Выпуск за 29 мая, 2024
Тренды экономики данных
Одна из главных тем конференции ЦИПР — трансформация цифровой экономики в экономику данных. Сегодня информация становится настоящим капиталом, и технологии, в частности искусственный интеллект, в этом процессе играют важную роль. О ключевых трендах рассказал Алексей Подрябинников, вице-президент «Ростелекома».
Какие ключевые тренды трансформации цифровой экономики в экономику данных вы можете выделить?
Экономика данных — это совершенно логичное продолжение цифровой экономики. Для перехода к управлению бизнесом на основе реальных данных нужно сначала эти данные собрать, обработать, сделать какие-то выводы и уже после этого начать управлять процессами. Это и есть экономика данных.
Но переходят, конечно, не все компании, а те, кто по-настоящему занимался цифровизацией. И переходят не во всех процессах, а в тех, где прошел этап сбора данных. Поэтому, если выделять ключевые компоненты перехода, то в первую очередь это ИИ, который позволяет на основе накопленных данных находить тенденции и использовать их для своего бизнеса.
На совершенно другой цепочке стоимости находится инфраструктура, которая необходима для сбора всех реальных данных, мест, где что-то происходит: это сотрудники, это станки — множество компонентов, которых тысячи в любом бизнесе. Есть те, кто начал с создания инфраструктуры и потом дошел до обработки собранных данных, и те, кто попробовал, понял, насколько это магически работает, когда есть обученный ИИ, и приступают к масштабному развитию инфраструктуры. У ИИ есть особенность: если он обучен не на твоих собственных данных, то и эффект его работы будет предназначен не для тебя.
Есть мнение, что данные — это товар, другие говорят, что данные — это капитал. Как вы считаете?
Когда мы подходили к корпорациям и пытались помочь им развивать цифровизацию, самым болезненным был вопрос: «Вы заберете наши данные?». Но затем установилось настоящее доверие, и все поняли, что данные — ключевой актив компании, а мы лишь создаем инфраструктуру и помогаем провести цифровизацию. Сейчас появилось понимание, что данные для тех, кто их собирает и кому-то отдает, — это товар. Но для компании, которая строит свой основной бизнес на этих данных, это не товар — это капитал. У них нет рыночной стоимости, потому что нет рынка этих данных, но это капитал, на основе которого компания переходит в другую лигу, эпоху своего развития и начинает по-другому строить свои бизнес-процессы.
Расскажите, зачем компаниям нужен такой инструмент, как корпоративное телевидение, и как на его эффективность повлияли технологии?
Я в «Ростелекоме» работаю с крупнейшими корпорациями страны из всех отраслей. И, когда мы делаем для них сложные проекты, приходится разбираться в их сфере деятельности. Естественно, компании рассказывают, как устроен их бизнес, и это потрясающе интересно. Каждый день они изобретают что-то новое, преодолевают сложные задачи. Но по разным причинам компании не рассказывают об этом, ведь рассказывать — не их основной бизнес.
И вот как раз корпоративное телевидение — это мощнейший инструмент для того, чтобы красиво рассказать об этих интересных вещах. Сотрудники компании начинают благодаря этому совсем по-другому относиться к своей работе, они начинают чувствовать, что делают что-то очень важное, и результаты компании растут.
Также корпоративное телевидение — это инструмент для привлечения кадров. Все говорят о кадровом голоде — рассказывайте о своей работе, ведь молодежь идет за интересными задачами. И третье: корпоративное телевидение — это инструмент коммуникации со своими клиентами, особенно теми, кого ты не знаешь. Сейчас практически все компании решают задачу выхода на новые рынки: Латинской Америки, Африки, Китая, и новые технологии дают возможность доносить информацию о себе из первых уст непосредственно своим будущим покупателям. Мы знаем почти всех, кто делает корпоративное телевидение в своих компаниях, и хотим помочь им технологически.
«Ростелеком» не так давно объявил о запуске проекта «Технологический радар». Что это за технология и что она помогает искать?
«Ростелеком» стал для многих компаний цифровым партнером. Мы помогаем компаниям вести бизнес, предоставляя технологии. К нам часто обращаются со сложными задачами, и вместе с клиентами мы создали совместные лаборатории, где решаем их. В процессе разработки новых продуктов мы составили карту технологических решений, которые есть в России. Это большое количество небольших компаний, и решения обычно не универсальные — они применимы для одного бизнес-процесса лучше, чем для другого. Поэтому мы и создали своего рода навигатор существующих решений и их степени готовности, который позволяет понять, какую задачу можно решить каким образом. Это такой, действительно, «радар», который помогает и производителям российских продуктов, и их покупателям. Наш вклад в развитие российской IT-отрасли.
Этот проект уже запущен и работает полноценно? И какие компании могут им воспользоваться?
Здесь важно сказать, что такие задачи невозможно выполнить в одиночку, поэтому это проект, объединяющий всех. Мы его начали, пригласили тех, с кем работаем. Мы запустили проект для ретейл-области и готовим для других областей.
Как вы думаете, почему именно ретейл стал первопроходцем?
Ретейл — это очень интересная отрасль, она объединяет огромное количество компонентов. Это и производство продуктов, и логистика, и взаимодействие с клиентами. Тот магазин, который нам всем привычен, — это своего рода склад для отпуска продуктов, и до попадания их туда происходит огромное количество бизнес-процессов.
Вся отрасль ретейла конкурирует за покупателей, нас с вами. Сильная конкуренция, большое количество технологических процессов приводят ретейл-компании к постоянному поиску новых, более эффективных решений. Это очень динамичная отрасль, представители которой был открыты к тому, чтобы обмениваться информацией и создавать что-то вместе с нами.
Как вы думаете, какие перспективы у направления беспилотных технологий? Как отрасли еще придут в беспилотники?
Я верю в то, что беспилотники будут использоваться во всех отраслях. Уже произошло несколько технологических революций, которые в принципе сделали это возможным. Сами по себе беспилотники — это некие автономные средства, которые имеют запас энергии. В последнее время очень усовершенствовались аккумуляторные батареи, большой шаг вперед сделала связь и, конечно, ИИ. Когда объединились эти три технологии, создание беспилотников стало возможным. Сейчас эта сфера находится на этапе взрывного роста, и все отрасли смотрят на их применение у себя.