Выпуск за 11 декабря, 2020
Вагон будущего
Территория развития. Железнодорожные перевозки. Вагон будущего
Мария Зайцева, специальный корреспондент:
— Россия — огромная страна, и потребности развития транспортной инфраструктуры и подвижного состава здесь зачастую определяются временем в пути. Перевозки на дальние расстояния с возможностью проводить несколько суток в дороге и проводить их с комфортом. При этом не переплачивая за билет. Возможно ли это? Узнаем в сегодняшней программе.
Территория развития — тысячи километров железных дорог, протянувшихся через всю страну от Калининграда до Владивостока. И миллионы пассажиров, интересы которых перевозчик обязан учитывать.
Константин Торубаров, заместитель генерального директора АО «ФПК»:
— Мы осуществляем как ночные, так и дневные перевозки, и здесь есть разница по требованиям, когда пассажир может в сидячем исполнении вагона проехать определенный промежуток времени или расстояния в 500 км. И конечно, есть ночные переезды, когда мы должны создавать для пассажира определенные условия. Это индивидуальное пространство, которому сегодня пассажир уделяет особое внимание.
В феврале 2019 года Федеральная пассажирская компания (ФПК) заключила контракт с Тверским вагоностроительным заводом, который входит в ТМХ, на поставку 3730 новых пассажирских вагонов различного типа. Все они должны соответствовать современным требованиям комфорта, надежности и безопасности.
Павел Иванкин, генеральный директор Института исследований проблем железнодорожного транспорта:
— Основной тренд, который задается в обновлении, определяется Тверским вагоностроительным заводом. И здесь мы видим положительную тенденцию: на протяжении пяти-семи лет выпускают обновленные вагоны. Парк большой, он действительно отчасти морально устарел, более 15 тыс. вагонов сегодня на сети курсируют, их средний возраст больше 15 лет, что говорит о том, что работы и для Тверского завода, и для инвестиционной программы РДЖ хватает.
Вот этот состав собран на ТВЗ и выведен на линию в 2020 году. Он состоит из так называемых двухвагонных сцепов. Внутри есть не только кондиционеры, вендинговые аппараты и кофемашины, но и душевые кабины в каждом вагоне.
Александр Чекмарёв, заместитель директора научно-образовательного центра «Цифровые высокоскоростные транспортные системы»:
— Это позволяет людям все-таки чувствовать себя более комфортно, потому что в течение длительной поездки, особенно когда она идет несколько дней, не иметь возможности принять душ — это один из главных недостатков железной дороги как вида транспорта на больших расстояниях.
Для того чтобы взглянуть на комфорт пассажира с новой стороны, создатели подвижного состава разработали первый в мире некупейный вагон в габарите Т. И он принципиально отличается от всего, что было раньше.
Мария Зайцева, специальный корреспондент:
— Это первое появление габарита Т в поездах дальнего следования. Раньше в таком габарите выпускали только вагоны пригородных электропоездов. Новый вагон больше стандартного на 28 см в ширину. Таким образом проектировщики решили так называемую проблему висящих ног. Кроме того, вагон стал длиннее на 73 см, и это пространство тоже использовано по максимуму.
В вагоне стало на 10% больше места для сна и на 14% — для багажа. В целом внутреннее пространство вагона увеличилось на 11%, и это действительно ощущается.
Александр Сыромятников, заместитель главного редактора журнала «Интеллектуальные транспортные системы России»:
— Что удачно, это сам факт того, что мы выходим в габарит Т, то есть пользуемся большей площадью. Потому что габаритная рамка вагона становится шире. И это приводит к тому габариту, в котором существуют электропоезда, то есть то, что мы называем электричками. Когда больше площади, это, конечно, хорошо.
Главные задачи, которые стояли перед дизайнерами и проектировщикам — индивидуализация пространства и улучшение пассажирских сервисов. Чтобы у каждого была своя зона, где все необходимое под рукой.
Мария Зайцева, специальный корреспондент:
— Концепция предполагает создание персонального пространства для каждого пассажира, где можно настроить индивидуальные параметры комфорта. Так, на каждом месте есть собственные светильники для чтения. Рядом с ними расположены индивидуальные воздуховоды — силу и направление воздуха в них можно регулировать по своему вкусу. Ну и, конечно, отдельная USB- розетка для каждого пассажира. А если надоели соседи… (задергивает шторку)
Вагон модульный — его наполнение и обстановка могут меняться в зависимости от пожеланий заказчика. Это может быть открытое купе со шкафом, открытое купе без шкафа или открытое купе с багажной полкой наверху.
Константин Торубаров, заместитель генерального директора АО «ФПК»:
— У нас остается самый важный вопрос: размещение багажа. И мы в этом направлении работаем с Тверским вагоностроительным заводом. Я думаю, что мы найдем консенсус, используя такие идеи, которые реализованы в авиапромышленности, когда есть верхняя полка, открывающаяся, закрывающаяся и нижнее пространство, где можно этот багаж располагать.
Это не просто макет, а настоящий полноценный вагон, со всеми работающими системами и коммуникациями. Он был выставлен на площади у Павелецкого вокзала, чтобы будущие пассажиры могли оценить новинку. Согласно опросу, более 90% человек высказались о вагоне положительно.
Александр Лошманов, заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта ТМХ:
— Помимо того, что мы поработали с местом пассажира, с местом размещения багажа, в том числе основной наш упор был сделан на повышение безопасности. Сегодня весь воздух в вагоне и вся вода, которой могут пользоваться пассажиры, проходит двойную систему обеззараживания. Плюс сегодня мы предусмотрели элементы обеззараживания в туалетных помещениях. После каждого посещения помещение обрабатывается ультрафиолетовыми лампами.
В дизайне вагона применены спокойные нейтральные цвета и натуральные оттенки, близкие к природным. По замыслу авторов, они должны располагать к отдыху и создавать приятную атмосферу в поездке.
Мария Зайцева, специальный корреспондент:
— А вот это, пожалуй, самое интересное и обсуждаемое решение в новом вагоне. Два смежных места теперь можно объединить, просто открыв вот эту перегородку. Это позволит двум пассажирам, например, друзьям или супругам, общаться, не покидая своих спальных мест. Но желание общения должно быть взаимным, поэтому перегородку предполагается оснастить двусторонними замками.
Не менее интересен и экстерьер вагона. В окраске использованы плавные цветовые переходы, динамичные линии, передающие ощущение скорости, и интеграция бренда РЖД.
Евгений Маслов, шеф-дизайнер ТМХ:
— Через дизайн мы заглядываем не только в вагоны, но и в необходимости, в мечты наших пользователей. Мы все помним, что такое был вагон и ощущения от путешествия в прошлом. Но мы также должны смело, с нашим дизайном, с нашей радостью, смотреть, что такое путешествие в будущем. Понимание пассажиров, понимание людей, которые работают в этом поезде, людей, которые встречают его, в конце концов. Это же все ощущения. Это даже, скорее, не про дизайн поезда, а про дизайн путешествий и ощущений, которые он предлагает.
Вагон капсульного типа представлен в виде макета, который не так давно показывали Михаилу Мишустину. По словам премьера, именно пассажиры и проводники должны выбирать, какой концепт некупейного вагона будет запущен в производство.
Александр Лошманов, заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта ТМХ:
— Это капсульный вагон, который создает индивидуальной пространство для каждого пассажира. У него все находится под рукой, увеличенная длина полки — 190 см, специальное место для хранения личного багажа, для хранения одежды. По нашим представлениям, это все-таки ночной экспресс, потому что в данной концепции нет возможности ехать всем вместе с семьей в одном помещении. Это все-таки история, связанная с путешествие на расстояния до 12 часов, когда вы можете комфортно расположиться в такой вот маленькой капсуле.
Капсульный вагон тоже выполнен в более широком габарите Т, но все места здесь располагаются в шахматном порядке вдоль прохода. Здесь могут с комфортом ехать 56 человек.
Мария Зайцева, специальный корреспондент:
— Личные вещи пассажир может разместить в своей капсуле, а для багажа организован специальный отсек. В него поместятся и негабаритные вещи, в том числе велосипеды, байдарки, а в нашем случае — штативы от телекамер.
Индивидуализация пространства соответствует мировым трендам. А пандемия коронавируса только усиливает эти тенденции. Современному человеку все чаще хочется закрыться от окружающих. И общественный транспорт теперь способен предоставить такую возможность.
Кирилл Янков, председатель Московского общественного объединения «Союз пассажиров»:
— Надо понимать, что традиционный открытый вагон плацкартного типа тоже многим пассажирам нравится. Примерно 20–25% в таком вагоне ездят не потому, что у них нет денег на купейный, а потому, что они так привыкли, они любят общество или везут байдарки с собой, которые хорошо помещаются в плацкарном вагоне, но куда положить байдарку в купейном, я не представляю. Вообще, над капсульным вагоном надо работать тоже, потому что для эпидемиологической безопасности, как выясняется, капсульное размещение пассажиров — самое лучшее.
Оба концепта созданы для того, чтобы пассажиры смогли увидеть их и проголосовать за самый понравившийся вариант. На основе этих оценок Федеральная пассажирская компания и выберет, каким станет вагон будущего.
Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров:
— С учетом современных возможностей производителей и того, что железные дороги охватывают огромную территорию двух материков — Европу и Азию, в итоге у нас будет не один пассажирский вагон, а несколько вагонов разных типов, которые будут производиться в зависимости от двух параметров — дальность поездки и загруженность этих маршрутов.
Еще недавно поездка в плацкартном вагоне была для пассажира испытанием и проверкой на прочность. Сегодня инженеры и дизайнеры работают для того, чтобы сделать путешествие по железной дороге как минимум приятным и необременительным. А в идеале — доставляющим удовольствие и положительные эмоции.