Видео

Выпуск за 13 мая

Александр Цимайло и Николай Ляшенко — про современную архитектуру

История и современность переплетаются в Москве с помощью архитектуры. Так было всегда, каждая эпоха старается украсить город по-своему. Сегодня одними из ярких представителей московских архитекторов можно назвать Александра Цимайло и Николая Ляшенко, которые более 20 лет назад создали бюро «Цимайло Ляшенко Партнеры». В портфеле бюро — десятки знаковых архитектурных проектов в центре Москвы. О том, как сочетать историю и современность, обозреватель телеканала РБК Игнат Бушухин беседует с архитекторами у них в офисе.

Игнат Бушухин, обозреватель телеканала РБК:
— Предлагаю поговорить про архитектуру в центре Москвы. И первый вопрос: раньше, как мне кажется, к застройке в центре Москвы относились совершенно по-другому, чем сегодня, не так ли?

Николай Ляшенко, основатель «Цимайло Ляшенко Партнеры»:
— Сейчас [в городском развитии] фокус внимания больше к исторической застройке, у существующих исторических памятников больше проявляется ощущения ценности. Уже и девелоперы поняли, что лучше сохранить историю максимально и монетизировать ее, чем снести и сделать какую-то «средовую» архитектуру. Фокус внимания сместился на более педантичное отношение к истории и сохранению архитектуры.

Александр Цимайло, основатель «Цимайло Ляшенко Партнеры»:
— В 1990-е и 2000-е годы часто делали здания в центре Москвы, которые, так скажем, копировали и повторяли исторический облик домов XIX — начала XX века. И это была принятая форма строительства в центре города. Здание можно было сделать так, чтобы не определить, когда оно было построено, сейчас или в XIX веке. По форме, по стилистике оно очень сильно напоминало историческое.
В нашей практике, если делаем какое-то здание в исторической среде, мы стараемся, чтобы сразу было понятно, что оно современное. Если оно реконструируется, то, значит, реконструируется. Если делается новое, то оно является новым.

— СМИ, кстати, часто приводят вашу цитату о том, что архитектура должен быть отражением своего времени…

Александр Цимайло:
— Безусловно. Если ты делаешь современное здание, оно не должно быть копией здания XIX века, а должно быть понятно, что оно построено сегодня, в XXI веке.

— Хорошо. А как именно должна современность взаимодействовать с историей в архитектуре?

Николай Ляшенко:
— Мы же не первые, кто взаимодействует с историей. Испокон веков архитекторы и общество каким-то образом оставляли в городской среде память, следы своих интересов, особенностей своего времени.
Архитекторы всегда взаимодействуют с исторической сложившейся архитектурой. Соответственно, со временем остаются слои, которые мы можем идентифицировать, и сказать, что здание принадлежит к определенному периоду жизни города. В этом аспекте интересно и правильно, когда современная архитектура отражает запросы общества своего времени. Это не дезориентирует следующее поколение, которое не будет понимать, этот дом новодел или нет, как он очутился в 2025 году, когда архитектуру эту придумали в конце XIX века… Нам кажется, что именно такой честный подход интересен для развития города и последующего его существования.


— Какие признаки у современной архитектуры? Есть ярко выраженные элементы, которые говорят о том, это здание построено в 2025 году?

Александр Цимайло:
— Отчасти, это материалы, потому что созданный в XX веке дом вряд ли мог быть облицован бетоном. В том числе это и форматы оконных проемов — они тоже другие, общая стилистика тоже другая.

Николай Ляшенко:
— Правило, в котором живет современная архитектура, — это отсутствие правил. У современности нет шаблона, архитектурное сообщество заточено на то, чтобы удивить потенциального покупателя, потребителя. То есть сегодня мы стремимся к уникальности каждого здания, в отличие, допустим, от подхода в XV веке, когда тот же Париж был застроен абсолютно идентичными зданиями... В этом, я думаю, как раз особенность современной архитектуры — в попытке уйти от повторяемости и попытке создать в каждом здании какую-то уникальность.


— Из ваших последних проектов что можно привести в качестве примера, когда вы взаимодействуете с городским контекстом?

Николай Ляшенко:
— Мы много проектов делаем в центре Москвы. И нам интересно работать среди сложившейся среды, в Романовом переулке, на улице Никитской и других. Один из таких знаковых проектов, например, сейчас сделали на улице Рождественке (речь идет про новый жилой комплекс класса de luxe от «Галс-Девелопмент» — «Рождественка, 8». Площадь жилой застройки комплекса «Рождественка, 8» составит более 18 тыс. кв. м, квартирография проекта включает квартиры с террасами, пентхаусы, двух- и трехуровневые таунхаусы. — РБК).
Это самый-самый центр города, и мы с удовольствием занимаемся такими проектами.

— Рождественка — очень старая улица. Как взаимодействовать с такой исторической средой?

— Это вообще отдельная тема. Улица Рождественка проходит мимо… или приводит нас к Московскому архитектурному институту (МАРХИ), который мы в свое время оканчивали. Поэтому у нас к Рождественке отдельный пиетет, особое отношение. Сейчас мы делаем проект на этой улице, и для нас э то честь, потому что это и центр, и это наша связь с МАРХИ. Мы делаем целый квартал, который выходит на Кузнецкий Мост одной стороной и на Варсонофьевский переулок другой.

Александр Цимайло:
— Важную часть в проекте играет историческое здание Московского международного торгового банка (здание в стиле неоренессанса было построено на углу Рождественки и Кузнецкого Моста в 1897–1898 годах архитектором Семеном Эйбушицем. — РБК) — это архитектурная доминанта, которая всегда была знаковой для этого места. В проекте «Рождественка, 8» два новых здания будут примыкать к зданию банка, обрамляя его по двум улицам — Рождественке и Кузнецкому Мосту, и отчасти черпают из него контекст.
В здании «Рождественка, 8», которое выходит на Кузнецкий мост, мы сделали большую арку, которая открывает историческую застройку внутри квартала, а фасад другого здания сформирован из колонн и перекрытий. Все это — базовый архетип архитектуры, которые уместно сделать напротив МАРХИ. Таким образом, архитектура «Рождественки 8» будет, с одной стороны, очень простой и лаконичной, а с другой стороны, состоять из основ архитектурной мысли, перекрытий и колонн.
Что касается застройки по Варсонофьевскому переулку, мы проанализировали дома, которые стоят в переулке, и в новом здании, примерно поймали масштаб деталей и обрамлений, оконных проемов, карнизов, перекрытий и сделали, стилизуя их уже в современном языке. То есть у нас эти детали более лаконичные и минималистичные. Таки м образом мы «собрали» здание, которое по своему масштабу, по своей стилистике, по деталям, по духу, месту, вписывается в исторический период, но при этом сразу видно, что это современное здание.

— А что вы можете сказать про архитектуру здания Московского международного торгового банка, которое стоит на перекрестке Кузнецкого Моста и Рождественки?

Николай Ляшенко:
— Это потрясающее здание, оно такое… монументальное. Все детали, которыми насыщено это здание, поражают. Это мощное архитектурное высказывание.

Александр Цимайло:
— Шесть лет любовались этим зданием, проходили мимо него каждый день [когда учились в МАРХИ].

Николай Ляшенко:
— Отчасти даже выбрали МАРХИ из-за этого здания (улыбается). Очень красивое здание. Правда, очень красивое.
В этом была, на самом деле, сложность — как подойти с новой архитектурой к этому выдающемуся, очень артистичному, такому яркому высказыванию? Это была задача, с которой мы столкнулись. Кажется, что нам удался этот диалог, как вписать в структуру улиц, одной и другой, два здания, которые создают общую композицию треугольника слева и справа относительно здания банка. Уравновесить их, но в то же время сделать их разными. Это была такая суперинтересная задача.

— Простите за дилетантский вопрос, но почему нельзя было сделать стеклянный зеркальный фасад, который бы отражал существующую историческую застройку?

Александр Цимайло:
— Зеркальный фасад всегда слишком контрастен к контексту. Это достаточно агрессивный прием, если говорить про жилье, потому что получается витрина, людям не всегда комфортно жить в таких домах. Как следствие, появляются шторы, какая-то внутренняя жизнь… и очень много архитектурного шума. В проекте «Рождественка, 8» все-таки камерные такие виды на старую Москву. Поэтому был поиск более традиционного решения.

Николай Ляшенко:
— Нельзя забывать, что все-таки весь новый квартал «Рождественка, 8» считывается с разных точек город и с разных точек удаления. И для нас было важно как раз рядом со старым зданием банка создать новые здания, которые бы чуть более сдержанно вписывали свою строчку в перспективу улицы, не сильно выделяясь. Если мы делаем ультрасовременное архитектурное высказывании в контрасте с исторической архитектурой, то оно, конечно, очень сильно притягивает [внимание, взгляды]. Нам хотелось добиться более цельной картины для восприятия с отдаленных точек.

— По моей информации, застройщик относит проект «Рождественка, 8» к классу де-люкс. Это как-то выражено в архитектуре?

Николай Ляшенко:
— Это выражено в каждой детали, которую проецирует проект.
Прежде всего, это, конечно, качество. Качество выполнения всего проекта. Это планировки (они, безусловно, все продуманные до нюансов), это продуманные качественные детали, это достаточно сложные решения фасадных элементов… это качество, качество, качество, которое доводится просто до каждой детали. И в этом смысле место обязывает, потому что это самый центр, это очень престижно, это интересная жизнь. Это жизнь в центре. Она такая удивительная, она другая. Безусловно, в таком месте нужно каждый миллиметр делать выверенно. И тогда будет все отлично.

— Вы упомянули планировки. А вообще в таких проектах, где настолько деликатно надо подходить к застройке, как происходит процесс проектирования жилого пространства?

Александр Цимайло:
— Мы достаточно внимательно относимся к наполнению, к планировкам, к внутренней жизни любого проекта, который мы делаем. И мы считаем, что очень важно, чтобы жилье было спроектировано максимально комфортно, и в данном случае, учитывая, что это люксовое жилье, что оно находится в центре, нам надо было соответствовать этой локации.

— Александр, Николай, большое спасибо за этот разговор.

Все выпуски программы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 12 июня
EUR ЦБ: 90,01 (+0,22)
Инвестиции, 11 июн, 20:04
Курс доллара на 12 июня
USD ЦБ: 79 (+0,4)
Инвестиции, 11 июн, 20:04
Три российских аэропорта ввели ограничения на полеты Политика, 09:31
Море, солнце и еда: чем удивляет кухня Италии и в чем ее главные секреты РБК и Перекрёсток, 09:30
Хуситы сообщили об ударах по «чувствительным» целям Израиля Политика, 09:27
В Крыму сбили беспилотник Политика, 09:19
Число жертв удара Ирана по дому в Бат-Яме выросло до шести Политика, 09:11
Спорт вытеснил fashion-арендаторов: как изменились новые торговые центры Недвижимость, 09:00
Какие карты работают в Китае и как платить в 2025 году Инвестиции, 09:00
Трамп пригрозил обрушить на Иран «всю мощь вооруженных сил США» Политика, 08:39
Дом оказался под угрозой обрушения в Израиле после атаки Ирана Политика, 08:37
Fars сообщил о боеголовках «высокой разрушительной мощности» у Ирана Политика, 08:12
В США идентифицировали личность стрелка, убившего депутата и ее мужа Политика, 08:00
Феномен дропов: что это значит и можно ли случайно нарушить закон РБК и ИВИ, 07:49
Над двумя российскими регионами ночью сбили шесть дронов Политика, 07:33
Отец Маска рассказал о снижении желания работать у граждан стран Европы Общество, 07:25
Главная Передачи Подписаться Поделиться