Выпуск за 20 декабря
Тренды банковской отрасли
Гость интервью Эдуард Иссопов в декабре этого года был назначен на пост председателя правления МТС Банка. В банковском секторе работает более 30 лет. Мы встретились с Эдуардом, чтобы обсудить тренды рынка и текущую ситуацию с розничным кредитованием на фоне высокой ставки ЦБ.
Анна Смолкина, обозреватель:
— Какие ключевые тренды в банковской отрасли можете выделить? И, как считаете, сохранятся ли они и в 2025 году?
Эдуард Иссопов, председатель правления МТС Банка:
— Я бы выделил две основные тенденции. Первая связана, так скажем, в моменте, как говорят иногда. Это ситуация с управлением инфляцией, с действиями Центрального банка по охлаждению рынка потребительского кредитования. И это все вокруг этой области. Мы изменили среднесрочную стратегию и, как и все игроки, пытаемся переориентироваться с фокуса на кредитование на более транзакционные продукты, запускаем daily banking, депозитные продукты, инвестиционные. То есть мы видим тренд некоего снижения доли кредитования. А вторая часть, она связана в большей степени с развитием самой отрасли. То есть банковский сектор все в большей степени использует инструментарий, который присущ так называемым бигтехам. Это вопрос использования искусственного интеллекта, аналитики данных. Финтех является частью экосистемы МТС, мы этот инструментарий запустили достаточно давно. Начинали мы с использования, например, искусственного интеллекта, аналитики данных в скоринге. Потом стали внедрять это в определенные этапы клиентской поддержки, в call-центре и так далее. Сейчас видим, что все эти элементы нам только помогают. Поэтому нам в этом вопросе несколько проще, потому что мы являемся частью большой экосистемы, стараемся использовать это на каждом этапе клиентского пути, все эти элементы, так скажем, технологий.
— По итогам текущего года банк прогнозировал рост портфеля розничного кредитования на 20%. Сохраняется ли эта планка в условиях высокой ставки ЦБ?
— Да, мы этот прогноз сохраняем. Потому что нам удалось сделать задел в первой половине года, когда мы росли темпами выше рынка. И, соответственно, сейчас, когда темпы роста системы и нашего банка, мы видим, что они замедляются, мы понимаем, что на те обещания, которые мы давали и рынку, и инвесторам, мы видим, что мы на них выходим. То есть и темпы прироста кредитного портфеля, и в том числе видим темп прироста операционного дохода плюс 20% по сравнению с прошлым годом.
— То есть я правильно понимаю, что вам удалось достичь этого результата за первые 9–10 месяцев этого года?
— Я бы сказал, что это все-таки больше первая половина года. А в дальнейшем мы уже корректировали свои планы исходя из общей макроэкономической ситуации.
— Как вы адаптировали стратегию и бизнес-модель в условиях сжатия рынка розничного кредитования?
— Да, вы правы, мы действительно скорректировали среднесрочную стратегию и, собственно, адаптируем сейчас ее под те изменения, о которых мы говорили раньше, с точки зрения и изменения макроэкономической ситуации, и той эволюции рынка, и вообще отрасли, о которой мы с вами сегодня говорим. Это смещение фокуса с нецелевых потребительских кредитов на так называемые BNPL, кредитование в рассрочку с торговыми сетями, которое мы запускаем и видим в этом определенный потенциал. Но самое главное даже не это, самое главное — это наше смещение фокуса на транзакционную активность, на так называемый daily banking, на использование всех сервисов и функционала экосистемы, которую мы предлагаем нашим клиентам, и программу лояльности, и программы премиум, которые, например, МТС предлагает своим абонентам. И плюс, конечно, инвестиционные продукты, депозитные продукты. И адаптируем сейчас модель для премиальных сегментов, для Private и так называемого (03:59) сегмента, где мы расширяем продуктовый ряд и улучшаем сервисную модель. Да, вот эти все элементы они легли в основу адаптированной среднесрочной стратегии.
— Ваш банк является одним из лидеров рынка по выдаче POS-кредитов. Как ужесточение мер повлияло на портфель POS-кредитования и вообще, как чувствуют себя эти кредиты в условиях турбулентности?
— История POS-кредитования, она все время поднимается в период кризисов. То есть каждый раз, как только какие-то кризисные явления на рынке, все говорят: ну вот, POS теперь должен как-то сдуться. Но мы видим, что потребительская активность людей сохраняется или в том, или в ином объеме, конечно, с учетом действий регулятора эти факторы все большее и большее значение приобретают. Но тем не менее, потребительская активность сохраняется, люди, тем не менее, приобретают потребительские товары. Поэтому мы считаем, что мы остаемся лидерами. Дело не только в цифрах, дело не только в том, сколько ты выдаешь. Дело в том, что мы себя считаем лидерами еще и потому, что мы очень много инвестировали в разработку так называемой BaaS, то есть банк как сервис программ определенных, настроенных на быструю интеграцию с партнером. То есть мы понимаем, что мы, придя к тому или иному партнеру, розничной ли сети или просто торгово-сервисному предприятию, мы понимаем, что мы ему можем предложить быструю интеграцию и быструю раскатку финансовой поддержки потребителям вместе с этим партнером. Поэтому мы сохраняем определенный оптимизм на следующий год. Но еще раз, вот в тех ограничениях, которые на нас ЦБ сейчас накладывает.
— Если говорить еще об одном популярном продукте, рассрочка, чуть-чуть уже затронули, очень много было разговоров о том, что хотят на законодательном уровне сделать больше контроль, больше регуляцию. Как вы думаете, насколько это нужно?
— Те инициативы, которые Центральный банк, в части регулирования BNPL, поддерживаем. Почему? Потому что мы видим очень многие вещи, которые за этим стоят, достаточно правильные. Что я имею в виду? Во-первых, BNPL и все эти процессы должны быть прозрачные, особенно что касается ценовых условий для клиента. Это первое. Второе, за этим не должно стоять повышение риска или кредитование каких-то высокорискованных клиентских сегментов .Третье, у клиента соответствующим образом должна быть адаптирована его кредитная история. То есть берет ли он БНПЛ или берет ли он какой-то другой кредитный продукт, это должно соответствующим понятным ему образом аффектить его кредитную историю. Ну и последнее, это все-таки должны быть цивилизованные юридически обоснованные процессы взыскания. И вот выполнение, если за всеми этими изменениями стоит соблюдение вот этих четырех принципов, то да, я считаю, это абсолютно правильно.
— Эдуард, ваш банк принимает активное участие в тестировании цифрового рубля. Как проходит эта работа и какие сервисы сегодня доступны на его основе?
— Важно прежде всего сказать, что вот этот этап эволюционной разработки вообще проекта цифровой рубль, он очень важен как для банковской системы, так и для экономики в целом. Действительно, мы в составе первой группы участников стали принимать участие в «пилоте», который начал Центральный банк, и тестировали, разрабатывали те, так скажем, гигиенические вещи, которые необходимы банкам для запуска, успешного запуска этого проекта. Открытие счета, идентификация клиента, внедрение цифрового рубля в наш ДБО, в систему банка, расчеты между клиентами. Мы действительно включали в этап тестирования реальные торгово-сервисные предприятия, в том числе из экосистемы МТС. То есть это не были какие-то искусственные, созданные только для «пилота» юридические лица, это были реальные торгово-сервисные предприятия, которые нам важно было включить в этот процесс. Потому что мы понимаем, что в дальнейшем, когда проект перейдет из пилотной его стадии в эксплуатацию, нам важно, чтобы они тоже были готовы. То есть вот этот этап, он очень важен.
А сейчас более такой сложный, более развитый такой этап тестирования, сейчас мы переходим к смарт-контрактам, к различным формам этих смарт-контрактов, к их тестированию, к офлайн-расчетам. Потому что нам важно, чтобы клиент мог получить сервис с цифровым рублем не только когда он находится в онлайне в интернете, но и когда он в офлайне. То есть различного рода сценарии клиентского пути и новых этапов развития цифрового рубля, они сейчас у нас, что называется, на столе, на нашем проектном столе. Дальше будем действовать по графику, который нам поставит регулятор, кто руководит проектом цифровой рубль.
— Если говорить о будущем цифрового рубля, какие следующие этапы запланированы?
— Следующий этап проекта — это масштабирование. Оно запланировано на июль 2025 года. Самое главное здесь, в этом этапе, то, что мы не просто будем развивать сам цифровой рубль как такую новую форму денег, а наша задача все-таки то, о чем мы говорили с вами раньше, предложить партнеру новые возможности. То есть цифровой рубль в данном случае должен открывать перед финансовой системой и его участниками дополнительные возможности.
— С какими результатами по наращиванию клиентской базы заканчиваете этот год и какие ставите себе планы на будущее?
— Сейчас мы выходим на те показатели, которые мы анонсировали ранее, которые ставили в наших прогнозах, которые мы показывали акционерам. В будущем мы будем придерживаться тех же цифр, которые заявляли. То есть это рост с 3 млн клиентов до 6,5 млн к 2027 году. Мы будем поддерживать уровень возврата на капитал ROE 20–25%. И прогнозируем переход к заявленной дивидендной политике, которая предусматривала 25–50% выплат от чистой прибыли на дивиденды.
— Эдуард, большое спасибо за такое интересное интервью. Желаю вам успехов.
— Спасибо вам.