Выпуск за 8 июня, 2024
Возможности для бизнеса, окупаемость и потенциал ИИ
— На Петербургском международном экономическом форуме планируется формировать план по развитию российской экономики до 2030 года через внедрение технологий искусственного интеллекта, сообщили в Фонде развития информационных технологий. О возможностях для бизнеса, окупаемости и регулирования искусственного интеллекта мы поговорим с генеральным директором «СберСтрахования» Михаилом Волковым.
Игорь Щербаков, обозреватель:
— Какие возможности сегодня искусственный интеллект предоставляет для бизнеса и национальной экономики?
Михаил Волков, генеральныЙ директор «СберСтрахования»:
— Как мы сегодня весь день обсуждаем, возможности искусственного интеллекта поистине безграничны. И чем сложнее системы, чем сложнее задачи, которые необходимо решить на пользу общества, на пользу государства, тем большей возможностей и потенциала в использовании искусственного интеллекта.
— А где и как в страховании применяется искусственный интеллект?
— Потенциал зависит от сложности системы. Страхование — это очень сложная структура, очень сложный бизнес. И для того, чтобы максимально полно обеспечить гражданина страховой защитой, нам нужно максимально собрать информацию о нем, хорошо знать его риск-профиль. Именно в этом нам точно совершенно может помочь искусственный интеллект. Это первый этап. Второй этап — это правильно тарифицировать, правильно предложить ему защиту и дать ему оптимальную цену. Третий этап — для того, чтобы снизить убыточность и потерю времени и энергии для самого застрахованного, и чтобы это было с экономической точки зрения выгодно и нам, нужно снижать вероятность наступления страхового случая. Тут тоже на помощь придет искусственный интеллект.
— Это уже больше к преимуществам искусственного интеллекта для страховщика самого.
— Абсолютно.
— Они уже ощущают присутствие искусственного интеллекта как-то или, наоборот, нужно, чтобы они этого не ощущали?
— Вы знаете, это хороший вопрос. Наверное, человеку не так важно, с помощью каких технологий мы решаем его задачи. А для человека важно, чтобы это было быстро, удобно, максимально качественный клиентский путь. И как я уже говорил, в случае если, не дай бог, что-то произойдет, получить выплату в том виде и в том объеме, который он ожидает. Будет это сделано с помощью ручного труда или искусственного интеллекта, это, наверное, не так важно. Но мы как профессиональный игрок рынка можем сказать, что с помощью искусственного интеллекта это будет решено лучше, чем армия физических людей.
— А как можно использовать искусственный интеллект для снижения рисков бизнеса?
— Если мы говорим про бизнес, и, опять-таки, это обычно сложные системы, у нас уже сегодня есть инженерный центр, который помогает проводить риск-аудит, риск-консалтинг для компаний. Искусственный интеллект может помогать нашим сотрудникам давать эти рекомендации максимально точно и в максимально полном объеме.
— А может ли при этом искусственный интеллект знать лучше самого клиента, что ему нужно?
— Конечно, да, потому что люди не склонны думать о чем-то плохом. Наступление страхового случая — это обычно что-то неприятное, какие-то проблемы, которые потенциально могут возникнуть. Поэтому наша задача как страховщика максимально аккуратно, не пугая человека, подсказать ему, какие риски сопутствуют ему в каждый момент времени. И искусственный интеллект помогает сформировать вот это предложение и дать эту информацию нашему клиенту.
— А люди, бизнес пугаются, боятся искусственного интеллекта? Есть какие-то стереотипы здесь?
— Люди не до конца понимают, какие риски потенциально связаны с их жизнедеятельностью. И на самом деле вот мы с вами стоим перед стендом, на котором игра, которая в таком мультяшном полушуточном формате рассказывает о том, какие риски вообще присущи. И одно дело на стенде, другое дело — у нас есть на других поверхностях. Прямо в мобильном телефоне или в планшете вы можете поиграть в игру, которая предложит вам отгадать, какой размер риска сопутствует конкретному вашему предприятию. Речь идет про ИП, например. Очень мало кто отгадывает. Когда мы подсказываем, какие риски связаны с имуществом, какие риски связаны с ответственностью от той деятельности, которую ведет предприятие, люди обычно очень удивляются этому.
— А есть ли по-настоящему какие-то риски с точки зрения интеграции искусственного интеллекта в рабочие процессы? Насколько это безопасно?
— Простой ответ — конечно, да. Чем сложнее системы, тем больше рисков связано с их эксплуатацией. И мы очень надеемся, что искусственный интеллект будет вести к улучшению процессов на благо. Но у любой системы есть обратная сторона. И, к сожалению, точно так же и мошенники используют его для того, чтобы делать свои какие-то схемы, проворачивать с использованием методологии дипфейк, что-то еще. И плюс, так как это сложная система, она, конечно, тоже может дать сбой, привести к какой-то ошибке, дать неправильную рекомендацию. Принятие конечного решения все равно за человеком, но он может воспользоваться неправильно рекомендацией или кто-то извне может использовать эту систему для того, чтобы спровоцировать неправильное поведение искусственного интеллекта. Потенциально от этого тоже можно будет застраховаться.
— Насколько сложно вписать искусственный интеллект в бизнес-процессы? И как все это отражается на работе?
— Ответ очевиден из всего, что мы говорили до этого. Это, конечно, очень сложные комплексные системы, которые требуют построения сложных моделей, использования больших объемов даты, больших производственных мощностей, компьютерных мощностей, больших инвестиций. Эффект, который они дадут, огромный, но сегодня мы, конечно, инвестируем достаточно большие ресурсы, деньги, время, людские ресурсы в построение этих моделей.
— Как раз немного про деньги. Насколько выгодны и быстры инвестиции в искусственный интеллект?
— Сами инвестиции зависят, опять-таки, от той задачи, которую искусственный интеллект будет решать. И от тех целей, которые мы перед ним ставим. Но очевидно, что речь идет о месяцах или даже годах. Если мы говорим про окупаемость тех инвестиций, тут работает экономика масштаба. Инвестируя один раз в построение одной модели, которую мы потом можем масштабировать на миллионы наших клиентов, мы надеемся, что инвестиции окупятся, опять-таки, в течение короткого периода, но это все равно годы. И возврат на эти инвестиции может составлять сотни процентов.
— По искусственному интеллекту. Вы занимаетесь только интеграцией его или вы сами все разрабатываете? Как вот здесь состоит?
— И да, и нет. Понятно, что, являясь частью группы, «Сбер» регулярно, постоянно инвестирует огромные ресурсы в разработку разных моделей, разных систем искусственного интеллекта и является одним из лидеров в России по разработке этих моделей. Мы, во-первых, переиспользуем те наработки, которые делает большой «Сбер». И параллельно, конечно, есть страховая специфика, где наши андеррайтеры делают какие-то тонкие настройки, специфические именно для страхового бизнеса.
— Одна из сессий форума была как раз посвящена искусственному интеллекту. Вы в ней участвовали. С кем и о чем говорили? Что думают бизнес и власть по поводу внедрения искусственного интеллекта?
— Именно на той панели, где я находился, там были, скорее, представители бизнеса. Все, очевидно, рассказывали о том, как используется искусственный интеллект, какие риски связаны с его использованием. И мне было очень приятно, что мы прямо во время обсуждения на сессии придумали несколько проектов, где мы можем в партнерстве создавать что-то новое. Очевидно, что, например, у телекомов огромное количество данных о клиентах. И комбинируя эти данные с теми данными, которые есть у нас, как у финансового института, мы можем получать дополнительный эффект.
— Какие-то конкретные примеры, может, приведете?
— Я не хочу называть конкретные компании, но, используя данные телекома, мы проводим прямо проекты. Телеком знает о том, как ведут себя водители за рулем, считывая информацию с носимых устройств, с телефонов, которая помогает нам лучше тарифицировать, лучше оценивать поведение водителя за рулем.
— Как сегодня регулируется искусственный интеллект? Есть ли какие-то негласные правила использования, правила игры?
— Всегда очень тонкая грань между тем, что необходимо регулировать и снижать те риски, о которых мы уже с вами говорили, и межу тем, что есть риск, наоборот, перерегулировать и остановить какие-то инициативы. Сегодня крупные компании, которые занимаются инвестициями в развитие искусственного интеллекта, подписали кодекс этики о том, как мы будем использовать искусственный интеллект, где вот эти грани, что дозволено, что не дозволено. Тем самым мы пытаемся саморегулироваться, чтобы помочь регулятору не перегнуть палку и не перерегулировать этот здоровый такой креативный процесс.
— В завершение нашей беседы не могу не спросить по поводу планов на будущее. Как вообще вы оцениваете потенциал искусственного интеллекта? Где он может появиться или куда его можно внедрить в ближайшее время?
— Наверное, тоже уже во многом ответил на этот вопрос. То есть страхование — это сложные системы, потенциал огромный. Наверное, сложно оценивать в рамках одной страны или одной компании. В целом, по миру эксперты оценивают потенциал к внедрению искусственного интеллекта именно в страховой индустрии аж на целый триллион долларов.