Выпуск за 3 декабря
Рынок дата-центров в России
Как развивается рынок центров обработки данных, обсуждали участники отраслевого форума «Территория» в Санкт-Петербурге. Как удается решить вопрос импортозамещения, поговорим с Сергеем Бочкаревым, генеральным директором группы компаний РТК-ЦОД.
Елизавета Смолякова, корреспондент
— Опишите вашу роль и зону ответственности в рамках холдинга «Ростелеком». Какую роль играет РТК-ЦОД?
Сергей Бочкарев, генеральный директор РТК-ЦОД
— В рамках «Ростелекома» ровно девять лет назад был создан кластер, который сейчас называется РТК-ЦОД, и у него ровно две функции: создание и эксплуатация центров обработки данных и создание облачной инфраструктуры. На сегодняшний день мы являемся игроком № 1 в коммерческих ЦОДах на рынке России. Сегодня мы управляем 24 центрами обработки данных, в которых сосредоточено порядка 27 тыс. стоек. Всего в коммерческих ЦОДах 82 тыс. во всей России. И мы самый большой провайдер именно облачной инфраструктуры, как говорят, облаков. Сразу оговорюсь, что это, в первую очередь, частные облака и созданные, в первую очередь, для очень критических и важных для государства систем, такие как «Госуслуги», Росреестр, Социальный фонд России и так далее.
— Как вы справляетесь с последствиями роста ключевой ставки? Как макроэкономические изменения повлияли на строительство новых ЦОДов?
— Текущая ставка, она поставила очень сложные вопросы и задачи перед очень большим числом компаний, которые вообще работают в этом бизнесе и строят центры обработки данных. Нам, наверное, в какой-то степени на сегодня, можно сказать, даже повезло, потому что мы начали год назад пять крупных строек. Цикл стройки, я скажу, —это примерно в районе двух лет, то есть это не очень быстрая история. ЦОД — это вообще капексоемкий, как мы говорим, такой бизнес, который требует действительно для создания ЦОДа и много времени, и много денег. Но мы начали стройки действительно в соответствии с нашей стратегией для поддержания, в общем-то, и удержания первого места на рынке примерно год назад. Таким образом, мы успели купить все основное оборудование и находимся в стройке. Поэтому мы надеемся, что мы в ближайшие два года сможем обеспечить для рынка необходимое количество стоек для создания облаков и для колокейшенов.
— Удается ли и как именно решать вопросы импортозамещения в аппаратной и программной областях?
— Мы последние, наверное, два года занимались созданием облака, которое действительно построено на отечественных решениях, на импорто-, как мы говорим, независимых, замещенных. Это касается серверного оборудования, это касается систем хранения данных, это касается сетевого оборудования, это касается софта, все сделано в России. Самое главное, когда создаешь облака, — это не просто поставить груду железа, это груду железа надо превратить в такое гомогенное облако, когда это становится просто вычислительной инфраструктурой. Мы с коллегами собрали такие самые большие в России частные облака для критически важных государственных информационных систем.