Выпуск за 31 мая
Изменения в импорте зерна
До конца июня этого года действует тарифная квота на вывоз зерновых из России за пределы Евразийского экономического союза. Какой потенциал у поставщиков и какие проблемы есть на рынке сегодня? Об этом корреспондент Дарья Заречкина поговорила с председателем правления Союза экспортеров зерна Эдуардом Зерниным на Всероссийском зерновом форуме.
— Как за последний год изменилась география стран импортеров?
— Мы открыли для себя заново рынки Азии. Два года назад мы начали процесс зерновой дипломатии и за это время серьезно развили прямые отношения с нашими потребителями. Мы исключили международных посредников. Тот уход международных трейдеров, который некоторые пытались драматизировать, сработал ровно наоборот: мы познакомились со всеми нашими потребителями. И не просто познакомились — мы поняли их реальные нужды и расширили не только географию поставок, но и ассортимент нашей продукции. Поэтому сегодня мы видим рекорды по поставкам зернобобовых.
Для некоторых стран зернобобовые стали настоящим флагманским продуктом нашего агроэкспорта. Там, где мы много лет бились за выход с пшеницей, нашим основным продуктом, мы открыли двери поставкам зернобобовых. Если говорить о географии, то раньше основную часть наших поставок занимали страны Ближнего Востока и Северной Африки. Это наши традиционные рынки, где мы конкурировали в первую очередь со странами Евросоюза. На долю этих поставок приходилось до 75% нашего экспорта. В уходящем сезоне мы снизили эту долю за счет роста поставок в Азию. Азия становится для нас новой точкой роста. И следующая точка роста, которую мы для себя видим, это страны Субсахарской Африки. Там мы уже представлены, там растут поставки. Мы видим там потенциал многократного роста.
— Правительство ввело дополнительную тарифную квоту на вывоз зерна из России за пределы Евразийского экономического союза. Решение было принято для поддержки отечественных сельхозпроизводителей с учетом рекордного урожая за 2023 год. Какие изменения будут введены для импортеров?
— Для нас, собственно, этот процесс происходил в интерактиве. Мы находились в режиме консультаций с Минсельхозом и обосновывали емкость рынка. Ведь что такое дополнительная квота в первую очередь? Дополнительная квота означает для мирового рынка увеличение предложений из России. Что за этим следует? За этим следует падение цены. Растет предложение — падает цена.
Идея самая важная была в том, чтобы не дать рынку упасть, правильно выйти на него с дополнительными объемами. Для нас крайне важно, я имею в виду нас и сельхозтоваропроизводителей и экспортеров, обеспечить непрерывность предложения на мировом рынке, без всплесков и падений. Именно поэтому мы и считаемся надежным поставщиком.