Выпуск за 8 сентября, 2023
Московское образование
Алексей Лемаев, обозреватель:
— Вот она, одна из точек приложения «Вектора развития» московского образования — новая школа. Сколько их откроют в столице в этом году, какими будут школы после капитального ремонта, и как это скажется на успеваемости, смотрите в программе. Поговорим и о престиже среднего профессионального образования, и об оснащении колледжей, которым завидуют даже ВУЗы.
А пока нас ждет экскурсия.
Экскурсию нам проводит директор одной из новых школ Москвы — номер 727 — Надежда Евгеньевна. Открытия этого корпуса на месте Тушинского аэродрома ждал весь недавно сданный микрорайон. Начинает экскурсию директор с самой своей любимой локации, и это не классы и не учительская.
— Где мы сейчас находимся?
Надежда Морозова, директор школы № 727:
— Это помещение называется библиотека-медиатека. Это не просто библиотека с книгой, где можно ее взять и прочитать. Здесь можно проводить мастер-классы, проводить лекции, занятия, то есть мы максимально можем задействовать это пространство для образовательного процесса.
— Уже продумали, как будете его задействовать?
— В ближайшие дни у нас будет прослушивание, когда придут преподаватели и актеры Малого театра. И ребята будут просматриваться на кружок театральной студии. И здесь будет достаточно света, звука, для того чтобы все это провести.
— Что еще покажете?
— Мы пойдем с вами в айти-полигон. Это кабинет физики — мы с вами видим полностью оборудованный кабинет. Подобные у нас еще по биологии, по ОБЖ, географии. Ребята могут отрабатывать свои практические умения в специализированных кабинетах.
— На каждого свой набор или на двоих один набор?
— Чаще всего это на каждого набор. Здесь мы видим практикумы по физике. В биологии у нас будут микроскопы для каждого ребенка. Препаровальный набор просто шикарный по своей комплектации. Мы видим и препаровальные иглы и препаровальный ножик. Мы можем использовать это для препарирования дождевых червей, для речной рыбы.
Алексей Лемаев, обозреватель:
— А это уже следующий этап. В школе 727, как и во многих других московских школах, уже несколько лет действуют предпрофессиональные классы. В одном из них, медицинском, и учится Ольга. Когда узнала, что может, еще учась в школе, получить профессию медсестры на базе колледжа, решила, что для карьеры пригодится. Конечная же цель — стать косметологом или специалистом УЗИ.
Ольга Гуляева, ученица медицинского класса школы № 727:
— Это было необязательно, это было по желанию, но у нас все ученики, все мои одноклассники изъявили желание, потому что это действительно хороший опыт для будущих медиков, у нас все собираются идти в мединституты.
Я буду младшей медицинской сестрой, я буду работать с больными, которые неподвижны, я буду помогать им кушать, переобувать, переодевать, менять им постельное белье.
— С этого года первую специальность обязательно получат все ученики, которые поступили в этом году в предпрофессиональные классы, — будущие медики, инженеры, IT- и медиаспециалисты, предприниматели и педагоги-психологи. Первая профессия нужна не обязательно для того, чтобы по ней работать. Она поможет подросткам точнее понять ту сферу, которой они хотят посвятить свою жизнь и, возможно, уберечь от ошибок. Плюс это хорошая подготовка, чтобы поступить в лучшие российские вузы, ведь москвичам приходится конкурировать с сильнейшими выпускниками страны.
Олеся Лукашук, заместитель руководителя департамента образования и науки города Москвы:
— Вот, казалось бы, зачем нам колледж, мы же пошли в 10-й, 11-й класс. Мы же понимаем, что профессиональное мышление — оно тем глубже, чем ты на большем количестве горизонтов попробовал себя. Поэтому нам важно, чтобы дети, которым кажется, что после 11 класса они поступят в вуз и начальниками станут, чтобы они все-таки попробовали эту рабочую профессию. Поэтому для всех без исключения предпрофессиональных классов профобучение в колледже с последующим получением свидетельства о профессии обязательно. Для инженеров это чертежник-конструктор, для айтишников — сисадмин, для предпринимателя — основы банковского дела, для медиков это младшая медицинская сестра.
— Получение этой специальности поможет тебе при получении высшего образования?
— Да, в некоторых вузах даются дополнительные баллы, и очень учитывается. Потому что не у каждого студента будущего, не у каждого школьника такое есть.
Я думаю, что смысл есть ездить в колледж, потому что тут оборудование, более приспособленное к медицине, нежели в школе. В школе, конечно, есть там рука, но здесь более обширный выбор в оборудовании.
Алексей Лемаев, обозреватель:
— Андрей Анатольевич, Катя, добрый день. Сразу скажите, чья была идея, чтобы Катя пошла на специальность по производству авиационных двигателей.
Екатерина Горелова, студентка 2 курса колледжа имени Н.Н.Годовикова:
— Решение было исключительно мое.
— Как папа отреагировал, когда узнал?
— Сначала удивился, но потом принял как должное.
Катя учится уже на втором курсе авиационного колледжа. Пришла после девятого класса. Приняли сразу: у нее был один из самых высоких баллов. Говорит, что на летней практике за неделю доказала мастерам, что авиации без разницы, мужчина ты или женщина, главное, чтобы голова была и руки.
Екатерина Горелова, студентка 2 курса колледжа имени Н.Н.Годовикова:
— Могу даже сказать, что интерес к авиации у меня в крови и стереотипы о женском или не женском меня никогда особо не волновали, я с детства ориентировалась только на свое мнение. У меня уже заключен договор на целевое обучение с «Ростехом» — я буду трудоустроена по этому договору на завод «Салют». И на три года как минимум за мной там закреплено рабочее место.
И благодаря этому договору у нас гораздо больше практики, чем обычно. У нас дополнительные выплаты стимулирующие, и проходим практику не только здесь, на площадке колледжа, но и на тех предприятиях, где в будущем будем работать.
Специальность, как я считаю, достаточно востребованная, сейчас очень большой упор именно на авиастроение, то есть хотят развивать именно эту часть экономики, так скажем.
— Зарплата какая?
— С минимальным уровнем квалификации от 60-70 тысяч. Вот у меня был преподаватель — токарь шестого разряда — у него там за 200–250 плюс очень неплохие премии. И полный соцпакет. Так что перспективы есть.
Алексей Лемаев, обозреватель:
— Об уровне интереса к рабочим специальностям в стране говорит и этот Всероссийский форум среднего специального образования. Проводится впервые. В Москве. В Гостином Дворе. Цель форума, с одной стороны, показать школьникам, а что же сегодня могут предложить им колледжи, с другой — узнать от работодателей, какие специальности действительно востребованы.
Ирина Швец, заместитель руководителя департамента образования и науки Москвы:
— Сейчас очень важная задача поднимать статус рабочих профессий, мы сейчас столкнулись с профессиональной нехваткой людей — каждый в своей отрасли. На наш взгляд, это профессии, которые незаметны, но они окружают нас ежедневно. Строители, сантехники, электрики, повара.
— Уже сейчас в 53 московских колледжах можно получить специальность более чем по 160 направлениям. А с этого учебного года столичные власти начинают масштабную трансформацию системы среднего профессионального образования. Изменения будут заключаться в углублении практикоориентированного и мультиспециального подходов к обучению в колледжах, а также в установке обязательного уровня качества подготовки по каждой профессии.
Ирина Швец, заместитель руководителя департамента образования и науки Москвы:
— Сейчас нам важно было сонастроиться с нашим ключевым заказчиком, мы вместе с работодателем разработали портрет компетенций. Мы четко сейчас понимаем, какие знания, какие навыки должны быть у нашего выпускника, и делаем совместно программы подготовки этих кадров, и крутейшие мастера производственного обучения будут обучать наших ребят, наших мастеров в колледже, и будет взаимообмен, взаимоопыление для того, чтобы действительно нам понимать, чему учить ребят.
Конечно невозможно учить если нет оснащения, если нет того самого оборудования… И опять-таки грандиозное сейчас идет инфраструктурное обновление базы материально-технической в колледжах и строительство новой инфраструктуры. Это абсолютно новые инновационные образовательные пространства их нельзя назвать даже колледжами, в них весь процесс идет так, чтобы студент понимал весь производственный цикл. То есть по большому счету, пройдя эти несколько лет обучения, он будет абсолютно четко понимать, как это реализовано в производстве. Если раньше у нас практическая подготовка занимала 30%, то сейчас она у нас 70%. Потому что самое важное в рабочих специальностях — это навык. И если мы сидим в классах, мы этих знаний не получим. Это еще одна трансформация, которую мы сделали.
— Справедливо, что трансформация коснулась не только тех, кто идет в колледж, но и тех, кто собирается после девятого класса идти в 10-й и 11-й, и у кого впереди ЕГЭ. Именно для них в прошлом году в Москве ввели пилотный проект по подготовке к единому госэкзамену на базе школ. Дети написали две волны пробных ЕГЭ, которые не влияли на оценки. И учились на специальных практикумах по нужным предметам. Там они проходили темы более углубленно и прорешивали задания, приближенные к экзаменационным. Практикумы посещали более 43 тыс. детей — это 80% всех выпускников. И уже есть результаты.
— В несколько раз сократилось число детей с двойками и тройками, и также в разы выросло число стобалльников. Оксана, например, получила 100 баллов по математике и поступила в МГУ на факультет мечты — мехмат. На бюджетное место.
— Вариант платного образования вообще не рассматривался? Сколько сейчас стоит платное?
Оксана Зиманова, выпускница школы № 152:
— Достаточно дорого, около 400 тыс. Наверное, моя семья это не потянула бы.
— То есть ты сэкономила семье.
— Где-то два с половиной миллиона.
— Неплохо. А это же бесплатно, вся эта предподготовка?
— Да она в рамках школы, еще и там сэкономила.
— Репетиторы же тоже сейчас дорого стоят?
— А репетиторов у меня и не было, вся подготовка была на школе. Ну и я сама чуть-чуть.
— Результата по какому экзамену больше всего ждали?
— Математику, конечно! Ее все хорошо сдают, но на сто написать очень сложно. Поэтому, когда все узнали, что у меня сто по математике, — это был самый, наверное, пик.
Олеся Лукашук, заместитель руководителя департамента образования и науки города Москвы:
— Школа в первую очередь несет ответственность за результат ребенка на экзамене, мы эту ответственность приняли. Мы приняли решение что подготовка к экзамену — не надо боятся называть это тренировками — послушайте, ну, действительно, это очень важное испытание для ребенка, и мы должны помочь ему в этом подготовиться. Поэтому в его привычное расписание включили эту подготовку. Экзамен продолжается три с половиной часа.
В школьной практике нет таких условий, когда мы три с половиной часа погружаем его в один предмет и можем ему вот такие тренировки над распределением его времени выполнения заданий предоставить. Это очень сложно, и они даже теряются в этом. И когда они приступают к экзамену — вот эти три с половиной часа времени — это первый для них опыт, если не учитывать то, что сделала Москва. Это первый для них опыт, который не всегда оказывается успешным в силу того, что таких условий раньше просто не создавали. И поэтому эти практикумы для подготовки к ЕГЭ, которые мы включили в школьную программу, они как раз позволяют такие условия создать.
— Большинство родителей проект высоко оценили и считают, что его нужно продолжать. Поэтому в новом учебном году программу доработают, лучше обучат педагогов и сделают более удобное расписание занятий для детей. Еще один проект, который получит продолжение в новом учебном году, — уникальная программа психологической поддержки перед экзаменами с известными психологами и учеными. Ей уже воспользовались десятки тысяч ребят. В целом московское образование смотрит в будущее с оптимизмом — и пилотные проекты себя уже зарекомендовали, и в новых школах, благодаря внедрению московского стандарта учится стало просторнее, светлее и удобнее.
Александра Корнеева, начальник ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции ДОНМ:
— Ключевые особенности стандарта — продуманная логистика. Я имею в виду, не просто таблички висят: иди направо, иди налево, нет. Я имею в виду размещение кабинетов. Если кабинет биологии находится рядом с кабинетом химии, то для получения места предметных навыков учениками это гораздо эффективнее. Также одна из особенностей стандарта — что мы оказались от предметных классов, я имею в виду те уроки, которые возможно провести в универсальном классе — русский литература, история, математика. Те предметы, для которых не требуется специализированное оборудование. И это сокращает количество переходов учеников.
— На Московский стандарт будут ориентироваться и при капитальном ремонте школ. В 2024 году начнут ремонтировать первые 50. И дальше на пике планируют выйти на сто школ в год.
— Инициатива шла от вас, вы предлагали варианты, а дальше уже на обсуждение?
Александра Корнеева, начальник ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции ДОНМ:
— Нет. некоторые инициативы шли от самих детей, эксплуатируемые подоконники например. Все в детстве сидели на подоконниках и всех за это ругали, зачем за это ругать, если подоконник можно сделать эксплуатируемым, и ребенок будет на нем сидеть. Плюс мы предусматриваем такую мягкую мебель, закрытые диванчики, где ребенок может уединиться, делать свои уроки, заняться со своим гаджетом или могут объединиться несколько человек в какую-то группу для разработки своего проекта.
Программа капитального ремонта школ рассчитана на следующие 7–10 лет. В сфере образования это короткий срок. К этому времени Оксана наверняка закончит мехмат и пойдет в науку, а может быть, станет банковским аналитиком, еще не решила. Ольга перейдет на последний курс ординатуры, чтобы потом открыть свой косметический салон, почему нет? А Екатерина, окончив колледж, как и мечтала, свяжет свою судьбу с авиацией. Сегодня 95% московских родителей выбирают школу рядом с домом, потому что они знают: в каждой из них детям обеспечат хорошую поддержку на старте их взрослой жизни и карьеры.