Лента новостей
Экономический форум 2021: Как будет развиваться дальневосточный регион 12:56 Власти Москвы сообщили о 500 тыс. проголосовавших онлайн 12:56, Политика Как сделать из смартфона платежный терминал для бизнеса 12:51, РБК и Делобанк Новое соглашение о «климатических проектах» подписали на TNF 12:46 Песков назвал хорошим самочувствие Путина на самоизоляции 12:46, Политика Игрок сборной России ответил на вопрос о лимите фразой «я за конкуренцию» 12:42, Спорт В России появится новый вид выписки из ЕГРН. Что это значит 12:40, Недвижимость Победа «Спутника» в Аргентине. Самое актуальное о пандемии на 17 сентября 12:39, Общество Акции «Самолета» подорожали на 18% в ожидании завершения крупной сделки 12:34, Инвестиции Минсельхоз ответил на сообщения о планах повысить цены на курицу и яйца 12:34, Экономика Как выстроить свой образовательный профиль: подкаст «Списать не получится 12:30, Экономика образования  Нона Гаприндашвили подала иск к создателям сериала «Ход королевы» 12:29, Стиль Путин дистанционно проголосует на выборах в Госдуму 12:23, Политика Когда россияне будут отдыхать в 2022 году. Календарь праздников 12:15, Общество На Чукотке 23% избирателей проголосовали на выборах 12:12, Политика Федор Емельяненко обвинил главу UFC в хамском поведении при переговорах 12:07, Спорт Экс-Apple: как сделать так, чтобы ваши сотрудники гордились компанией 12:07, PRO В Москве и Петербурге выявили максимум зараженных COVID-19 за месяц 12:05, Общество Набиуллина рассказала о перспективах дедолларизации валютного рынка 12:00, Финансы Гид по правильному планированию командировок в пяти действиях 11:57, РБК и Ozon Travel Как быстро продать квартиру. 10 простых шагов 11:52, Недвижимость Командировки остаются в прошлом. Что будет с акциями авиакомпаний 11:47, PRO PayPal открыла торговлю криптовалютой для жителей Великобритании 11:40, Крипто В Совфеде связали удаление приложения «Навальный» с беседой с послом США 11:37, Политика Глава ЦБ объявила о «перезагрузке поведения» на банковском рынке 11:35, Финансы Как адаптируют законы под новые финансовые услуги 11:34, РБК и QIWI В шаге от потери Лиги чемпионов. Чем грозят России неудачи в еврокубках 11:33, Спорт В России впервые за сентябрь выявили почти 20 тыс. зараженных COVID-19 11:26, Общество

РБК+ / Интервью

Расширенное интервью с главами ведущих компаний, в производственных интерьерах.

Интервьюеры: ведущие РБК+. В интервью - подробный рассказ от лица представителя компании о производстве, инвестициях, проектах развития истории компании, подведение итогов.

Читать описание программы
Выпуск за 19 августа 9:33
Выпуск за 9 сентября 9:35
Повторить видео
10 секунд
«Чтобы запустить новую сеть, нужно меньше трех месяцев»
Рецепты основателя Coffee in Владислава Петлюка
Информационная безопасность государства и бизнеса: как защитить данные?

Самая уязвимая часть любого гаджета — его пользователь. Мошенники используют инструменты социальной инженерии — технологии «взлома» человека, чтобы получить доступ к конфиденциальной информации. О ключевых трендах в сфере кибербезопасности и способах защиты данных в интервью рассказал Сергей Шерстобитов, основатель и генеральный директор группы компаний «Ангара»

Операторы: Александр Заднепровский, Александр Челиков, Олег Нефедов

Режиссёр монтажа: Андрей Бобровский

Ведущие Ника Николаева

Герой нашего интервью — Владислав Петлюк, основатель и генеральный директор франчайзинговой сети Coffee in. Окончил Русско-британский институт управления в Челябинске. Бизнесом начал заниматься еще в школе. В 20 лет основал международную сеть кофеен Coffee in. На сегодняшний день развивает несколько собственных сетей. Самая крупная включает более 500 партнеров в России и странах СНГ.

Мы встретились с Владиславом, чтобы обсудить, как развивается франчайзинг в России.

— Во время пандемии одной из наиболее пострадавших отраслей стал общепит. По данным Федерации рестораторов и отельеров, около 40% владельцев ресторанов и кафе потеряли свой бизнес. Как вы оцениваете текущую ситуацию в отрасли и, в частности, бизнес кофеен?

— Вообще, в целом рынок общественного питания достаточно большой, и кофейни здесь большой процент занимают. И пандемия — это стало, наверное, первым таким потрясением за последние пять лет развития компании. Я бы согласился с теми цифрами, которые сейчас нам аналитики приводят, что закрылось порядка 40% предприятий. Мы так оценивали, по крайней мере по нашей сети это было порядка 30%. Здесь мы не можем винить себя как управляющую компанию, здесь такие факторы, не зависящие от нас. Условно, если у нас было на тот период порядка 200 объектов, из них порядка 60 закрылось. И вы знаете, закрытия были преимущественно из-за страха. Возможно, это не было связано с экономическими показателями объектов, просто было страшно. Не понимали, что дальше. Особенно те предприниматели, которые отработали месяц. Надо же аренду платить, и кост очень большой. В регионах аренда 20–30 тыс. руб. за объект, а в Москве может и 700 тыс. руб. быть. Из-за этого многие и закрывались.

К сожалению, такие издержки нести ни мы, как управляющая компания, не могли, ни наши партнеры. Здесь действительно было самым хорошим способом либо договориться с арендодателем и сократить расходы на аренду, либо закрыться. И это действительно было сильное, правильное решение. Потому что порой закрыться лучше, чем уходить в долг и переживать, не спать ночами.

— Сейчас кофе — выгодный бизнес. Появляются ли новые игроки?

— Рынок еще, можно сказать, развит только на 10% всего потенциала. Говорят, что потенциал — это один триллион в России. И есть еще куда расти. Я думаю, еще рынок будет развиваться 10, а то и 20 лет. Допустим, Соединенные Штаты — там, конечно, рынок кофе еще более развит.

— Финляндия.

— Финляндия, да, верно. То есть вот европейские страны в целом. Потребление кофе не только в кофейнях, а это и дома, кофе-корнеры, которые мы сейчас развиваем, и в других форматах. Может быть, просто зерновой. Потребляемость, конечно, очень большая, и развитие у этого рынка однозначно есть.

— Как трансформировался ваш бизнес с учетом пандемийных факторов?

— Когда произошла пандемия, мы сели и подумали, куда двигаться дальше. Вот это, наверное, важная составляющая любого предпринимателя, любого бизнеса — подстраиваться под ситуацию. Мы, естественно, не расстроились, мы просто начали искать какие-то варианты, как из этой ситуации выйти.

Самым хорошим форматом стал выход, это где-то в конце 2020 года, -создание и более активное развитие форматов кофе-корнеров. То есть это кофейни самообслуживания. Кто-то называет это вендинг, но это не совсем то. Но в то же время здесь самый главный фактор — нет людей, нет персонала обслуживающего. Мы сокращаем максимально риски. Подошел, приготовил, оплатил, забрал — максимально простая методика работы такого бизнеса.

— Кстати, по поводу корнеров и самообслуживания. Эта идея появилась еще до пандемии или она родилась в связи с тем, что нужно было трансформироваться?

— Этот формат хорошо стрельнул в пандемию. Мы команду запустили полноценно где-то 10 декабря 2020 года. Кто открывает бизнес или новый формат под конец года? Мы его открыли и, я так скажу, пару десятков миллионов сделали. Если я не ошибаюсь, там было выручки у нас по данному формату, именно по привлеченным партнерам, по масштабированию, порядка 50 млн мы сделали. Но это были сотни партнеров за три-четыре недели. Прямо ночами не спали.

— То есть такой формат назвать успешным можно?

— Однозначно. Как для франчайзинговой компании, для нас, так и для предпринимателя. Потому что, по сути, купил, поставил, работает, зарабатывает деньги.

— Вы открыли несколько корнеров в отделениях банков. Расскажите подробнее об этом проекте. Планируете ли вы дальше развиваться в этом направлении?

— Да, действительно, мы сотрудничаем с банками — мы изначально сами вышли к ним с предложением — с несколькими крупными банками российскими, и установили там не корнеры, а полноценные кофейни с бариста. Это и Краснодарский край, там у нас объекты были, и в Москве. Сложно предлагать какой-то продукт каким-то крупным экосистемам. То есть это банки, которые могут по сути создать любой кофейный бренд самостоятельно. Единственное, чем мы можем здесь быть полезны, и были полезны, и до сих пор остаемся — это аналитика, статистика, наша какая-то экспертность. То есть мы выступаем такими консультантами на практике. Те партнеры, которые открылись в отделениях тех или иных банков, успешно работают и зарабатывают.

— Вы занимаетесь развитием франшиз. Расскажите про форму франчайзинга, которую вы развиваете, и насколько она успешна?

— Есть такая терминология: «прямой франчайзинг», «обратный франчайзинг». Скажу честно, кроме учебников такую терминологию не встречал, хотя во франчайзинге порядка пяти лет.

Я бы сказал так: прямой франчайзинг — когда к нам приходит партнер, приобретает франшизу, использует наше коммерческое обозначение, товарный знак. Мы ему предоставляем все инструкции, он открывается, работает, а мы получаем роялти, закупки и тоже зарабатываем.

И вторая модель, я бы ее назвал не обратный франчайзинг, а инвестиционная модель. Что это значит? Когда нам передают средства денежные, по сути, на открытие этого объекта, и мы сами полностью открываем. У нас такой опыт в Москве был. Мы прямо перед пандемией открыли парочку объектов-кофеен, это на Красной Пресне и на Ленинградском, когда просто приходили инвесторы, а мы уже занимались полностью открытием. Ремонтно-строительные работы, маркетинг — все-все было на нас.

У нас, конечно, работает классический франчайзинг лучше. Потому что мы не можем все объекты открывать самостоятельно и контролировать. Это уже другой бизнес.

— Зачем предпринимателю франшиза? Как проще, открыть свой бизнес с нуля под своим брендом или уже раскручиваться под известным?

— Предприниматель, как правило, открывает все-таки сам. А вот инвестор, начинающий бизнесмен, я бы не назвал начинающего предпринимателя сразу «бизнесмен», у него есть деньги, он заработал, он хочет открыть бизнес, он идет покупать франшизу. Но чаще всего именно предприниматели открывают сами. Мы все равно наблюдаем за нашими потенциальными партнерами, открывают и так же успешно закрывают. Так что однозначно здесь опыта у нас, наверное, больше, чем у кого-либо, особенно если человек приходит со стороны.

Еще одна ошибка — приходят люди с рынка, бариста, которые работали, допустим, с кофе, люди из ресторанного бизнеса, которые, допустим, роллы нарезали в ресторане, и они думают, что их опыт поможет в развитии бизнеса. Но это совсем другая история. Мы все-таки, как сеть, больше про бизнес. Это разные компетенции. Одно дело уметь готовить, другое дело — умение создавать бизнес, управлять им, вот такие управленческие особенности.

— Расскажите подробнее про правила, которые должны быть использованы при развитии своего бизнеса по франшизе.

— Есть предприниматели, которые в определенный момент упираются в потолок, и им нужно как-то масштабироваться. Какие варианты есть? Открывать собственную филиальную сеть, многие по России так делают, ретейлеры особенно, не открывать вообще ничего (тоже вариант) или развиваться по франчайзингу. Франчайзинг во всем мире и в России активно развивается. И это очень хорошая модель, чтобы привлечь много партнеров и наладить рынок сбыта.

Что бы я посоветовал, то есть какие особенности есть. Во-первых, нужно думать о товарном знаке, есть ли товарный знак и насколько он пригоден к регистрации. Второй момент — конечно же, важен договор. Мы все-таки живем в юридическом поле, и договор, особенно франчайзинговый, он важен. Третий момент — маркетинг. Продвижение бренда и продвижение в целом франчайзинга требует усилий. Нельзя просто создать франшизу и ее сразу будут раскупать. Нет, такого не будет. И четвертое — это, конечно же, команда. Команда маркетологов, команда специалистов по запуску, по продажам — это все очень важно. У нас только в среднем на одном проекте работает порядка 50 сотрудников, которые исключительно работают в целом в управляющей компании.

— Как отразилась пандемия на спросе на франшизу и какие перспективы вы видите?

— Знаю, что у многих компаний спрос практически близится к нулю на какие-то франшизные предложения, то есть на партнерства. Но у нас на удивление партнеры присоединялись. За период пандемии весна-лето у нас присоединялись партнеры, мы с ними работали. И, что важно, несмотря на пандемию, я лично в офис постоянно приезжал, и наши все удаленные сотрудники, они тоже работали. То есть у нас не было какого-то страха, мы не приостанавливали работу, мы продолжали просто работать системно.

Тем более нужно понимать, что открытия все равно были. У нас даже в пандемию были люди, которые начали до пандемии запускаться, но их же нужно довести до конца, и, как правило, они запускались уже после пандемии. То есть мы работали в период пандемии, после пандемии уже запускались. В целом рынок франчайзинга достаточно активно развивается в России. Я считаю, что еще очень мало хороших качественных компаний в России, которые действительно можно взять за эталон, как, допустим, в сравнении с другими странами. Мы все знаем компании McDonald’s, Subway. Я думаю, есть куда нашим предпринимателям стремиться. И мы за последние пять лет построили порядка трех-четырех сетей полноценных, получили огромный, колоссальный опыт, и понимаем, что есть куда еще развиваться. Сейчас для того, чтобы нам запустить новую сеть, требуется меньше трех месяцев, если такая подготовительная работа. Но чтобы прямо закрепиться на рынке и чтобы о нас даже говорили какие-то эксперты, где-то год.

— Владислав, спасибо вам большое, желаю удачи.

— Спасибо.

Все выпуски программы
Все гости
Все гости
Александр Астахов, директор по стратегии Leo Burnett Moscow
Александр Баранов, глава отдела риск-менеджмента «ЕФГ Управление Активами»
Александр Батушанский, совладелец ресторана "Северянин"
Александр Борисов, председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, генеральный директор ММБА
Александр Бортенёв, директор компании «Медбокс»
Александр Бурков, эксперт Института управления закупками им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ
Александр Гусев, президент Международного союза экспертов
Александр Кан, обозреватель русской службы BBC
Александр Самулкин
Александра Суслина, руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы
Алексей Бачеров, управляющий партнёр инвестиционного партнерства ABTRUST
Алексей Ефимов, член совета директоров и региональный директор JLL
Алексей Казаков
Алексей Петропольский, генеральный директор юридической компании URVISTA
Алексей Раевский, генеральный директор Zecurion
Алексей Раевский, генеральный директор компании Zecurion
Алексей Селиваненко, директор турнира ВТБ-Кубок Кремля
Алекскей Ткачук, главный редактор сайта «Рейтинг букмекеров»
Андрей Захаров, журналист «Фонтанка.ру»
Андрей Ковш, доцент факультета международных отношений СПбГУ
Яндекс. Директ