Выпуск за 9 декабря, 2022
Новая экономика. Город. Выпуск 06
Уже более 70 лет планированием территорий столицы и городов страны занимается Институт Генплана Москвы. Среди основных задач института в столице, которые он решает под руководством Москомархитектуры, — работа с генеральным планом, правилами землепользования и застройки, проведение анализа состояния градостроительного развития. С 2018 года институт возглавляет Татьяна Гук.
— Давайте сразу расскажем нашим зрителям: что такое генплан Москвы, какова его роль в современном городе?
— Когда мы говорим о подобного рода документах, как генплан Москвы, я все время говорю: «У вас же есть планы на жизнь? Вы ведь предполагаете, что куда-то поступите, закончите институт, у вас появится семья, да?»
Вот так и генеральный план любого города предполагает определенное развитие. Без того, чтобы не планировать, не резервировать территории под определенные функции, — такого не бывает. Иначе образуется хаос.
Если же говорить о пространственном развитии территории, то имеет смысл сказать, что генплан предполагал и предполагает полицентричность развития города. Мы с вами сейчас находимся в Сити, да? И это, с одной стороны, центр города, а с другой стороны — это уже нет. Потому что территория Большого Сити — она лежит на стыке уже нескольких округов. Вышли за границы исторического центра города? Да! Например, подобного же рода точка сейчас образовывается, например, в районе Южного порта (это станции метро «Текстильщики» и «Печатники»). Мы сейчас находимся в стадии разработки большого количества документации на эту тему. Там огромный технопарк «Москва», там есть автозавод, предполагается развитие транспортно-логистического центра, который будет обслуживать эту территорию, предполагается большая застройка — и деловая, и жилая, и формирование парковых пространств. Таким образом будет формироваться ось «запад — восток».
Почему это хорошо? Потому что во многом это снизит нагрузку на транспортную инфраструктуру города. Сейчас, конечно, большинство рабочих мест сосредоточено в центре города. А лет десять назад, когда Сити находился еще в стадии строительства, все говорили, что это «градостроительная ошибка». А сейчас каждый раз, когда приезжаю сюда, я понимаю, что из монофункции, из деловой функции здесь появилась функция торговая, услуги... Появились апартаменты, где люди могут жить. И соответственно, территория сразу же зажила, да? И вот одна из задач таких документов, как генеральный план, — это найти баланс в развитии территории. Где и каких функций должно быть в достатке для того, чтобы город жил комфортно. В первую очередь, жили комфортно его жители, и с удовольствием.
— В прошлом году Институту генплана Москвы исполнилось 70 лет. За это время в Москве было реализовано много масштабных и по-настоящему знаковых проектов. Но если взять последние десять лет, какой московский проект считаете самым важным для себя?
— Мне часто задают стандартный вопрос — про любимый проект. И я каждый раз задаю вопрос в ответ: «У вас пять пальце на руке, какой отрезать будем?» Понимаете, любой жалко. И каждый проект — он настолько индивидуален по-своему. Если говорить про последние десять лет, то... что важнее? Запуск Московского центрального кольца (МЦК)? Или строительство хорд, которые разгружают центр города? Или Большая кольцевая линия (БКЛ) метро? Или программа реновации? Или реорганизация промзоны ЗИЛа? Или другие объекты? Вот что важнее?
— А что сложнее?
— Сложнее проектировать в сложившейся городской застройке. В этом смысле метро и дороги — более сложные с точки зрения проектирования. Когда сейчас формировалась БКЛ метро, были очень сложные участки, где нужно было проходить и находить положение станций в сложившейся застройке. Вот знаете — это… до мурашек. Потому что каждый случай — он настолько индивидуален и настолько требует детальной проработки...
— Кстати, а какие ключевые мировые современные тенденции заложены в текущий генплан Москвы, насколько они требуют корректировки?
— Один из трендов — это транспортно-ориентированное проектирование. Как раз реализованное — это транспортная система высокоскоростного, внеуличного транспорта в Москве, которая позволяет реализовывать этот тренд.
Еще один из также известных мировых трендов — это микс-юз. Когда ты живешь рядом с работой, можешь отдохнуть рядом с местом жительства, у тебя все услуги в шаговой доступности. Поэтому сейчас, когда разрабатывается документация по планировке территории, обязательно смотрят на баланс мест проживания, рабочих мест, досуга, социального обслуживания. Этот тренд воочию сейчас реализуется.
— То есть мы строим «пятнадцатиминутный город»?
— У нас могут появиться определенные территории, которые могут складываться в «пятнадцатиминутный город». Но в силу исторически сложившейся планировочной структуры: перенасыщенный центр, территория промзон, которая опоясывает этот исторический центр, спальные районы — это довольно сложная задача. Как раз подход микс-юза при обновлении территории, при реконструкции территории, при реновации — он позволяет говорить о том, что тренд на «пятнадцатиминутный город» существует. Но у нас другой немножко масштаб. Он для двух-трехмиллионного города — это вот реалистичная задача. Но Москва — она более сложная.
— В Москве часто говорят, что постепенно исчерпывается потенциал для развития. Все меньше и меньше территорий для новой стройки. А что дальше? Какие пространства нужно в будущем реализовывать?
— Очень многие города последние десятилетия шли по пути экстенсивного развития. «Да, прирежем территорию, построим микрорайон, проведем дорогу — ну да бог с ним, как ездить...» Москва все-таки ориентирована на интенсивное развитие территории. Мы видим резервы, которые существуют внутри существующих границ «старой» Москвы. Мы имеем в качестве резерва неплотную застройку, в том числе жилых территорий. И «рыхлую» застройку промзон. Как раз и программа «Промышленный квартал», и программа комплексного развития территории — это все инструменты реализации проектов, как смысловой наполненности. Это и места проживания, и места работы — все рядом. Весь комплекс услуг в одном месте. И он сейчас реализуется. Я считаю, что у нас в общем-то есть потенциал для эффективного использования территорий внутри города.
— А подземные пространства как-то будут далее осваиваться?
— Сложность освоения подземных пространств заключается в том, что Москва испещрена сетями. Если вы говорите о подземном пространстве в широком смысле — что именно вы предполагаете? Что можно там разместить? Торговый центр? Пожалуйста, пример: Павелецкая площадь. Подземное пространство используется. А если мы говорим об организации парковок — в жилой застройке это практически везде.
Если говорить о каких-то масштабных проектах… Я знаю, что мои коллеги рассказывали о такой концепции использования подземного пространства под Тверской площадью, где-то в районе Москвы-реки. Но... это очень-очень большие финансовые затраты. Исходя из того, что у нас есть еще возможности и запас территорий, который позволяет нам развиваться комфортно и с хорошим качеством, наверное, вопрос освоения подземного пространства — как пространства, куда нам нужно уйти, он... он не стоит столь актуально.
— Подводим итог. За последние десять лет в Москве было много масштабных мегапроектов. Раскройте секрет — сейчас какие-то мегапроекты на следующее десятилетие вырабатываются в столице?
— Бирюлевская линия метро. Это как раз о том, как реализуется генеральный план. В генеральном плане 2010 года Бирюлевская линия метро — она действительно существовала. И люди ждут этой линии очень-очень и очень сильно. И мы находимся в финальной стадии, завершаем проект планировки и очень надеемся, что в самое ближайшее время эта линия метро будет реализована.
Соединение новых территорий с основной территорией Москвы — Троицк, Троицкая линия метро, когда десять станций будут размещаться на присоединенных территориях. Люди смогут с комфортом добраться туда, куда им нужно. Это то, что касается метрополитена.
Каркас города — транспортный каркас — фактически сформирован. Это Московский скоростной диаметр, Северо-Восточная, Северо-Западная, Юго-Восточная хорды, Южная рокада.
Но понимаем, что вопрос связанности территорий не радиального, а кольцевого и поперечного направления — он все равно будет оставаться довольно востребованным. И вот я бы назвала эту последующую нашу работу — это как раз повышение связанности и сокращение транспортного времени москвича. Из района в район. На мелких расстояниях.
Вы знаете, также идет программа «Реновация». Она будет продолжаться еще довольно долго. Сейчас уже мы видим объекты, которые реализованы. Мы видим людей, которые переехали совершенно в другой класс жилья по отношению к тому, откуда они выезжали. И это программа ближайшего десятилетия, однозначно.
Но я, как всегда, говорю: подождите немножечко, да? Вы эффект увидите чуть-чуть попозже. Как и происходило все эти десять лет. Мы начинали — смотрели, как получается. А сейчас мы настолько к этому привыкли, что даже, наверное, и не замечаем этих перемен...