Выпуск за 15 ноября, 2022
«Новые возможности развития платежной системы нельзя упустить»
О текущих трендах и векторе развития рынка российских платежных систем рассказал генеральный директор Национальной системы платежных карт (НСПК) Владимир Комлев.
— 10-11 ноября в Москве прошел седьмой форум инновационных финансовых технологий FINOPOLIS. Отдельное внимание в деловой программе форума было уделено развитию российских платежных систем, тема обсуждалась на круглом столе платежной системы «Мир». К каким выводам пришли участники дискуссии?
— Сессия была очень продуктивной. Собрались представители разных секторов – и банков, и ИТ-компаний, и предприятий, непосредственно взаимодействующих с розничными покупателями и, разумеется, тех, кто занимается развитием платежной инфраструктуры. Словом, все те, для кого крайне важен вопрос, что поменялось после того, как с нашего рынка ушли такие международные гиганты как платежные системы Visa и MasterCard, а также Apple Pay и Google Pay с их крайне популярными и игравшими у нас большую роль платежными сервисами. Обсуждали, что делать дальше, какие перспективы. Какой должна быть наша стратегия, чтобы российский платежный рынок, который и без того является одним из самых современных, инновационных и динамичных в мире, продолжил это развитие, несмотря на санкционное давление, несмотря на те трудности, которые сегодня есть в целом в экономике.
Что касается конкретных однозначных выводов, об этом говорить, наверное, еще рано. Тем не менее, уже найдены некоторые решения, сформулированы предложения. Главное, оптимизм, который выражали практически все участники дискуссии, дает большую надежду, что в сфере розничных платежей, в построении самых современных инновационных платформ, на которых клиентские сервисы могут и будут строиться и развиваться, у нас очень хорошие перспективы. Есть уверенность в будущем.
— Какие основные тенденции при этом можно выделить?
— Мне понравилась формулировка министра цифрового развития Максута Шадаева из его выступления на пленарном заседании форума. Он сказал, что ушли IT-гиганты и теперь нам с одной стороны сложно, но с другой стороны - открылись перспективы. Очень похожая ситуация, мне кажется, и на рынке платежных систем, с которого ушли Visa и с MasterCard.
С одной стороны, эти международные компании задавали высочайшие стандарты качества и наша цифровая индустрия в целом, и платежная индустрия, и, самое главное, конечные пользователи, клиенты - физические лица к этим стандартам привыкли. Они понимают, к чему нужно стремиться, и волей-неволей нам придется приложить значительные усилия, чтобы выйти на соответствующий уровень. Но, с другой стороны, теми же ИТ и платежными гигантами был выстроен некий периметр, они ограничивали его и не давали никому войти.
— А почему нельзя было развивать свои аналоги?
— Потому что сравняться с их уровнем технологий и уровнем ресурсов, которые они в это вкладывали, было нереально. Да, мы можем и умеем воспроизводить технологии. Но у нас в стране всегда не очень здорово с коммерческой стороной: продажами, дистрибуцией, масштабированием. И западные компании не пускали именно в данную сферу, продвигали исключительно свою продукцию.
Сейчас ситуация изменилась, защита этого периметра естественным образом пала. А вот стандарты и высокие планки, к которым нужно стремиться, остались. Это означает, что появляется возможность, которую нельзя упустить ни в коем случае, возможность обеспечить развитие индустрии, опираясь на внутренние ресурсы с активным участием российского бизнеса. Мы много обсуждали данный вопрос с коллегами и мне кажется, осознание этого есть и у финансового сообщества, и у финтехсообщества – и такое осознание текущей ситуации вселяет, мне кажется, основную надежду на успех.
— Какой вектор развития вы видите у НСПК и в целом у российского платежного рынка?
— Бежать еще быстрее. Это очень важно. Необходимо создавать все продукты с ориентиром на конечного пользователя, на потребителя, понимать, как делать максимально удобные, выгодные сервисы. При этом оставаться равноудаленным и равнодоступным для всех участников рынка. Для нас такая двуединая задача стоит, как для любой, наверное, платежной системы. И даже оставшись в одиночку на рынке, как многим кажется, тем не менее создавать те платформы, на которых возникнет серьезная конкурентная среда для банков, торгово-сервисных предприятий, финтехкомпаний, чтобы они могли на этих платформах выстраивать свои полноценные продукты, сервисы. И там конкуренция позволит действительно не почивать на лаврах, не уповать на достигнутый результат, тем более, что стандарты у российских потребителей действительно очень высокие. И эта конкурентная среда будет, на мой взгляд, очень серьезным образом развиваться – кризис подстегивает и создает возможности.