Выпуск за 20 июня

Интервью с Мариной Маловик, October Group
О современных принципах проектирования городской среды и устойчивом развитии и ESG-решениях в девелопменте - об этом на полях ПМЭФ-2025 разговариваем с сооснователем девелоперской компании October Group Мариной Маловик.
Игнат Бушухин, обозреватель
— С какой повесткой участвуете в Петербургском форуме, с чем приехали?
Марина Маловик, сооснователь October Group
— Вы знаете, Петербургский экономический форум ежегодно для нас, для нашей компании — особое событие. Мы каждый год принимаем участие. Наверное, это форум, который ежегодно задает смыслы в экономике, в политике, в развитии страны. И мы изучаем здесь эти тренды, заключаем новые партнерства, прорабатываем новые проекты. В общем, для нас это такое место, в котором задаются направления на следующий год.
— Какие-то технологические решения, IT-решения, ESG-повестку обсуждаете здесь на полях? И что используете в своей практике, в своем бизнесе?
— Да, конечно, обсуждаем. Вы знаете, в этом году в нашей компании мы запустили AI-лабораторию. Это лаборатория искусственного интеллекта. Мы собрали сильную команду, которая прорабатывает все направления в области AI. Все департаменты, которые участвуют в нашем бизнесе, они изучают современные технологии, которые есть, на предмет внедрения их в нашем бизнесе и претворения их в жизнь.
— Какие изменения, на ваш взгляд, происходят в проектированиях городской среды? И как October Group участвует в этом процессе?
— Вы знаете, наверное, ключевое — это мультиформатность. То есть сейчас объекты реализуются в очень разных форматах. Это, как правило, смешанные форматы. Если раньше мы строили отдельно жилье, отдельно нежилые комплексы, то сейчас это такой очень активный mix use. Мы используем, реализуем проекты, в которых можно одновременно жить и работать, в которых есть вся инфраструктура, социальные объекты. В общем, не выходя из дома, можно получить все услуги, которые требуются, и все функции есть в одном месте. Наверное, это ключевое, что необходимо человеку для такой полноценной гармоничной жизни.
— То есть, по сути, вы говорите о человекоцентричности современных девелоперских проектов?
— Да, абсолютно. Человек в центре всего, что мы делаем.
— А что еще может быть в современном девелопменте ориентировано на устойчивое развитие городской среды и вот этой человекоцентричности?
— Вы знаете, мы сейчас приступили к реализации очень интересного нового проекта. Это проект «Кобзон Сити». Проект, который мы посвящаем Иосифу Давыдовичу Кобзону. Это очень интересный проект, многофункциональный. И в составе этого проекта будет реализован такой трансформируемый арт-хаб, который включает в себя функцию концертного зала, функцию выставки, музея. И он будет трансформироваться под разные форматы. И мы очень верим, что этот арт-хаб станет такой новой точкой притяжения в городе. И позволит всем, кто работает в этом проекте, кто получает услуги, даст вот такую дополнительную точку притяжения с точки зрения культуры.
— Насколько востребовано будет сочетание арт-хаба, то есть искусства, и офисной составляющей, как, по-вашему?
— Вы знаете, в современном мире очень важно, чтобы люди не просто приходили на работу и работали, а чтобы они могли в том числе непосредственно в данном месте провести определенные мероприятия, поучаствовать в шоу, выставках, музеях, получить какие-то новые знания для себя. Плюс мы предполагаем, что арт-хаб будет трансформироваться в образовательное пространство. И будут приглашаться очень интересные спикеры. И в том числе это такая очень хорошая возможность для людей, кто будет работать в этом проекте, получать вот такую важную культурную составляющую для жизни.
— Расскажите о проекте более подробно. Где он находится? Что из себя представляет?
— Он расположен около станции метро «Бауманская». Это 500 м от метро «Бауманская». Также в непосредственной близости Третье транспортное кольцо. То есть это удобные выезды в обе стороны — и на улицу Бауманская, и на Третье транспортное кольцо. Ну и будет очень много функций. То есть это функции и бизнес-центра, офисов, функция инфраструктурная на первых этажах. Это и фитнес, и арт-хаб, о котором мы говорим. И подземный паркинг. То есть все, необходимое для вот такого полноценного досуга и работы.
— Каким компаниям было бы интересно иметь офис в таком комплексе, как «Кобзон Сити»?
— Вы знаете, мы этот проект прорабатывали с двумя очень известными архитектурными бюро. Это китайское архитектурное бюро line+ и японское архитектурное бюро Nikken Sekkei, топ-2 в мире. И мы ориентировались на то, чтобы вот этот формат — он был очень таким многофункциональным и позволял людям реализовать все, что они хотят, как говорится, не отходя от этого комплекса.
— Какие стратегические задачи перед компанией стоят вот в перспективе пяти—семи лет?
— Вы знаете, в прошлом году мы разработали стратегию развития группы компаний «Октябрь» на базе Школы управления «Сколково», стратегия 2030. Мы предполагаем развиваться в двух сегментах, в которых мы сейчас работаем. Это сегмент бизнес+ класса и премиум-класса. Мы хотим сконцентрироваться на этих сегментах. И мы очень верим, что в этих сегментах мы можем реализовывать по-настоящему уникальные проекты. И вообще наша компания, мы специализируемся именно на уникальных проектах. Мы не беремся за проекты, скажем, простые и так далее. Именно уникальные проекты. И мы очень верим, что в этих сегментах мы можем предоставлять людям чуть больше, превосходить ожидания. Ну и, конечно, в этих сегментах есть определенная добавочная стоимость, которая позволяет нам вот такие уникальные проекты реализовывать.
— Москва остается вашим домашним регионом?
— Безусловно. Москва была, есть и будет главным рынком, на котором мы работаем.
— Два ваших текущих жилых проекта сосредоточены на Мосфильмовской улице. Останетесь в этой локации?
— Вы знаете, нам очень нравится эта локация. Это действительно такое место, где традиционно жила интеллигенция, где расположен Московский государственный университет им. Ломоносова. То есть это традиционно место, в котором очень любят жить жители нашего города. И два жилых комплекса, которые мы реализуем, это жилой комплекс Stories на Мосфильмовской, в начале улицы Мосфильмовской, и второй жилой комплекс King & Sons в конце улицы Мосфильмовской, в общем-то, это вот как раз такие классические два примера проектов, реализуемых в разных сегментах. Один проект мы реализуем в сегменте бизнес+ класса с элементами премиум, и второй проект мы реализуем в премиальном классе. И мы видим, вы знаете, такую очень интересную тенденцию, что клиенты настолько любят те проекты, которые мы делаем, что у нас есть целый ряд клиентов, которые приобретают для себя квартиры в King & Sons, например, и для своих детей в проекте Stories. И таких клиентов очень много. И дальше эти же клиенты видят, что мы начинаем реализацию многофункционального комплекса около станции метро «Бауманская», и приобретают, например, офис для своей компании в проекте K-City. И вот это создает, конечно, такую очень интересную дополнительную синергию в развитии нашей компании.
— Реализуются ли эти проекты по принципу устойчивого развития, о которых мы говорили?
— Вы знаете, да, безусловно, мы очень серьезно прорабатываем эту повестку. В наших проектах очень серьезно отрабатывается благоустройство. В частности, архитектурные бюро, о которых мы с вами говорили, японское архитектурное бюро Nikken Sekkei очень детально отрабатывало каждую зону озеленения, благоустройства, в которых люди могут отдыхать, проводить свой досуг. И также мы применили в этом проекте уникальную историю с, во-первых, террасированием, открытые террасы составляют до 80% всех квартир, вот они реализованы с террасами. И также мы применили эксплуатируемую кровлю. Вы знаете, до текущего времени проекты в Москве достаточно редко реализовывались с эксплуатируемыми кровлями, и если эксплуатируемые кровли и присутствовали, то в небольшом масштабе. Но мы постарались сделать действительно эту историю масштабной. И те видовые характеристики, которые есть в объекте, в общем-то, они позволили нам реализовать очень качественную историю вот с таким дополнительным пространством для благоустройства для проведения досуга.
— На какой стадии готовности находятся эти проекты?
— Проект Stories на Мосфильмовской в завершающей стадии. Мы планируем его вводить в первом квартале следующего года. И проект King & Sons будет вводиться ориентировочно через год после ввода первого объекта.
— Сейчас непростое время для продаж недвижимости. Как вы ощущаете текущую экономику в своих проектах?
— Знаете, мы считаем, что это вопрос работы команды. Если команда профессиональная, если команда четко выстраивает стратегию продаж и знает, что она делает, грамотно работает с ценообразованием, с продуктом, с планировками, то, уверена, что качественный продукт находит своего покупателя. Безусловно, конкуренция усилилась, мы конкуренцию ощущаем. Но понимаем, что если у компании есть качественный продукт и есть конкурентные преимущества, то продажи обязательно будут. Наша компания четко работает в соответствии с планом продаж, который мы себе наметили.


