Видео

Выпуск за 22 мая

Офсетные контракты

https://investmoscow.ru/

В 2016 году в закон о госзакупках внесли поправки, что позволило бизнесу заключать офсетные контракты с государством. Первым регионом страны, который начал использовать этот механизм, стала Москва. С 2017 года столица заключила более 30 офсетных контрактов на сумму свыше 637 миллиардов рублей. Как развивается этот инструмент, в чем особенности и выгода для города и инвестора – расскажем в этой программе.

Игорь Щербаков, обозреватель

Главное отличие офсетного контракта от обычного в том, что помимо соглашения о закупке товара или оказании услуг он предусматривает дополнительные инвестиционные обязательства для подрядчика. Бизнес инвестирует в создание, модернизацию или освоение производства определенного продукта. Заказчик же в лице государства обязуется выкупить согласованный объем производимой продукции по заранее установленной цене. Почему Москва заключает офсетные контракты, какие сферы они затрагивают и в чем эффективность этого механизма для города, узнаем у министра правительства Москвы, руководителя департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Анатолия Гарбузова.

— В 2017 году Москва стала первым регионом в стране, который начал заключать офсетные контракты. Почему приняли такие решения?

Анатолий Гарбузов, министр правительства Москвы, руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы

— Офсетный контракт — это прежде всего мера поддержки для инвестора, который хочет в долгосрочной перспективе поставлять в город важную продукцию и развивать свое производство. Это дает городу гарантированную поставку, а, кроме этого, создание инвестором высокотехнологичных производств. Это позволяет городу экономить бюджетные средства. Кроме этого, офсетный контракт — это прежде всего инвестиция в долгосрочное развитие предприятия, поэтому инвесторам очень важно соблюдать определенные правила игры и параметры. При офсете инвестор должен инвестировать минимальный объем денежных средств в создание или развитие действующего производства на территории города, либо создание нового производства на территории города. Это и рабочие места для города, налоги и все вытекающие из этого обстоятельства, но, кроме этого, это создание эффективных и высокотехнологичных производств. Мы посмотрели статистику, инвесторы перевыполняют минимальный объем инвестиций. Если они заявляют миллиарды рублей, обычно инвестируют где-то 2–2,5, что свидетельствует о том, что офсет — это действительно та гарантия, тот инструмент для поддержки инвестиций, который необходим сейчас нашим промышленным производствам и отраслям.

— Как планируете его в дальнейшем развивать?

Анатолий Гарбузов, министр правительства Москвы, руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы

— Мы считаем, что это достаточно эффективный инструмент. СКЛ для Москвы, мы часть наших закупок, которые мы производили, производили через офсет, получили экономию бюджетных средств благодаря конкурсной процедуре. Но, кроме этого, мы получили на территории города производство, рабочие места, налоги, получили хорошие научные заделы, исследовательские инициативы, которые направлены на развитие производства, и мы, и федеральные ведомства требуют не только поставить продукт, но поставить продукт, произведенный на территории Российской Федерации. А кроме этого, увеличивать глубину переделов. Если мы говорим, допустим, фармацевтические средства, то поставщики по нашим офсетным контрактам должны локализовать не только производство или упаковку фармацевтических товаров, но и локализовать производство субстанций, из которых делается фармацевтика. Это позволит нам обеспечить технологический суверенитет, не зависеть от поставок ни из каких других стран.

Игорь Щербаков, обозреватель

2024 год стал рекордным для Москвы по количеству заключенных офсетных контрактов: 15 договоров на 362 миллиарда рублей. В общей сложности благодаря офсетам в городе уже появилось 9 новых производств. С ключевыми проектами столицы познакомилась моя коллега, Дарья Заречкина.

Дарья Заречкина, специальный корреспондент

— Мы приехали в «Технополис Москва». Здесь располагаются производства сразу нескольких компаний, которые заключили офсетные контракты с городскими учреждениями на поставку различной продукции: от фармацевтики до терминалов по продаже билетов в метро. Узнаем подробнее о деталях соглашений, условиях контрактов для бизнеса и самих предприятиях.

На площадке «Алабушево» находится фармацевтическая компания, которая специализируется на производстве лекарств из собственных компонентов, включая твердые формы, стерильные растворы и препараты по технологии BFS. На предприятии работают около 1000 сотрудников, в том числе более 100 специалистов в собственном научно-исследовательском центре. 60% продукции поставляют по государственным контрактам, включая офсетные соглашения с правительством Москвы на 340 миллионов единиц препаратов.

Людмила Щербакова, президент фармацевтической группы «Велфарм»

— Первый наш контракт мы заключили в 2023 году, мы приняли участие в тендере и выиграли контракт стоимостью около 3 миллиардов рублей на поставку 25 лекарственных препаратов в город Москву, и поставка у нас начинается с 2025 года. То есть за два года мы должны были организовать производство этих препаратов. И это нам удалось. Процедура постановки на производство достаточно сложная, она связана с очень сложной регуляторикой. Это регистрация препарата, проведение клинических исследований, постановка на производство, отработка технологии плюс еще собственная субстанция.

В рамках соглашения строят новый корпус для 11 изолированных производств с собственной инфраструктурой.

Дарья Заречкина, специальный корреспондент

— Еще несколько предприятий — партнеров города располагаются на площадке «Руднево». Один из резидентов, разработчик малых космических аппаратов, заключил офсетный контракт осенью прошлого года. Инвестировал в модернизацию своего производства более 150 миллионов рублей.

Компания будет производить и поставлять образовательные беспилотные и программно-аппаратные комплексы для соревнований, а также необходимые комплектующие в учебные заведения столицы.

Даниил Золотник, заместитель генерального директора «Геоскан Москва» по направлению образования

— Мы вкладываемся в ремонт и оснащение необходимым технологическим оборудованием. Производственные мощности данного центра рассчитаны до 50 тысяч штук в год, и поскольку соглашение рассчитано до 2030 года. Мы ориентируемся, что этого хватит сполна для покрытия всех потребностей в оснащении беспилотных летательных аппаратов для образовательных учреждений города Москвы.

Запуск производства планируется в конце этого года.

Дарья Заречкина, специальный корреспондент

— Еще одна компания заключила офсетный контракт совсем недавно, в феврале этого года. Более 150 миллионов рублей инвестировали в модернизацию производства и планируют поставить столичному метрополитену более 2000 автоматов по продаже билетов.

Технологическая линия на производстве насчитывает 11 постов финальной сборки устройств и девять участков для тестирования готовой продукции. Большинство операций автоматизировано. Например, за сварку отвечает робот. Предприятие также использует 3D-печать и прототипирование пластиковых деталей банкомата.

Артём Жилонов, генеральный директор ООО «Банковские и финансовые системы»

— Офсетный контракт — это уникальный инструмент как для поддержки производителей, отечественных производителей, так и для развития промышленности. Поэтому мы, естественно, как компания, которая активно развивается, увидев эту возможность, приняли решение ей воспользоваться. Мы разработали фактически новую линейку оборудования для транспорта. Ранее мы производили только устройство самообслуживания для банковского сектора.

Особое внимание в офсетных контрактах столичные власти уделяют локализации и импортозамещению. Представители бизнеса говорят, что некоторые проекты были бы нерентабельными без этого механизма.

Игорь Щербаков, обозреватель

О ключевых отличиях офсетных контрактов от других видов госзакупок, условиях и объемах соглашений поговорим с директором городского агентства управления инвестициями, Андреем Балуком.

— В чем главное отличие офсетных контрактов от других видов госзакупок?

Андрей Балук, директор ГБУ города Москвы «Городское агентство управления инвестициями»

— В рамках обычных контрактов у нас происходит просто поставка товара. В рамках офсета помимо поставки к инвестору-поставщику предъявляются встречные инвестиционные обязательства. Это инвестиции, которые инвестор должен исполнить по созданию модернизации либо освоению нового производства на территории города. Кроме того, в рамках обычных госзакупок стандартные контракты заключаются в среднем в срок до трех лет СКЛ, для офсетных контрактов сделаны исключения, и мы можем заключать офсетные контракты на срок до 10 лет. Инвестор может структурировать свою инвестиционную программу таким образом, чтобы закупить оборудование либо модернизировать производство, понимая, что он вернет вложенные инвестиции в течение этого долгого срока поставки продукции государственному заказчику.

— А как заключаются такие контракты?

Андрей Балук, директор ГБУ города Москвы «Городское агентство управления инвестициями»

— Это конкурентная закупка, проводимая в виде электронного конкурса. Правительство Москвы принимает распоряжение, в котором устанавливается заказчик, срок исполнения инвестиционных обязательств, срок контракта, объем инвестиций, минимальное количество товаров, производство которого должно быть освоено на территории субъекта Российской Федерации. Далее определяется начальная максимальная цена контракта, и проводится электронный конкурс. Мы же со своей стороны очень внимательно смотрим по номенклатурным позициям товаров, которые необходимы государственным заказчикам для исполнения своих обязательств. Мы смотрим, какой товар не производится на территории Российской Федерации, какой товар требует увеличения глубины локализации. Мы предъявляем требования в инвестиционных обязательствах по использованию отечественного сырья либо отечественных комплектующих.

Игорь Щербаков, обозреватель

Об особенностях сотрудничества бизнеса и города поговорим с заместителем начальника Главного контрольного управления города Москвы, Степаном Цукановым.

— Я знаю, что офсетный контракт — это госзакупка, которая проводится по конкурсу. А как обеспечивается прозрачность этой процедуры?

Степан Цуканов, заместитель начальника Главного контрольного управления города Москвы — начальник Управления контроля в сфере закупок

— Говоря о прозрачности данной процедуры, имеет смысл отразить три аспекта. Первое, что все элементы этой процедуры, включая извещение, контракт, все протоколы, изменения в контракт, дополнительные соглашения, информация об исполнении контракта, они публикуются в единой информационной системе, то есть в открытом доступе находятся. Второе, что установление правил описания объекта закупки, выставление требований к участникам данной закупки, к составу заявки, они регламентированы 44-м Федеральным законом и федеральными законными актами. И третий момент, который необходимо отметить, это то, что в процессе, пока извещение висит в единой информационной системе, до определенного момента любой участник имеет возможность обратиться за разъяснениями через ЕИС. Ответ на эти разъяснения будет дан также через ЕИС, и с этим ответом могут ознакомиться все потенциальные инвесторы, которые хотят поучаствовать в данной процедуре.

Игорь Щербаков, обозреватель

Ключевые инвестиционные и промышленные события последнего месяца в нашей подборке новостей.

С января по март этого года промышленное производство в Москве выросло на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го. Увеличение объемов выпуска наблюдается во всех ключевых отраслях: в пищевой промышленности + 16,3%, в производстве одежды + 72,1%, поставки лекарств + 37,4%.

К 2030 году благодаря программе стимулирования создания мест приложения труда появится 26 промышленных объектов, которые обеспечат работой более 20 тысяч человек. По условиям городской программы, застройщик полностью или частично освобождается от платы за изменения вида разрешенного использование земельного участка, на котором возводит жилые дома, если инвестирует в строительство промышленного объекта. На текущий момент по программе МПТ уже введены в эксплуатацию 5 объектов.

В особой экономической зоне «Технополис Москва» начали производство образцов «клеточных» лекарств. Они содержат выращенные клетки пациентов и будут использоваться для лечения критических ожогов, повреждений суставов и последствий травм спинного мозга. Это первые подобные препараты в России.

Игорь Щербаков, обозреватель

— Москва стала первым регионом России, заключившим офсетные контракты на поставку лифтов для реновации и капитального ремонта. Одни из крупнейших по стоимости и масштабу договоры заключены с двумя столичными заводами. Ожидается, что они закроют потребность города в лифтовом оборудовании на 10 лет вперед. Для исполнения контракта подрядчики модернизируют производство, построят новые корпуса и создадут рабочие места. Какова экономика таких проектов с точки зрения инвесторов узнаем у генерального директора Карачаровского механического завода, Дмитрия Сидельковского.

— Почему решили заключить офсетные и специальные контракты с Москвой? И что вы должны сделать в рамках этого соглашения?

Дмитрий Сидельковский, генеральный директор Карачаровского механического завода

— У нас в рамках офсетного контракта есть обязательства на инвестирование 2 миллиардов рублей в течение 48 месяцев. При этом город закупает у нас в течение 10 лет 22 700 лифтов по фиксированной в договоре цене. Частично эти средства будут инвестированы в текущий цех, в текущее производство. Это закупка новых станков, это модернизация частично других станков, это разработка конструкторской документации в том числе на новые виды оборудования. Частично эти средства будут вложены в строительство нового цеха, в котором будет размещено производство электротехнических компонентов, электронных компонентов. И в этом году в качестве инвестиций мы уже сделаем около 350–400 миллионов инвестиций в станочный парк, в новый станочный парк, который ляжет в основу в том числе и повышения качества, и снижения себестоимости нашей продукции. В рамках этих инвестиций уже до конца года мы начинаем серийное производство безредукторных лебедок скоростью 1,6 м/с, которые до этого не производились на территории Российской Федерации и которые раньше все закупали в Китае.

Игорь Щербаков, обозреватель

Так развиваются офсетные проекты в столице. Следите за развитием экономики и новыми проектами Москвы вместе с нами. Смотрите «Инвестиции и промышленность» на РБК.

Все выпуски программы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 12 июня
EUR ЦБ: 90,01 (+0,22)
Инвестиции, 11 июн, 20:04
Курс доллара на 12 июня
USD ЦБ: 79 (+0,4)
Инвестиции, 11 июн, 20:04
Нетаньяху призвал иранцев восстать против своего правительства Политика, 00:40
Второй российский аэропорт ввел ограничения на полеты Политика, 00:36
ЦАХАЛ назвала количество выпущенных по Израилю иранских ракет Политика, 00:10
Небензя обвинил Израиль в эскалации ситуации на Ближнем Востоке Политика, 00:06
Какие стадионы примут клубный чемпионат мира по футболу в США Спорт, 00:00
Какое у вас гастрономическое альтер-эго. Тест РБК и Перекрёсток, 13 июн, 23:59
Взрывы прозвучали в Тегеране Политика, 13 июн, 23:58
Российский аэропорт ввел ограничения на полеты Политика, 13 июн, 23:49
Иран начал третью волну ракетной атаки на Израиль Политика, 13 июн, 23:29
Иран отверг призывы воздерживаться от действий против Израиля Политика, 13 июн, 23:22
МАГАТЭ заявило об уничтожении части завода, где Иран обогащал уран Политика, 13 июн, 23:09
Последствия ударов Ирана по Израилю. Видео Политика, 13 июн, 22:58
Десятки человек пострадали при ответном ударе Ирана по Израилю Политика, 13 июн, 22:55
Axios сообщил об участии США в защите Израиля от ответного удара Ирана Политика, 13 июн, 22:49
Главная Передачи Подписаться Поделиться