальный корреспондент:

— Облик столичного метрополитена стремительно меняется. Появляются новые станции, линии и поезда. Сегодня Москва является мировым лидером и по темпам обновления подвижного состава, а парк вагонов метро — один из самых молодых в мире. О том, как территория развития метрополитена меняет жизнь людей и целых предприятий, расскажем в сегодняшней программе.

Метро — самый популярный общественный транспорт Москвы. За 2019 год он перевез более двух с половиной миллиардов пассажиров. При этом средняя дальность поездки в метро составляет 15 км.

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:

— На тех характерных расстояниях, на которые мы ездим в метрополитене, в общем-то, сидеть не обязательно. С другой стороны, есть то, что в Международном союзе общественного транспорта называют «неунизительные условия перевозок» — да, я стою, в этом нет ничего плохого, но я не должен вот так стоять (неудобно), вот это сжатие.

Поскольку задача метро — перевезти как можно больше пассажиров, основная тенденция в обновлении подвижного состава — увеличение вместимости поездов. Но не за счет снижения комфорта пассажиров, а наоборот.

Дмитрий Дощатов, первый заместитель начальника Московского метрополитена, начальник дирекции инфраструктуры:

— Программу обновления мы начали в 2010 году, и десять лет назад, на начало этой программы, доля нового подвижного состава составляла всего 12,5%, а на сегодняшний день это уже более 60%. При этом такой показатель, как возраст подвижного состава, у нас значительно снизился — с 22,5 года до 15 лет. Мы эту программу продолжаем.

В 2017 году на линиях метрополитена появился поезд «Москва». Именно в нем впервые был применен набор инновационных решений. Но на этом разработчики не остановились.

Мария Зайцева, специальный корреспондент:

— «Метровагонмаш» — это предприятие с более чем 120-летней историей. В 30-е годы прошлого века именно здесь были собраны первые в нашей стране поезда для Московского метрополитена. Все последующие десятилетия завод совершенствовал свою продукцию. Но 2020 год наверняка войдет в историю предприятия. Это год создания принципиально нового поезда.

Вагоны собираются по принципу эталонной линии, которая состоит из семи постов. Окрашенный кузов встает на первую позицию, и начинается поэтапная сборка вагона. Операции на каждом посту укладываются в восьмичасовую рабочую смену.

Григорий Илюхин, заместитель директора по производству завода «Метровагонмаш»:

— Если раньше у нас происходил отпуск вагона по одному, по два максимум, то сейчас мы выпускаем по три вагона, и происходит это каждый день. Для этого пришлось переделать полностью весь конвейер. Все производство у нас теперь подстроено под этот такт. До конца года мы должны собрать 335 вагонов, в метрополитен уже отправлено более 200 вагонов, поэтому план у нас будет выполнен.

«Москва 2020» — это целый ряд высокотехнологичных решений. Например, уже знакомая многим система пневмоподвешивания, которая обеспечивает более плавный ход состава. Еще одно важное преимущество нового поезда — его стоимость. Как говорят в метрополитене, ближайший конкурент «Москвы 2020» обошелся бы городу на 30% дороже.

Мария Зайцева, специальный корреспондент

— Поезд «Москва 2020» и внешне, и внутренне отличается от своего предшественника: более широкие двери, больше пространства внутри состава. Увеличилась и площадь остекления дверей, теперь они почти полностью прозрачные. По замыслу проектировщиков, такое решение даст пассажирам ощущение максимально открытого пространства и безопасности.

За эпидемиологическую безопасность отвечает система обеззараживания воздуха, она есть в каждом вагоне. Воздух поступает через вентилятор, проходит через каналы, внутри которых расположены бактерицидные лампы, и поступает обратно в салон.

Антон Ястребцев, директор лаборатории «Экология жизненного пространства»:

— Устраняется большая часть рисков, связанных с передачей через воздух, воздушно-капельным путем. Человек кашлянул, воздух поднимается вверх в каналы вентиляции, где он обеззараживается и обратно выбрасывается, риск от него заразиться, конечно, гораздо меньше. Поскольку все новые вагоны оборудуют системами обеззараживания, безусловно, в них станет безопаснее ездить, чем в обычных вагонах.

6 октября первый поезд «Москва 2020» вышел на Кольцевую линию метро. Пока таких составов немного, но в метрополитене обещают, что в течение следующего года будут заменены все поезда на кольце.

Мария Зайцева, специальный корреспондент:

— Прежде чем оказаться на линии метрополитена, поезд «Москва 2020» прошел несколько уровней испытаний и контрольную обкатку. В них принимали участие в том числе и машинисты метро. Специалисты оценивали десятки параметров: плавность хода и быстроту торможения, уровень шума в салоне и качество освещения. Общий вердикт: поезд полностью соответствует предъявленным к нему требованиям.

Больше всего в этом поезде поражает тишина. Можно разговаривать по телефону или с человеком, сидящим напротив, не повышая голоса. Достичь такого эффекта помогла новая система шумоизоляции внутри состава и множество доработок, связанных с герметичностью корпуса, дверей и оконных проемов. Еще одно преимущество «Москвы 2020» — это не только отсутствие тамбуров, но и каких-либо сужений внутри поезда.

Андрей Васильев, заместитель генерального директора «Трансмашхолдинга» по развитию городского транспорта:

— Вы можете просматривать пассажирский салон, и вам будет казаться, что это один единственный гибкий вагон. Это чрезвычайно тяжело сделать, потому, что поезд проходит различные криволинейные участки, переход должен постоянно изгибаться, все это должно работать многие годы — под нагрузкой, с пассажирами. На сегодняшний день внутри вагона более 300 USB-зарядок. Они находятся возле каждого кресла. У нас появился экран снаружи на боку вагона. Мы надеемся, что событие, когда пассажир сел не в ту сторону, будет редчайшим, потому что всегда можно будет прочитать, куда следует поезд.

Интерактивные дисплеи внутри вагона позволяют пассажиру построить оптимальный маршрут. В них зашито несколько языков.

Мария Зайцева, специальный корреспондент:

— Особое внимание создатели нового поезда уделили современным средствам информирования пассажиров. Человек в метро, как правило, чем-то занят — читает книгу или сидит, уткнувшись в смартфон. И бывают ситуации, когда нужно поднять голову и, осмотревшись, моментально понять, какая сейчас станция. Для этого в вагоне появилось еще больше информационных дисплеев не только на стенах, но и под потолком.

Пространство салона сбалансировано между сидящими и стоящими пассажирами так, чтобы всем было одинаково удобно. Любопытная деталь: стоя в любой точке вагона, пассажир может дотянуться до поручня.

Александр Чекмарев, заместитель директора научно-образовательного центра «Цифровые высокоскоростные транспортные системы» Российской открытой академии транспорта:

— Очень комфортный салон. Как пассажиру, мне очень приятно, что обивка сидений у нас стала не из кожзаменителя, не из дерматина, а тканевая, приятных песочных цветов. Это для пассажира действительно привлекательно. Ну и плюс, особенно для Кольцевой линии важно, — широкие двери, которые позволяют ускорить пассажирообмен на станции. Это одна из причин, почему поезд «Москва 2020» пошел на Кольцевую линию. Именно на Кольцевой, полностью обновив подвижной состав, можно ускорить движение, просто сократив количество стоянок на станциях.

При работе над обликом нового состава учитывалось и мнение пассажиров. Например, маску поезда — вид кабины с внешней стороны — с помощью голосования выбирали москвичи.

Александр Попов, фотограф, историк Московского метро:

— Здесь немаловажную роль играет среда, в которой поезд эксплуатируется. Среда не в плане «минус на улице, плюс, ветер», а социальная среда. Вспомним 90-е годы, пригородные электрички. Развандаленные, разбитые окна, вырванные сиденья, которые из мягких превратились в деревянные. Сейчас та социальная среда, которая существует в Москве, уже позволяет эксплуатировать такой поезд. Не только метрополитен идет навстречу пассажиру, но и пассажир идет навстречу метрополитену.

Попасть в кабину машиниста можно по индивидуальной карте доступа. Она также используется для запуска системы управления.

Мария Зайцева, специальный корреспондент:

— Создатели поезда позаботились и о комфорте машиниста. Кресло и подлокотники можно регулировать по высоте. Здесь также предусмотрена регулировка поясничной опоры и три режима жесткости. Сиденье с подогревом, как лобовое стекло и подножка. А кнопок на панели управления стало почти в два раза меньше. Их заменили сенсорные мониторы.

Кабина оснащена системой проверки бдительности машиниста. Есть и интеллектуальный помощник, который в случае неисправности подскажет наилучший выход из ситуации. Как говорят эксперты, этот поезд превосходит не только российские, но и мировые аналоги.

Кирилл Янков, председатель московского общественного объединения «Союз пассажиров»:

— Я считаю, что в течение следующего десятилетия нужно наконец прийти к тому, чтобы были специальные выдвижные ступенечки и чтобы не было просвета между вагоном и платформой. Это следующий этап для наших вагоностроителей. В принципе, образцы такие есть, тогда среда станет полностью безбарьерной. За исключением вот этой проблемы, которую решить совсем непросто, ведь нужно еще соблюсти габариты платформы, все остальное в новых поездах есть.

В ближайшие годы метрополитен получит 1360 новых вагонов. Они будут ходить по Кольцевой, Калужско-Рижской и Большой кольцевой линиям.

Дмитрий Дощатов, первый заместитель начальника Московского метрополитена, начальник дирекции инфраструктуры:

— Мы понимаем, что каждый новый тип, каждая новая серия — это шаг вперед. Мы улучшаем комфорт проезда наших пассажиров, и, безусловно, можно сказать, что эти вагоны — одни из самых современных в мире.

Создатели подвижного состава обещают не останавливаться на достигнутом и заниматься дальнейшим усовершенствованием поезда метро. Например, работать над технологиями автоматизации движения, чтобы машинисту оставалось лишь контролировать действия машины.

Все выпуски программы
Главная Передачи Подписаться Поделиться