Выпуск за 10 апреля
Сотрудничество благотворительных организаций и бизнеса
В Москве прошла дискуссия на тему «Дислексия в фокусе: понимание и поддержка». В рамках мероприятия были представлены результаты совместного исследования ВЦИОМ и Фонда содействия людям с дислексией «Сила слова». Мы поговорили с президентом фонда Анной Савиной о реализуемых проектах, работе в регионах и сотрудничестве бизнеса с благотворительными организациями.
Марсель Нургатин, обозреватель:
— Почему фонд совместно с социологами решил провести такое исследование?
Анна Савина, президент Фонда содействия людям с дислексией «Сила слова»:
— Важно, когда ты работаешь, понимать точку, где ты находишься. И сегодня это исследование является опорой для того, чтобы мы понимали, куда нам двигаться дальше. Для нас также было важно именно не исследование научное, а для нас важно понимать, а что же общество действительно думает о проблематике. Когда мы с чем-то работаем, нам кажется, что нам нужно исключить проблему, исключить причину. А иногда причина не является самой проблемой. То есть мы готовы спокойно работать с проблемой и решать ее. Но проблема дислексии — это не проблема в обучении, это не проблема с коррекционными какими-то программами и методиками. Это социальные проблемы, которые как раз и выявляет исследование ВЦИОМ на данный момент.
— Я знаю, что ваш фонд в том числе занимается коррекцией дислексии. Как проводится эта работа? Ну и, наверное, самое главное, как она меняет жизнь ваших подопечных?
— Над коррекционной программой, которая внедряется сейчас в начальных классах общеобразовательной школы, мы работали долго. Это база, которая состоит из научных изысканий, это база, которая сформирована из на сегодняшний день экспертных каких-то исследований, и это введение новых модных, так скажем, тенденций, которые есть в логопедии и дефектологии. Мы взяли лучшие практики, которые есть, и стали внедрять в общеобразовательные школы. Коррекционная программа, она содержит в себе занятия с нейропсихологом, логопедом и психологом. Это двухлетняя программа, которую мы базируем как дополнительные занятия в общеобразовательной школе, для того чтобы выявлять детей с дислексией или со стойкой академической неуспеваемостью. Это дети, которые по каким-то другим, иным причинам не могут взаимодействовать с общеобразовательной средой. При этом у них сохранный интеллект, я еще раз напомню. И более того, мы не ушли в историю ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Мы работаем не только с детьми, у которых есть официальный диагноз «дислексия». Потому что на сегодняшний день есть «онлайн дислексия», без необходимости проходить такое большое количество государственных врачей. И понимая, что у ребенка есть предпосылки к дислексии, мы берем его в свою рабочую группу. Эта рабочая группа базируется, опять же, на общеобразовательной школе, и ребенок два раза в неделю занимается индивидуально с педагогами. Один из важных моментов фонда — это начинать работать с этими детьми, показывая маршрутизацию этой проблемы. Потому что иногда из-за всевозможных причин: это и родительский недосмотр, иногда это недосмотр органов опеки и попечительства — ребенок находится в очень трудной жизненной ситуации. И его академическая успеваемость не связана с тем, что он изначально не готов учиться. Есть социальные факторы, и фонд вскрывает эти социальные факторы. Есть иные проблемы, например, те же самые проблемы со зрением, с астигматизмом, которые не выявлены по каким-то причинам, когда ребенок шел в школу. Но специалисты фонда, понимая, что это не дислексия, но есть какая-то причина, разрабатывают очень понятную маршрутизацию для родителей и педагогов, чтобы ребенок с этим справился. И также мы детей с академической неуспеваемостью все равно привлекаем в нашу рабочую группу, для того чтобы эти дети не были подвержены тем социальным рискам, о которых мы говорим. Ребенку очень важно быть успешным в школе. Потому что это та среда, где он проявляется. Когда ребенок нуждается в том, чтобы показать свою силу, он начинает, к сожалению, показывать ее в тех местах, которые не хотелось бы задействовать. Ребенок уходит в наркологические проблемы. Это алкоголь, это девиантное поведение, это депрессивные состояния. Поэтому и дети с академической неуспеваемостью тоже являются полноправными членами наших рабочих групп. На сегодняшний день мы видим очень большой отклик от педагогического сообщества, потому что они крайне нуждаются в таком — я очень так утрированно скажу — «помощнике» для педагогов начальных классов. Загруженность педагогов не позволяет обращать внимание сейчас на детишек, которые не успевают в школе. Поэтому ребенок часто остается один на один, и в этот момент как раз работа фонда — подхватить этого ребенка, включить его в свою рабочую группу. Потому что ребенок же хочет учиться. Ребенок приходит, и у него есть желание к развитию, но в какой-то момент, по разным причинам, это желание иссякает из-за его физической невозможности что-либо сделать, поэтому мотивация у него падает. И нам очень важно в первом, втором, третьем классе подхватить этого ребенка для того, чтобы мотивировать сначала на обучение, а затем все-таки с помощью научной методики скорректировать дислексию.
Марсель Нургатин, обозреватель:
— А как вы выстраиваете свою работу в регионах нашей страны?
Анна Савина, президент Фонда содействия людям с дислексией «Сила слова»:
— Работа в регионе — это комплексная работа с государством, бизнесом в регионе присутствия, фондом и образовательными учреждениями. Субъекты крайне заинтересованы в том, чтобы жители их населенных пунктов получали достойное образование. Не только с точки зрения квалифицированной помощи, но и психологической поддержки. Когда мы говорим о большом бизнесе в регионе присутствия, то у них большое количество программ, в программе устойчивого развития, в программе КСО. Поэтому, когда мы говорим о том, что мы можем закрыть определенный пул внутренних краткосрочных задач, но при этом еще говорим о сохранении кадрового потенциала на будущее, то они, видя эту ценность, понимают, что в социальном партнерстве с нами — это для них достаточно понятная, прозрачная и выгодная позиция. Как фонд внутри мы понимаем, как взаимодействовать с людьми снизу. Почему? Потому что мы много работаем в регионах и мы сами приезжаем в школы, мы взаимодействуем с педагогами, с родителями. Мы не просто говорим о программе, которая может быть работающей или неработающей, мы точно понимаем ту боль, которую мы можем закрыть за счет нашей программы. И постоянно привлекаем общественные организации внутри региона, потому что один на один сделать это невозможно. Общественные организации связаны и со здоровым питанием, и с программами материнства и детства, для того чтобы вместе создавать определенный правильный микроклимат в субъекте для бизнеса и для семей.
— Анна, ну вы частично уже сказали про взаимодействие с бизнесом. А как компании, находясь в ESG-повестке, могут достигать целей устойчивого развития, работая вместе с вами, делая свои первые, может быть не первые, шаги в благотворительности?
— Здесь непонятно, кто для кого важнее: НКО для бизнеса или бизнес для НКО. Потому что каждый из нас, выполняя свои задачи, по факту говорит про одно и то же. Мы, взаимодействуя с большим бизнесом или, опять же, с бизнесом в регионе присутствия, закрываем им ту боль, которая есть у них на сегодняшний момент. А это боль, связанная с кадровым потенциалом. Сегодня мы столкнулись с серьезной проблемой — демографическая яма. Мы понимаем, что в краткосрочной перспективе, опять же, нам важны рабочие руки. И когда мы говорим о бизнесе, то бизнес — это не всегда про 100-балльную систему. Очень часто запрос бизнеса — это очень стойкий специалист со средне-специальным образованием, который приходит на производство. И как раз много таких задач мы закрываем за счет того, что, начиная с начальных классов, взращиваем в ребенке любовь к труду, какие-то скрепы, которые являются важными в том числе для «корпоратов». Внедряя это в эту программу, мы понимаем, что, например, отток будет минимальный. Мы изначально говорим о ценности компании, в которую они могут приходить работать. Мы первоначально и сразу же говорим о том, что те вещи, которые мы делаем сейчас для школьников, для родителей, — мы делаем в социальном партнерстве с компанией, которая заинтересована в том, чтобы каждому жителю, каждому ребенку, каждой семье в регионе было лучше. Поэтому здесь мы выступаем лакмусовой бумажкой, показывая бизнесу, что есть проблема, что мы понимаем, как решить эту проблему, а бизнес уже, понимая, что действительно это для них является триггерной точкой, идет навстречу именно взаимовыгодному, понятному, полезному социальному партнерству.





