Выпуск за 31 июля
Экспорт Москвы
Москва занимает первое место среди регионов России по объему несырьевого неэнергетического экспорта. Основной приоритет столицы — это развитие внешней торговли для производителей с локализацией на территории города Москвы. По итогу прошлого года объем поставок за рубеж таких компаний увеличился на 13% по сравнению с 2023 годом. В этой программе расскажем о потенциале столичного экспорта, продукции и бизнесе, который ее производит.
Игорь Щербаков, обозреватель
В прошлом году среди ключевых покупателей — Китай, Белоруссия, Казахстан, Индия и Турция. Основа поставок — продукция промышленного производства. Также Москва поставляет продукцию пищевой промышленности на иностранные рынки. Экспорт столичных компаний увеличился на 11% по итогам 2024 года. Главные потребители продуктов питания столичного производства — Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан, Китай. О потенциале востребованности столичных товаров на мировых рынках и развитии экспорта поговорим с министром правительства Москвы, руководителем департамента инвестиционной и промышленной политики Анатолием Гарбузовым.
— C какими сложностями сталкивается, как правило, российский бизнес при выходе на иностранные рынки и насколько помогают им те меры поддержки, которые город дает бизнесу?
Анатолий Гарбузов, министр правительства Москвы, руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики
— Высокая конкурентная среда на этих рынках делает очень важным создание эффективного бренда и позиционирование себя на рынках. Мы как раз предоставляем соответствующие исследования, которые помогают правильно спозиционировать себя на рынках. Кроме этого, в России созданы соответствующие условия для быстрой аттестации различной продукции, лицензирования этой продукции. То есть в России компаниям понятно, что надо сделать для того, чтобы получить соответствующий аттестат, возможность в понятные сроки получить соответствующую лицензию.
— Каков объем экспорта столичной продукции, столичной промышленности за прошлый год, начало этого года? Что, кто и куда экспортируют?
— Объем экспорта столичной промышленной продукции год от года растёт. Это, безусловно, приборостроение, также которое выросло больше чем в два раза, что отмечает конкурентоспособность нашей промышленной продукции, нашей отрасли приборостроения. По сравнению с мировыми аналогами. Кроме этого, безусловно, растет пищевая отрасль производства. Московские кондитерские фабрики являются мировым брендом. Недавно мы обсуждали вопрос о том, что любят наши китайские партнеры, и выяснили, что 67% импорта, который делает Китай по мороженому, приходится на московские предприятия.
— На чем сосредоточена работа в части развития экспорта столичной промышленности сегодня?
— Мы переходим в высокотехнологичную промышленность, и для этого нам необходимо развитие наших научно-исследовательских разработок, опытное производство, тестовое производство и дальнейший быстрый выход на серию, партию и экспорт этой партии продукции. Поэтому сейчас мы особое внимание уделяем подготовке кадров, развитию и различным мерам поддержки для развития научно-исследовательских разработок промышленных предприятий, быстрого запуска этих производств или же быстрой поставки линий производственных для того, чтобы выпускать продукцию.
Игорь Щербаков, обозреватель
Какие компании и где производят товары на экспорт в Москве, узнала моя коллега Дарья Заречкина.
Дарья Заречкина, специальный корреспондент
Рост столичного экспорта товаров отрасли энергетического машиностроения вырос в первом полугодии 2025 года на 51% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, по данным департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы. Мы приехали на производство электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, которые используются в промышленной технике. Компания активно участвует в выставках и международных бизнес-миссиях, представляя аккумуляторные решения и развивая экспорт, в том числе в страны СНГ.
Производитель специализируется на создании литийионных аккумуляторов для складской и клининговой техники. Продукция, включая батареи для штабелеров и погрузчиков, полностью локализована. Компания уже занимает 80% рынка аккумуляторов для клининговой техники. В год производят от 3 тыс. до 5 тыс. в зависимости от рыночной ситуации. В прошлом году начали развивать направление складской техники с использованием батарей большей емкости.
Лазокат Мукатова, генеральный директор ООО «КлинПауэр»
Мы экспортируем в Беларусь, в Узбекистан, в Азербайджан, но более интересный для нас все-таки рынок Казахстана, потому что продвижение литийионных технологий там началось давно и они лучше знакомы с продуктом и, соответственно, уже знают все основные характеристики, целесообразности внедрения всех этих технологий. Нам очень помогает «Моспром», московским производителям организовывают бизнес-миссии, выставки, на которые нас приглашают, мы с удовольствием не отказываемся и участвуем в них, и, соответственно, уже нам проще с ними выстраивать рынки.
В прошлом году около 5% продукции компании пришлось на экспорт. Среди зарубежных рынков: Узбекистан, Азербайджан и Казахстан. В этом году ожидают рост иностранных продаж до 10–15%.
Дарья Заречкина, специальный корреспондент
Еще один промышленный экспортер из Москвы разрабатывает решения для горно-металлургической отрасли и машиностроения. С 2018 года компания поставляет свою продукцию в 16 стран мира.
Развивают четыре ключевых направления: промышленная керамика, которая выдерживает механическую или химическую нагрузку, огнеупоры, устойчивые к температуре не ниже 1580 градусов, а также оборудование для фильтрации и обогащения, экологические проекты и промышленная автоматизация. Продукция экспортируется в страны СНГ и дальнего зарубежья. Например, уже десять лет компания поставляет в Индию керамические элементы для фильтрации железорудного концентрата.
Александр Левин, руководитель дивизиона «Фильтрация и обогащение» НТЦ «Бакор»
Во всей нашей стране активна и очень важная задача по увеличению производительности труда. И поэтому мы достаточно много инвестируем в новое оборудование, в новые технологии. И благодаря московскому правительству и фонду поддержки промышленности города Москвы мы привлекаем льготные средства для кредитования наших инвестиционных проектов. Это очень помогает, потому что мы конкурируем не только внутри России, но и за рубежом. Поэтому работа над себестоимостью продукции, работа над увеличением производительности труда, — она очень важна для того, чтобы оставаться конкурентным на международном рынке.
Как отметил представитель компании, диверсификация и участие в международных выставках помогают компании сохранять устойчивость и конкурентоспособность как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
Игорь Щербаков, обозреватель
В 2019 году для помощи столичным промышленным предприятиям при выходе на зарубежные рынки был создан специальный центр «Моспром». Организация помогает предпринимателям подбирать рынки сбыта, преодолевать торговые барьеры, проводить встречи с иностранными партнерами и участвовать в международных выставках. О мерах поддержки экспорта для столичного бизнеса поговорим с генеральным директором центра поддержки экспорта, промышленности и инвестиционной деятельности «Моспром» Ольгой Стариковой.
— Какие меры поддержки экспорта сегодня существуют в Москве?
Ольга Старикова, генеральный директор АНО «Центр поддержки экспорта, промышленности и инвестиционной деятельности «Моспром»
— Москва предоставляет сегодня достаточно большой спектр мер поддержки. Это и информационно-консультационные услуги, это большая обширная байерская программа, как деловые миссии, так и выставки за рубежом. Это аналитические меры поддержки. Мы делаем экспортные стратегии для компаний (СКЛ), консультируем по направлениям, где продукция московских компаний будет востребована.
— Что такое Adept 7 и как работает этот механизм?
— Мы разработали его несколько лет назад. Это аналитический инструмент. По факту это тест экспортной готовности, который проходит компания, которая либо уже экспортирует, либо потенциально готова к экспорту продукции. Он позволяет определить их сильные стороны, которые необходимо развивать, и точки роста, на которых нужно сделать акцент в работе.
— Каковы ключевые результаты за шесть лет работы у «Моспрома», что в планах у вас?
— Конечно, мы смотрим на новые рынки. Мы смотрим в сторону расширения номенклатуры товаров, которые мы поставляем. И, безусловно, мы смотрим в сторону новых мер поддержки для наших производителей. Для нас и для московских компаний особый интерес вызывают маркетинговые меры поддержки. Многие компании зачастую, выходя на рынок, не анализируют его с точки зрения своего позиционирования. С точки зрения упаковки товаров, вкусовых качеств и непосредственно продвижения. И конечно, мы видим в этом большой потенциал для наших производителей.
Игорь Щербаков, обозреватель
Москва также экспортирует оборудование для радиационного контроля и транспортной инфраструктуры. Подробности — в репортаже моей коллеги.
Дарья Заречкина, специальный корреспондент
Мы находимся на производстве приборов для радиационного контроля, здесь производят продукцию, которая используется как на атомных электростанциях, так и в быту. Компания поставляет свою продукцию более чем в 50 стран мира, также работает с атомными электростанциями в Турции и Бангладеш. Узнаем, как обстоят дела с ростом экспорта приборов для радиационного контроля.
Бизнес производит дозиметры, радиометры, спектрометры и системы радиационного мониторинга. Основные поставки направлены в страны, где «Росатом» ведет строительство, такие как Турция, Бангладеш, Египет и Китай, в то время как малые устройства-дозиметры и индикаторы для точечной проверки поставляются в Юго-Восточную Азию и Африку. Продукция адаптируется под требования разных рынков, что усложняет экспорт, так как приборы радиационного контроля — это оборудование двойного назначения, а оно должно соответствовать как российским, так и зарубежным стандартам.
Алексей Нурлыбаев, генеральный директор НПП «Доза»
В городе есть соответствующие департаменты, есть направления, которые поддерживают промышленность. Вот, например, у нас огромный быстрый неорганический рост в связи с этими большими зарубежными проектами. Нам нужны еще площади. На здание, которое мы будем строить в «Технополисе», конечно, необходим инвестиционный кредит. И у города есть такая программа. И сейчас мы уже обратились в фонд поддержки промышленности и предпринимательства. Это 2,5 млрд руб. Мы получаем кредит в коммерческом банке, а город по специальному постановлению субсидирует в определенном объеме этот кредит.
За последние годы доля экспорта в общем объеме продаж значительно возросла, особенно в Турцию, куда уходит более 50% зарубежных поставок. Развитие атомной энергетики за рубежом открывает возможности для масштабирования бизнеса. Компания намерена перейти к производству более крупных систем контроля радиационной обстановки.
Дарья Заречкина, специальный корреспондент
Современные магистрали — это не только ровные дороги и знаки для водителей, но и целый набор технологий, в том числе мониторинга движения или метеоконтроля. Следующий наш герой как раз занимается созданием комплексных решений для транспортной инфраструктуры и уже экспортирует свое оборудование за рубеж. У меня в руках датчик состояния поверхности дорожного полотна. Он предназначен для определения наличия воды, снега, льда или концентрации солевых растворов — все это влияет на безопасность дорожного движения. Датчики устанавливают примерно каждые 30–50 км.
Компания специализируется на производстве дорожных метеостанций и систем объективного контроля, предлагая решения для различных отраслей. Особое внимание уделяется не только выпуску оборудования, но и разработке программного обеспечения и измерительных приборов. Экспорт ориентирован на СНГ и Таможенный союз.
Алексей Вышкварко, директор по развитию АО «Минимакс-94»
Это дорожная метеостанция. Здесь в середине — центральный узел, где собираются все данные. А сами источники данных — это сенсоры разные. Выглядит как видеокамера, это видеокомплекс. А вот вокруг этой мачты собраны образцы датчиков. Вот датчик осадков. Это уникальный прибор, который не собирает осадки в ведерко, как большинство, а автоматически считает едва ли не каждую снежинку. Высшие — датчики ветра, они традиционные, но для дорог: дорога — очень специфическое место. Оно грязное, грубо говоря. Поэтому приборы должны быть очень стойкие к воздействиям реагентов, влаги, температурных перепадов.
В будущем компания планирует автоматизировать процессы. Роботы смогут заменить человека в измерениях и анализе данных.
Игорь Щербаков, обозреватель
А сейчас главные новости инвестиций и промышленности Москвы.
Столичная компания втрое увеличила выпуск искусственных хрусталиков глаза. Их используют для замены помутневшей или поврежденной собственной структуры человека. Дизайн интраокулярных линз разработан вместе с ведущими российскими микрохирургами-офтальмологами. С 2022 года производитель изготовил более 230 тыс. искусственных хрусталиков.
С начала года в особой экономической зоне «Технополис Москва» ввели в эксплуатацию три новых объекта. Среди них: летно-испытательный, административно-производственный и лабораторно-промышленный комплексы. Общая площадь застройки превысила 63 тыс. кв. м.
В первые пять месяцев этого года столичные компании выпустили на 66% больше навигационных приборов, чем за аналогичный период 2024-го. Одно из решений — автопилот для сельскохозяйственной техники. При этом бизнес активно продвигает свои технологии не только в России, но и экспортирует в Казахстан и Белоруссию.
Игорь Щербаков, обозреватель
На этом про экспорт все. Следите за развитием экономики и новыми проектами Москвы вместе с нами. Смотрите «Инвестиции и промышленность» на РБК.
15:00
15:00
15:00
15:00
15:00
Telegram
Twitter
Вконтакте
Наш канал в RuTube
Одноклассники