Видео

РБК Отрасли / Вектор развития

Обозреватель РБК приезжает на предприятие или в регион. Цель поездки рассказать об интеграции передовых принципов производства и управления в работу компании, города или региона.

Всего 9 выпусков

Выпуск за 17 ноября, 2023

Повторить видео
10 секунд

Конкуренция и кооперация на российском платежном рынке

Татьяна Торкиани, обозреватель:
— В Москве прошел форум финансовых технологий «Финополис». Ключевые игроки рынка в рамках деловой программы обсуждали тенденции отрасли и возможности применения цифровых технологий. Одну из панельных дискуссий организовала Национальная система платежных карт (НСПК). Вместе с регулятором, банками и Мосбиржей обсуждали: НСПК — партнер или конкурент? И дальнейшее развитие экосистемы финтехотрасли в России.


Владимир Комлев, генеральный директор НСПК:
— Знаете, нам очень хочется понимать, особенно в сегодняшних условиях, свое место на этом рынке. Сегодня платежная система «Мир» — это почти 290 млн выпущенных карт. Это технологии Системы быстрых платежей, и не только по номеру телефона, переводы P2P, это QR и NFC. 60 млн россиян используют программу лояльности — объединенную программу лояльности, и карты «Мир», и теперь уже Системы быстрых платежей. И в ней одномоментно действуют минимум 200 акций с разными торгово-сервисными предприятиями. Это премиальный качественный продукт Mir supreme, это транспортная процессинговая платформа. Много, много, много всего чего еще.
Казалось бы, развиваются платформенные сервисы, конкурентный рынок. И вдруг одномоментно вопрос: а где конкуренция? И как должен действовать национальный оператор платежной инфраструктуры? И являемся ли мы оператором платежной инфраструктуры или мы являемся коммерческим игроком, который продвигает продукты? Или мы являемся платформой, на которой теперь могут конкурировать другие игроки рынка, а сами мы, согласно нашей же концепции, должны быть равноудалены и равнодоступны для всех? Вот эти все вопросы встали очень остро.
Первый вопрос хотел задать регулятору. Алла Станиславовна, как представитель Банка России, — как регулятор оценивает состояние рынка? Есть ли в нем место конкуренции? И как вы видите роль НСПК?

Алла Бакина, директор департамента национальной платежной системы Банка России:
— Конечно, основная задача НСПК — это национальная инфраструктура. Важнейший ее элемент, и он создан был и развивается для создания условий для конкуренции, для стимулирования развития платежного рынка. Мы видим и по цифрам, и по статистике, что динамика хорошая, несмотря ни на что. У нас платежный рынок благодаря всем игрокам развивается очень динамично. У нас продолжает уверенно расти доля безналичных операций совокупная с использованием всех инструментов, всех продуктов — 82,4% эта цифра составляет. Задача НСПК — в том числе обеспечить вот этот самый равноудаленный доступ на единых стандартах, по единым правилам для всех участников рынка. И здесь, наверное, как раз основной принцип, которому рынки правильные, да и развитые, должны соответствовать, — это кооперация в инфраструктуре, а конкуренция в продуктах и сервисах.

Владимир Комлев, генеральный директор НСПК:
— Сегодняшние построения куарных платежей, которые не регулируются 161-ФЗ, где можно выстраивать прямые связи между банками, — это тоже стало в большой степени развиваться, и объединяться стали существенные игроки вокруг именно этой технологии. Как вам кажется, может быть, конкуренция здесь уже есть? Или все-таки чего-то не хватает?

Дмитрий Малых, старший вице-президент Сбербанка:
— У нас сессия называется «Партнер или конкурент?». В моем понимании — 100% партнер. У нас много совместных проектов: и NFC, Sber-Pay NFC также работает на базе технологии НСПК. Относительно конкуренции — какая сейчас конфигурация сложилась в стране транзакционная? Очень простая: из всего безнала где-то 90% сейчас проходят на карточных рельсах. Соответственно, проходят через НСПК. Что мы имеем? Ценообразование зафиксировано в том числе по «Визе» и «Мастеркард». Видим, как развивается ценообразование по «Мир». По основному параметру — interchange — эмитенты прекрасно понимают, как строится доходность. Мы видим соответствующий тренд. И при прочих равных, при зафиксированных тарифах по «Визе», «Мастеркард», банку-эмитенту для того, чтобы больше денег зарабатывать (как ни странно, они больше денег сейчас зарабатывают на оставшемся портфеле «Визы», «Мастеркард»). В этом плане решения, которые принимаются по вводу новых ценовых политик по текущим продуктам, развития новых продуктов и сервиса, сейчас находятся у НСПК. В этом смысле, когда были платежные системы — была конкуренция. От нее выигрывали абсолютно все: и пользователи, и банки, и мерченды в том числе. И тут вопрос: как позитивные эти векторы принести в нашу текущую жизнь из конкуренции? Или создать альтернативную платежную систему, что капиталоемкий такой проект — все это прекрасно понимают, либо какую-то прозрачность принятия решений для рынка ценообразования, которые происходят на базе НСПК, или запуск новых продуктов и сервисов. Поэтому, наверное, вот над этим вопросом нужно задуматься системно: как нам привнести правильные инструменты в текущий платежный ландшафт, в его развитие и так далее.

Иван Пятков, заместитель председателя правления, директор розничного бизнеса Альфа-Банка
— Безусловно, НСПК — партнер. НСПК обеспечивает нас всеми необходимыми технологиями. НСПК — это инфраструктура, которая вот эти платежные рельсы на рынке создала, и они очень хорошо работают. Но есть некоторые проявления, которые начинают тревожить. Алла Станиславовна очень правильно сказала: «кооперация в технологиях, конкуренция в продуктах». Но почему-то НСПК последнее время начинает конкурировать с банками. И нам бы хотелось, чтобы в наши отношения с потребителями никто больше не вмешивался. Вот нас настораживает то, что НСПК начинает выстраивать отношения не только с банками, а напрямую с розничными клиентами. Нам всегда казалось, что это наша задача.
Ну, и наш традиционный спор — мерчи против эмитентов. Несмотря на то что банковский сектор активно развивается — в этом году какие-то феноменальные результаты, есть много вызовов, с которыми нам приходится бороться. Мы видели, как просел рынок кредитования в сентябре из-за того, что регулятор пытается его охладить. В следующем году будет достаточно тяжело зарабатывать деньги на розничном кредитовании, и мы бы не хотели, чтобы профитпулы — комиссионные, транзакционные, они бы каким-то образом сжимались.
Безусловно, миграция платежей из карты «Мир» в С2B (переводы по Системе быстрых платежей) вызывает определенную тревогу.
Поэтому мне кажется, что продолжение стимулирования транзакционного поведения клиентов, использование в расчетах цифровых инструментов, его надо также продолжать.

Владимир Комлев, генеральный директор НСПК:
— Кроме системообразующих банков есть серьезные, хорошие, крепкие региональные банки. Как у вас складываются вопросы конкурентных взаимодействий с Национальной системой платежных карт и конкурентного взаимодействия с крупнейшими рыночными игроками?

Юрий Богданов, директор по инновациям, заместитель председателя совета директоров, банк «Центр-инвест»:

— Получается, альтернативную платежную систему хотят для того, чтобы сделать дороже транзакцию, чтобы, соответственно, вернуть какие-то продукты, к которым за десятилетия привыкли, и из вот этой маржинальности традиционной фондировать привычные там продуктовые отношения. Вот я пока для себя такой увидел ответ на вопрос, чтобы что? Это не тот ответ, который заставляет нас становиться в очередь за этой альтернативной платежной системой. В этом плане транспорт, который предоставляет НСПК для денежных средств нашего клиента, которые доставляются из одной точки в другую, нас полностью устраивает. Поэтому здесь нет понимания, что в эту сторону нужно бежать. С точки зрения присоединения к крупным федеральным финансовым проектам наша позиция такая, что мы всегда за новые каналы взаимодействия с клиентом. Даже если эти каналы прозрачны для других игроков и оттуда этот другой игрок может почерпнуть информацию о клиенте.

Такая есть поговорка у нас в банке: жить нужно так, чтобы о твоей жизни могли снять кино, цветное и широкоформатное. И в отношении нашего взаимодействия с клиентом: эти отношения прозрачны для регулятора, они прозрачны для НСПК, и если клиент не против, то они могут быть прозрачны и для другого игрока. Хороший пример таких взаимоотношений — это взаимодействие с «Финуслугами». Каждого клиента, которого мы привлекаем через «Финуслуги», — он прозрачен для них, и они могут ему тоже что-то предложить. Сами. И у них тоже есть конкурентоспособные продукты, их будет больше. Тем не менее это не помешало нам использовать «Финуслуги» и из 6 регионов присутствия расширить географию присутствия до 20 субъектов. Все подобные инициативы, которые позволят дотянуться до нового клиента (там, где клиент будет не против), мы будем использовать.

Александр Чернощекин, старший вице-президент — руководитель блока малого и среднего бизнеса, ПСБ:
— В разговоре «Конкурент или партнер?» я хотел бы, во-первых, сказать спасибо всей команде за «Привет!» от «Мир» (программа лояльности по картам национальной платежной системы), и за СПБ Pay, и за транспортный процессинг. Команда очень ориентирована на то, чтобы помогать банкам развиваться. Знаете, за пределами топ-10 тоже есть жизнь. СБП Pay, «Привет!» от «Мир» и транспортный предпроцессинг — они позволяют не очень большим, средним банкам конкурировать в том числе со всеми остальными. И это важно. Важно поддерживать конкуренцию среди банков, потому что игрок, который занимает 20–30%, у кого большая эмиссия, он, естественно, имеет преимущество.

Что касается конкуренции, то здесь, скорее, мы иногда видим, что НСПК выступает как руки регулятора. И вот это нас смущает. Потому что, когда нам говорят, какие сервисы внедрять и сколько они должны стоить для рынка, здесь мы понимаем, что мы будем делать, потому что регулятор сказал. Но какие-то вещи, может быть, и не стоило делать на весь рынок. И, на мой взгляд, в плане развития конкуренции полезно, когда есть конкуренция разных платежных платформ и когда у нас тарифы не директивно назначаются, а каким-то образом выбираются на рынке. Либо доля тарифов директивных очень небольшая. Потому что за счет конкуренции мы точно сможем придумать и внедрить более инновационные, интересные сервисы и будем дальше платежную инфраструктуру развивать. Качественное сотрудничество, классное, нам очень нравится, и действительно люди в команде нам помогают. Но мы бы хотели чуть больше свободы по тарифам, чуть больше свободы по сервисам, которые мы можем внедрять.

Игорь Алутин, управляющий директор проекта «Финуслуги», Московская биржа:
— Наша миссия сейчас — это повышение финансово-инвестиционной грамотности, чтобы люди, которые традиционно хранят деньги на депозитах, могли спокойно переходить в новые инструменты инвестиционные. Поэтому мы запустили проект «Финуслуги». Наш финтехпроект не смог бы запуститься, если бы не было НСПК. Платежные сервисы, которые вы создали, и доступность этих платежных сервисов дали возможность создать продукт. Развивая это направление, я уверен, что (тут много идей ходит, что банков не будет и так далее)... Да, действительно, на мой взгляд, сейчас банковская лицензия может быть даже больше обременением, нежели возможностью зарабатывать какие-то большие деньги. Мы привлекаем клиентов, делаем удобный клиентский путь. Все предложения банковских поставщиков финансовых продуктов (большинство, буду так говорить) доступны в нашем мобильном приложении, и клиенты с удобством используют те же вклады тех же банков, которые к нам интегрированы. Почему-то обижают мелкие банки, а я могу с уверенностью сказать, что, например, «Центр-инвест» по многим вопросам гораздо быстрее по скорости интеграции, по возможности подключения новых сервисов. И сейчас за последние, наверное, полгода очень много начало появляться финтехбанков новых, с новыми названиями (но почему-то они там покупают старые банки, меняют название и на базе этого строят). Могу сказать, что платежные сервисы дают серьезный рывок в развитии этого направления. На разных панельных дискуссиях предлагали пофантазировать и попросить возможность какую-то; вот СБП Pay — это прекрасное приложение. Но действительно невозможно не подключиться не к кредитной организации. Поэтому, если вы дадите такую возможность, я уверен, что это даст еще следующий рывок. И даже не будет возникать в голове, что давайте создадим какую-то еще платежную инфраструктуру и так далее. Поэтому нам надо спокойно относиться к тому, что есть крупный инфраструктурный партнер, который дает возможности многим и крупным игрокам, так и мелким.

Татьяна Торкиани, обозреватель:
Итог дискуссии подводим с Владимиром Комлевым, генеральным директором НСПК.
— Скажите, где игроки рынка видят удачные партнерства, а где — конкуренцию?

Владимир Комлев, генеральный директор НСПК:

— НСПК свою позицию на рынке сегодня должен немножко переосмыслить. Переосмыслить ее вместе с нашим акционером — с регулятором, который тоже должен более точно определить и для нас, и для рынка в целом нашу роль, наши функции. Потому что дискуссия показала, что несколько по-разному все-таки регулятор воспринимает, кто мы и что мы для рынка, и то, как видит это рынок.

— Каким вы видите свой дальнейший вектор развития?

— Целый ряд интересных наблюдений, даже на уровне формулировок, которые были использованы банками: как они определяли нашу роль во взаимодействии и с регулятором, и с рынком, и с банковским сообществом. Вот на этом уровне какие-то очень важные нюансы, наверное, мы почувствовали. Поэтому, как я сказал на сессии, у нас есть целый ряд задач, которые по результатам мы внимательно расшифруем (я думаю, всю запись этой сессии), прослушаем, побрейнштормим в компании. И поймем, где нам внести коррективы.

Но в целом вектор не поменялся. Вектор — на развитие в целом платежного российского рынка, на создание платформ, технологий. Наш базовый тезис: быть равнодоступным и равноудаленным от игроков рынка — это правильная позиция. Этот вектор у нас сохранится. Новые технологии, о которых шла речь, такие как цифровой рубль и биометрия, развитие платежей, темы единого куара и облегчения вообще покупателю жизни на кассе, — мы тоже не смогли обойти эту тему стороной. Безусловно, она важна, она интересна. А вот как эту тему разруливать? Какой результат должен получиться? И как он должен выглядеть технологически и операционно? Вот это нам предстоит решить вместе со всем рынком.

Ведущие Татьяна Торкиани

Конкуренция и кооперация на российском платежном рынке

Татьяна Торкиани, обозреватель:
— В Москве прошел форум финансовых технологий «Финополис». Ключевые игроки рынка в рамках деловой программы обсуждали тенденции отрасли и возможности применения цифровых технологий. Одну из панельных дискуссий организовала Национальная система платежных карт (НСПК). Вместе с регулятором, банками и Мосбиржей обсуждали: НСПК — партнер или конкурент? И дальнейшее развитие экосистемы финтехотрасли в России.


Владимир Комлев, генеральный директор НСПК:
— Знаете, нам очень хочется понимать, особенно в сегодняшних условиях, свое место на этом рынке. Сегодня платежная система «Мир» — это почти 290 млн выпущенных карт. Это технологии Системы быстрых платежей, и не только по номеру телефона, переводы P2P, это QR и NFC. 60 млн россиян используют программу лояльности — объединенную программу лояльности, и карты «Мир», и теперь уже Системы быстрых платежей. И в ней одномоментно действуют минимум 200 акций с разными торгово-сервисными предприятиями. Это премиальный качественный продукт Mir supreme, это транспортная процессинговая платформа. Много, много, много всего чего еще.
Казалось бы, развиваются платформенные сервисы, конкурентный рынок. И вдруг одномоментно вопрос: а где конкуренция? И как должен действовать национальный оператор платежной инфраструктуры? И являемся ли мы оператором платежной инфраструктуры или мы являемся коммерческим игроком, который продвигает продукты? Или мы являемся платформой, на которой теперь могут конкурировать другие игроки рынка, а сами мы, согласно нашей же концепции, должны быть равноудалены и равнодоступны для всех? Вот эти все вопросы встали очень остро.
Первый вопрос хотел задать регулятору. Алла Станиславовна, как представитель Банка России, — как регулятор оценивает состояние рынка? Есть ли в нем место конкуренции? И как вы видите роль НСПК?

Алла Бакина, директор департамента национальной платежной системы Банка России:
— Конечно, основная задача НСПК — это национальная инфраструктура. Важнейший ее элемент, и он создан был и развивается для создания условий для конкуренции, для стимулирования развития платежного рынка. Мы видим и по цифрам, и по статистике, что динамика хорошая, несмотря ни на что. У нас платежный рынок благодаря всем игрокам развивается очень динамично. У нас продолжает уверенно расти доля безналичных операций совокупная с использованием всех инструментов, всех продуктов — 82,4% эта цифра составляет. Задача НСПК — в том числе обеспечить вот этот самый равноудаленный доступ на единых стандартах, по единым правилам для всех участников рынка. И здесь, наверное, как раз основной принцип, которому рынки правильные, да и развитые, должны соответствовать, — это кооперация в инфраструктуре, а конкуренция в продуктах и сервисах.

Владимир Комлев, генеральный директор НСПК:
— Сегодняшние построения куарных платежей, которые не регулируются 161-ФЗ, где можно выстраивать прямые связи между банками, — это тоже стало в большой степени развиваться, и объединяться стали существенные игроки вокруг именно этой технологии. Как вам кажется, может быть, конкуренция здесь уже есть? Или все-таки чего-то не хватает?

Дмитрий Малых, старший вице-президент Сбербанка:
— У нас сессия называется «Партнер или конкурент?». В моем понимании — 100% партнер. У нас много совместных проектов: и NFC, Sber-Pay NFC также работает на базе технологии НСПК. Относительно конкуренции — какая сейчас конфигурация сложилась в стране транзакционная? Очень простая: из всего безнала где-то 90% сейчас проходят на карточных рельсах. Соответственно, проходят через НСПК. Что мы имеем? Ценообразование зафиксировано в том числе по «Визе» и «Мастеркард». Видим, как развивается ценообразование по «Мир». По основному параметру — interchange — эмитенты прекрасно понимают, как строится доходность. Мы видим соответствующий тренд. И при прочих равных, при зафиксированных тарифах по «Визе», «Мастеркард», банку-эмитенту для того, чтобы больше денег зарабатывать (как ни странно, они больше денег сейчас зарабатывают на оставшемся портфеле «Визы», «Мастеркард»). В этом плане решения, которые принимаются по вводу новых ценовых политик по текущим продуктам, развития новых продуктов и сервиса, сейчас находятся у НСПК. В этом смысле, когда были платежные системы — была конкуренция. От нее выигрывали абсолютно все: и пользователи, и банки, и мерченды в том числе. И тут вопрос: как позитивные эти векторы принести в нашу текущую жизнь из конкуренции? Или создать альтернативную платежную систему, что капиталоемкий такой проект — все это прекрасно понимают, либо какую-то прозрачность принятия решений для рынка ценообразования, которые происходят на базе НСПК, или запуск новых продуктов и сервисов. Поэтому, наверное, вот над этим вопросом нужно задуматься системно: как нам привнести правильные инструменты в текущий платежный ландшафт, в его развитие и так далее.

Иван Пятков, заместитель председателя правления, директор розничного бизнеса Альфа-Банка
— Безусловно, НСПК — партнер. НСПК обеспечивает нас всеми необходимыми технологиями. НСПК — это инфраструктура, которая вот эти платежные рельсы на рынке создала, и они очень хорошо работают. Но есть некоторые проявления, которые начинают тревожить. Алла Станиславовна очень правильно сказала: «кооперация в технологиях, конкуренция в продуктах». Но почему-то НСПК последнее время начинает конкурировать с банками. И нам бы хотелось, чтобы в наши отношения с потребителями никто больше не вмешивался. Вот нас настораживает то, что НСПК начинает выстраивать отношения не только с банками, а напрямую с розничными клиентами. Нам всегда казалось, что это наша задача.
Ну, и наш традиционный спор — мерчи против эмитентов. Несмотря на то что банковский сектор активно развивается — в этом году какие-то феноменальные результаты, есть много вызовов, с которыми нам приходится бороться. Мы видели, как просел рынок кредитования в сентябре из-за того, что регулятор пытается его охладить. В следующем году будет достаточно тяжело зарабатывать деньги на розничном кредитовании, и мы бы не хотели, чтобы профитпулы — комиссионные, транзакционные, они бы каким-то образом сжимались.
Безусловно, миграция платежей из карты «Мир» в С2B (переводы по Системе быстрых платежей) вызывает определенную тревогу.
Поэтому мне кажется, что продолжение стимулирования транзакционного поведения клиентов, использование в расчетах цифровых инструментов, его надо также продолжать.

Владимир Комлев, генеральный директор НСПК:
— Кроме системообразующих банков есть серьезные, хорошие, крепкие региональные банки. Как у вас складываются вопросы конкурентных взаимодействий с Национальной системой платежных карт и конкурентного взаимодействия с крупнейшими рыночными игроками?

Юрий Богданов, директор по инновациям, заместитель председателя совета директоров, банк «Центр-инвест»:

— Получается, альтернативную платежную систему хотят для того, чтобы сделать дороже транзакцию, чтобы, соответственно, вернуть какие-то продукты, к которым за десятилетия привыкли, и из вот этой маржинальности традиционной фондировать привычные там продуктовые отношения. Вот я пока для себя такой увидел ответ на вопрос, чтобы что? Это не тот ответ, который заставляет нас становиться в очередь за этой альтернативной платежной системой. В этом плане транспорт, который предоставляет НСПК для денежных средств нашего клиента, которые доставляются из одной точки в другую, нас полностью устраивает. Поэтому здесь нет понимания, что в эту сторону нужно бежать. С точки зрения присоединения к крупным федеральным финансовым проектам наша позиция такая, что мы всегда за новые каналы взаимодействия с клиентом. Даже если эти каналы прозрачны для других игроков и оттуда этот другой игрок может почерпнуть информацию о клиенте.

Такая есть поговорка у нас в банке: жить нужно так, чтобы о твоей жизни могли снять кино, цветное и широкоформатное. И в отношении нашего взаимодействия с клиентом: эти отношения прозрачны для регулятора, они прозрачны для НСПК, и если клиент не против, то они могут быть прозрачны и для другого игрока. Хороший пример таких взаимоотношений — это взаимодействие с «Финуслугами». Каждого клиента, которого мы привлекаем через «Финуслуги», — он прозрачен для них, и они могут ему тоже что-то предложить. Сами. И у них тоже есть конкурентоспособные продукты, их будет больше. Тем не менее это не помешало нам использовать «Финуслуги» и из 6 регионов присутствия расширить географию присутствия до 20 субъектов. Все подобные инициативы, которые позволят дотянуться до нового клиента (там, где клиент будет не против), мы будем использовать.

Александр Чернощекин, старший вице-президент — руководитель блока малого и среднего бизнеса, ПСБ:
— В разговоре «Конкурент или партнер?» я хотел бы, во-первых, сказать спасибо всей команде за «Привет!» от «Мир» (программа лояльности по картам национальной платежной системы), и за СПБ Pay, и за транспортный процессинг. Команда очень ориентирована на то, чтобы помогать банкам развиваться. Знаете, за пределами топ-10 тоже есть жизнь. СБП Pay, «Привет!» от «Мир» и транспортный предпроцессинг — они позволяют не очень большим, средним банкам конкурировать в том числе со всеми остальными. И это важно. Важно поддерживать конкуренцию среди банков, потому что игрок, который занимает 20–30%, у кого большая эмиссия, он, естественно, имеет преимущество.

Что касается конкуренции, то здесь, скорее, мы иногда видим, что НСПК выступает как руки регулятора. И вот это нас смущает. Потому что, когда нам говорят, какие сервисы внедрять и сколько они должны стоить для рынка, здесь мы понимаем, что мы будем делать, потому что регулятор сказал. Но какие-то вещи, может быть, и не стоило делать на весь рынок. И, на мой взгляд, в плане развития конкуренции полезно, когда есть конкуренция разных платежных платформ и когда у нас тарифы не директивно назначаются, а каким-то образом выбираются на рынке. Либо доля тарифов директивных очень небольшая. Потому что за счет конкуренции мы точно сможем придумать и внедрить более инновационные, интересные сервисы и будем дальше платежную инфраструктуру развивать. Качественное сотрудничество, классное, нам очень нравится, и действительно люди в команде нам помогают. Но мы бы хотели чуть больше свободы по тарифам, чуть больше свободы по сервисам, которые мы можем внедрять.

Игорь Алутин, управляющий директор проекта «Финуслуги», Московская биржа:
— Наша миссия сейчас — это повышение финансово-инвестиционной грамотности, чтобы люди, которые традиционно хранят деньги на депозитах, могли спокойно переходить в новые инструменты инвестиционные. Поэтому мы запустили проект «Финуслуги». Наш финтехпроект не смог бы запуститься, если бы не было НСПК. Платежные сервисы, которые вы создали, и доступность этих платежных сервисов дали возможность создать продукт. Развивая это направление, я уверен, что (тут много идей ходит, что банков не будет и так далее)... Да, действительно, на мой взгляд, сейчас банковская лицензия может быть даже больше обременением, нежели возможностью зарабатывать какие-то большие деньги. Мы привлекаем клиентов, делаем удобный клиентский путь. Все предложения банковских поставщиков финансовых продуктов (большинство, буду так говорить) доступны в нашем мобильном приложении, и клиенты с удобством используют те же вклады тех же банков, которые к нам интегрированы. Почему-то обижают мелкие банки, а я могу с уверенностью сказать, что, например, «Центр-инвест» по многим вопросам гораздо быстрее по скорости интеграции, по возможности подключения новых сервисов. И сейчас за последние, наверное, полгода очень много начало появляться финтехбанков новых, с новыми названиями (но почему-то они там покупают старые банки, меняют название и на базе этого строят). Могу сказать, что платежные сервисы дают серьезный рывок в развитии этого направления. На разных панельных дискуссиях предлагали пофантазировать и попросить возможность какую-то; вот СБП Pay — это прекрасное приложение. Но действительно невозможно не подключиться не к кредитной организации. Поэтому, если вы дадите такую возможность, я уверен, что это даст еще следующий рывок. И даже не будет возникать в голове, что давайте создадим какую-то еще платежную инфраструктуру и так далее. Поэтому нам надо спокойно относиться к тому, что есть крупный инфраструктурный партнер, который дает возможности многим и крупным игрокам, так и мелким.

Татьяна Торкиани, обозреватель:
Итог дискуссии подводим с Владимиром Комлевым, генеральным директором НСПК.
— Скажите, где игроки рынка видят удачные партнерства, а где — конкуренцию?

Владимир Комлев, генеральный директор НСПК:

— НСПК свою позицию на рынке сегодня должен немножко переосмыслить. Переосмыслить ее вместе с нашим акционером — с регулятором, который тоже должен более точно определить и для нас, и для рынка в целом нашу роль, наши функции. Потому что дискуссия показала, что несколько по-разному все-таки регулятор воспринимает, кто мы и что мы для рынка, и то, как видит это рынок.

— Каким вы видите свой дальнейший вектор развития?

— Целый ряд интересных наблюдений, даже на уровне формулировок, которые были использованы банками: как они определяли нашу роль во взаимодействии и с регулятором, и с рынком, и с банковским сообществом. Вот на этом уровне какие-то очень важные нюансы, наверное, мы почувствовали. Поэтому, как я сказал на сессии, у нас есть целый ряд задач, которые по результатам мы внимательно расшифруем (я думаю, всю запись этой сессии), прослушаем, побрейнштормим в компании. И поймем, где нам внести коррективы.

Но в целом вектор не поменялся. Вектор — на развитие в целом платежного российского рынка, на создание платформ, технологий. Наш базовый тезис: быть равнодоступным и равноудаленным от игроков рынка — это правильная позиция. Этот вектор у нас сохранится. Новые технологии, о которых шла речь, такие как цифровой рубль и биометрия, развитие платежей, темы единого куара и облегчения вообще покупателю жизни на кассе, — мы тоже не смогли обойти эту тему стороной. Безусловно, она важна, она интересна. А вот как эту тему разруливать? Какой результат должен получиться? И как он должен выглядеть технологически и операционно? Вот это нам предстоит решить вместе со всем рынком.

Ведущие Татьяна Торкиани
Все выпуски программы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Эпоха человекоподобных роботов ближе, чем кажется. Вот доказательства Pro, 08:34
Минобороны отчиталось об уничтожении трех дронов над Краснодарским краем Политика, 08:13
Как Китай опередил США в чистых технологиях Pro, 08:04
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи Pro, 08:03
Финразведка стала активнее следить за доверенностями на банковские счета Финансы, 08:00
Уровень воды реки Ишим у тюменского Викулово превысил критическую отметку Общество, 07:31
Минобороны отчиталось об отражении ночных атак дронов Политика, 07:28
Суд взыскал с рыбопромышленников Дальнего Востока 17,4 млрд руб. Общество, 07:20
Директор МВФ от России обвинил фонд в финансировании терроризма Политика, 07:08
РСПП попросил пересмотреть механизм определения платы за аренду портов Бизнес, 07:00
Власти Украины захотели ограничить спутниковую съемку территории страны Политика, 06:58
Число погибших в результате обвала автомагистрали в Китае выросло до 36 Общество, 06:48
Как доля закрытых расходов бюджета выросла выше 20% Экономика, 06:25
В МВД предложили сделать обязательным флаг России на номерах автомобилей Общество, 06:20
Главная Передачи Подписаться Поделиться