Видео

Выпуск за 14 октября

Ключевые тренды и перспективы экспорта

— Несырьевой неэнергетический экспорт к 2030 году должен вырасти почти до 248 млрд долларов, из которых на продукцию отраслей промышленности придется чуть менее 193 млрд, по данным Минпромторга. Какие российские товары уже ждут за рубежом и в каких сферах только открывается экспортный потенциал, РБК рассказала Вероника Никишина, генеральный директор РЭЦ.

Анна Смолкина, обозреватель:
— За последнее время во внешней торговле было достаточно много изменений. Это в том числе смена привычных рынков сбыта и логистических коридоров. Как сегодня обстоят дела с экспортом и какие ключевые тренды вы можете выделить?

Вероника Никишина, генеральный директор Российского экспортного центра:
— Вы абсолютно правы. С 2020 года произошли серьезные изменения, начиная с ковида, затем последовали беспрецедентные санкции, которые были наложены на российскую экономику. Что произошло? Во-первых, мы можем однозначно констатировать, что экономическая изоляция России, на которую надеялись наши недруги, не случилась, и это уже абсолютно подтвержденный факт. Более того, мы практически восстановили, но уже с дружественными странами, объемы нашего экспорта, и точка невозврата от неуверенности к стабильной переориентации на внешние рынки уже пройдена. Если несколько лет назад доля дружественных стран в нашей торговле составляла порядка 60%, то сейчас это устойчивые 85%. Обратите внимание: 85%! То есть с недружественными странами у нас экспорт остается — наша продукция нужна, но при этом товарооборот с дружественными странами очень сильно вырос, и мы практически имеем общий товарооборот с этими странами, равный нашему экспорту в 2020–2021 годах со всем миром. На 40% за последние несколько лет у нас выросло количество экспортеров. То есть вот почувствуйте разницу: нас пытаются ограничить, нас пытаются лишить экспорта, а у нас растет количество экспортеров.
Выросла и доля экспорта МСП: пятая часть несырьевого и неэнергетического экспорта приходится на сегменты МСП. Это миллион человек, которые работают в этом сегменте и которые продолжают для себя, своих компаний, своих регионов и экономики страны создавать экономическую подушку безопасности. Есть еще много очень разных тенденций. Например, если за два последних года агроэкспорт в мире рос на 5–6%, то российский экспорт агропромышленного комплекса рос на 11%. Мы не только выдерживаем все ограничения, которые на нас пытаются наложить, но и становимся сильнее, крепче. Мы выстраиваем устойчивые партнерства с дружественными странами.

— Любые времена, когда идут изменения, требуют определенных мер поддержки для предпринимателей. Какие инструменты сегодня востребованы?

— У нас для каждого потенциального экспортера, в зависимости от того, на какой стадии готовности к экспорту он находится, имеется свой набор мер поддержки. Если это начинающий экспортер, то есть большой набор образовательных программ, как онлайн, так и офлайн, вплоть до акселерации, которые позволяют либо получить базовые знания, либо быть буквально за руку проведенным до экспортных контрактов.
Очень востребован набор нефинансовых мер поддержки, которые включают в себя поиск покупателя, различные консультации, в первую очередь онлайн, по интересным рынкам. Это и участие в различных выставках, бизнес-миссиях и на электронных торговых площадках, на которые мы помогаем вывести компанию. Это очень мощный пласт мер поддержки, который важен также на стадии подготовки к знакомству с потенциальными покупателями.
Поддержка — это и различные субсидии, которые существуют в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», где компенсируется большая доля расходов на логистику, процентную ставку, участие в различных мероприятиях, получение обязательных документов, таких как сертификаты или исследования. Такая компенсация очень востребована нашими компаниями. Мы, Российский экспортный центр, являемся агентом правительства по предоставлению таких мер поддержки. Конечно, финансовые меры поддержки — это страхование и меры от РЭЦ и Росэксимбанка. Страхование экспортных кредитов — это очень важный элемент для снятия с экспортеров рисков, связанных с недобросовестным или недисциплинированным поведением партнеров, когда неоплата авансовых платежей или невыполнение обязательств по поставке продукции перестают быть головной болью экспортера, потому что страхование перекладывается на специальные институты развития.
И, конечно, меры различного рода гарантий и финансовых кредитов от Росэксимбанка — это тоже очень востребованный инструмент.

— Несколько лет назад для продвижения российских товаров за рубежом был запущен зонтичный бренд «Сделано в России». И форум, на котором мы сегодня находимся, тоже проходит под эгидой этого бренда. Расскажите про эту программу, как она работает и как она помогает?

— Когда продукция любого производителя выходит на зарубежные рынки, чтобы сделать ее узнаваемой, необходимо задействовать огромные маркетинговые бюджеты. Зонтичная программа выросла из объединения предыдущего набора различных разрозненных инструментов в единый комплексный программный продукт.
Например, участие в выставках — это очень важный элемент для презентации продукции и выхода на первые рабочие контакты, для проведения переговоров. Популяризация участия в выставках, непосредственно демонстрация продукции байерам для проведения переговоров позволила увеличить эффективность участия в выставках в 12 раз за последние несколько лет: с 2020 по 2024 год в 12 раз выросло количество контрактов, которые стали заключать наши компании в результате участия в выставках.
Почему? Потому что мы стали объединять участие в выставках с другими форматами: с дегустациями, сотрудничеством с блогерами, которые популяризируют продукцию, выставлением продукции на электронных торговых площадках и в павильонах АПК. Для формирования устойчивого восприятия нашей продукции мы начали организовывать фестивали «Сделано в России». Сейчас мы провели несколько фестивалей в Китае, а в ноябре готовимся провести такой фестиваль в Объединенных Арабских Эмиратах. Там мы не просто готовим деловую программу для переговоров с байерами, но и устраиваем для посетителей шоу — спортивные и культурные мероприятия.
Это комбинация показа нашей продукции с российской культурой, спортивными достижениями. Она формирует позитивные эмоции, основанные как на качестве российской продукции, так и на знакомстве с яркими лидерами общественного мнения, которых мы привозим. Например, фигуристка Анна Щербакова, наши хоккеисты, с которыми мы устраивали хоккейный матч во Владивостоке, наши музыканты, наши картины из коллекций Третьяковской галереи и других музеев. Все это вместе мы называем программой продвижения российской продукции «Сделано в России». Сейчас в эту программу входят креативные индустрии — наши мультики, фильмы — это тоже часть «Сделано в России».

— В рамках форума состоится награждение «Экспортер года», и вы наградите лучших предпринимателей. Что можно сказать тем, кто только собирается заняться внешней торговлей? Какие пожелания у вас есть для этих бизнесменов?

— Последние четыре года для экспортеров были очень сложными. Но экспортеры начали начали искать новые форматы, не сложили руки. Мы популяризируем экспортную деятельность и истории успеха тех, кто продолжает ею заниматься. Это огромный гражданский подвиг, тяжелый труд, но он хорошо окупается как морально, так и материально. В несырьевом неэнергетическом 11% — это победители финалов нашего конкурса «Экспортер года». В этом году 2000 компаний подали заявки на участие, у нас 20 номинаций, и сегодня будут награждены 62 компании.
Для компаний это дает возможность увеличения рынков сбыта, потому что российский рынок не всегда достаточен для реализации всех производственных амбиций. Во-вторых, это валютная выручка. И в-третьих, это огромный международный опыт, который позволяет совершенствовать продукцию. Поэтому такие конкурсы являются признанием заслуг уже состоявшихся экспортеров и дают стимулы другим компаниям заниматься экспортом или начинать эту деятельность.

Все выпуски программы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 16 октября
EUR ЦБ: 105,68 (+0,19)
Инвестиции, 15 окт, 17:41
Курс доллара на 16 октября
USD ЦБ: 97,01 (+0,91)
Инвестиции, 15 окт, 17:41
Tesla переместила биткоины суммой в $770 млн на неизвестные кошелькиКрипто, 11:44
Стал известен новый тренер сборной АнглииСпорт, 11:44
Месси повторил рекорд Роналду по хет-трикам в составе сборныхСпорт, 11:41
Новый генсек НАТО раскрыл стратегию альянса по УкраинеПолитика, 11:41
Второй депутат ответил на слова Кадырова о попытке заказа покушенияПолитика, 11:41
В России запланировали третье объединение спортивных федерацийСпорт, 11:39
Набиуллина пообещала «не подменять конкуренцию» при разработке единого QRФинансы, 11:38
Конец ожидания «хоккейного Месси». Почему сезон НХЛ особенный для РоссииСпорт, 11:33
Акции Trump Media обвалились на 10% после роста почти в два разаИнвестиции, 11:32
Как аналитика данных оптимизировала работу предприятия ЖКХРБК и СберАналитика, 11:26
Аналитики сообщили о резком падении числа сделок с жильем в Новой МосквеНедвижимость, 11:25
Взрыв на АЗС в Грозном с камеры на шлеме пожарногоОбщество, 11:22
Сырский и глава штаба обороны Британии обсудили удары вглубь РоссииПолитика, 11:15
Курс биткоина восстановился после обвала. Состояние крипторынкаКрипто, 11:14
Главная Передачи Подписаться Поделиться