Выпуск за 3 декабря
Цифровизация бизнеса в России
Цифровизацию отраслей обсуждали участники форума «Территория» в Санкт-Петербурге. О трендах и перспективах цифровой трансформации поговорим с Валерием Ермаковым, заместителем президента, председателя правления ПАО «Ростелеком».
Елизавета Смолякова, корреспондент:
— Расскажите, как протекает цифровая трансформация российских компаний?
Валерий Ермаков, заместитель президента, председателя правления ПАО «Ростелеком»:
— Во-первых, меняются экономические условия. Новые экономические вызовы, дорогие деньги, остальное экономическое давление — оно, конечно, ставит предпосылку необходимости перемен. Безусловно, дефицит трудового ресурса — это второй фактор. Как делать так, чтобы производство росло, обладая этим дефицитом человеческого ресурса? А это вопрос цифровой трансформации. Третий важный фактор — это регуляторика. Государство, безусловно, усиливает регуляторное влияние с точки зрения, первое, защиты персональных данных, с точки зрения критической инфраструктуры, с точки зрения информационной безопасности. Поскольку это все отвечает вопросам такой цифровой безопасности, безопасности всей нашей инфраструктуры страны.
Эти факторы сходятся в одной точке. Точка называется зона цифровой трансформации. Основные драйверы, которые мы сейчас видим, заключаются в том, что мы переходим от этапа лайт-автоматизации к глубокой перестройке производственных процессов, когда мы уже приходим не с технологиями, а приходим с комплексными технологическими решениями, которые уже находятся внутри технологического передела заказчика и решают конкретную его задачу.
— Как новые технологии и решения помогают бизнесу развиваться?
— Существует разная дифференциация цифровой зрелости. Есть финтех, есть банки, которые сегодня являются, наверное, лидерами не только в России, но и в мире с точки зрения цифровизации. Есть отрасли, которые только начинают это делать. Есть отрасли специфические, в которых требуется глубокая переработка процессов. Есть, кстати говоря, еще, например, сельское хозяйство, которое только сейчас — как агропромышленный комплекс — начинает делать свои собственные решения. И мы с этим тоже работаем. Это всегда комплексные решения, в которые интегрированы, как комбинация, многие вещи: телеком-инфраструктура, облачные сервисы, IT-решения, программное обеспечение. Сейчас заказчик говорит: «Мне нужно обязательно импортозамещенное решение, потому что это уже требование регулятора». Все это обязательно находится на основе кибербезопасности, потому что данные нужно защищать. И, безусловно, на современной инфраструктуре. И это решение нужно поддерживать в период всего цикла эксплуатации.
— Расскажите о проекте «Ростелекома» «Территория». На что он направлен и какова его цель?
— Для нас это больше площадка, чтобы не предложить какие-то свои продукты, а вместе оценить те вызовы, которые перед нами стоят, вместе пообсуждать, какие возможности мы можем в рамках нашего партнерства сделать, и определить дальнейшие направления развития. Мы сегодня продвигаем новый этап взаимодействия с нашими заказчиками, а именно экономику доверия. Потому что именно доверие является ключом к формированию новой парадигмы, новой цифровой трансформации. К переходу на сервисную модель, к предложениям комплексных решений, которые все основаны на экономике доверия.