Выпуск за 14 декабря, 2023
Развитие онлайн-коммуникаций
— Гость интервью Антон Телегин, коммерческий директор МТС Линк. Окончил экономический факультет Уральского федерального университета. Опыт работы в маркетинге и продажах крупных компаний более 15 лет. Присоединился к команде МТС Линк в августе 2023 года. Ранее занимал должность руководителя управления развития продаж компании «СКБ Контур», где работал с 2011 года. Основным достижением стало построение окупившейся системы активных продаж. Мы встретились с Антоном, чтобы обсудить, как развивается рынок российских решений для бизнес-коммуникаций.
Марсель Нургатин, Обозреватель:
— Антон, первый вопрос, который никогда не теряет своей актуальности. А насколько российский IТ-рынок продвинулся в импортозамещении?
Антон Телегин, коммерческий директор МТС Линк:
— Тема импортозамещения давно уже присутствует в российском бизнесе. Ей уже более десяти лет. Понятно, что за последние несколько лет этот процесс стал более интенсивным. Сейчас мы можем оценивать долю IТ-бюджетов на импортозамещение как 53%. И надо понимать, что мы сталкиваемся сейчас с большими вызовами. Все компании IТ-сектора сталкиваются с такими вызовами. Первое — западные вендоры сформировали определенные привычки у российского бизнеса. И благодаря этим привычкам задан определенный стандарт качества этих сервисов. И сейчасмы стараемся не только дойти до этого стандарта, но и дать чуть-чуть больше. Потому что пользователю, чтобы он с удовольствием интегрировал это в свои повседневные бизнес-процессы, нужно получать кратную выгоду относительно того решения, которое он сейчас использует. Итак, нам нужно дойти до этого стандарта — это раз. И два — нужно научиться изменить старые привычки. Потому что в любом случае интерфейсы или алгоритмы использования российских сервисов могут, в зависимости от отрасли, отличаться от западных. При этом мы понимаем, что у тех, кто работает в импортозамещении, есть несколько важных преимуществ. Во-первых, мы можем наши сервисы подстраивать под бизнес-процессы различных отраслей и решать отдельные кейс-бай-кейс задачи. Также у нас есть большой опыт техподдержки пользователей, чего западные вендоры не всегда могут делать оперативно. Кроме того, у нас есть специальные процессы интеграции сервисов в текущий бизнес. Это процесс обучения, процесс внедрения. И он тоже очень гибкий, мы можем под каждую отрасль подстроиться.
— Как вы оцениваете спрос на российские решения для бизнес-коммуникаций в этом году и году следующем?
— Мы с командой МТС Линк специально под этот рынок проводили исследование совместно с агентством TAdviser. В исследование вошло 250 крупных компаний. Это сектор государственный, здравоохранение, промышленность, финансы и образование. Исследование показало, что в следующем году, в 2024-м, 42% компаний планируют заменить свои решения в области коммуникаций на российские аналоги. При этом важно понимать, что на текущий момент 62% компаний из этого сегмента используют одновременно два решения разных вендоров. Это может быть западное и российское, это могут быть два российских решения, под разные бизнес-процессы, Мы считаем, что примерно 1,5 года уйдет у топ-сегмента российского бизнеса на выбор, какое решение действительно им подходит. Они могут направить ресурсы на интеграцию этого решения в свои бизнес-процессы уже сейчас.
— В какие отрасли онлайн-коммуникации уже глубоко интегрированы, а где идет отставание?
— Там на самом деле есть две когорты. Есть отрасли, находящиеся впереди всех с большим отрывом, а есть аутсайдеры. Если посмотреть на отрасли, находящиеся впереди, то однозначно это IТ-сектор, количество удаленных вакансий там сейчас составляет порядка 39,9%. На втором месте находится финансовый сектор. Там тоже большое число вакансий, размещенных удаленно.
Если же говорить про аутсайдеров, то это закономерно, к ним можно отнести государственный сектор. Также компании из тяжелого машиностроения, нефтегазового сектора и энергетической отрасли. Это обусловлено наличием определенных бизнес-процессов. То есть людям необходимо находиться на местах, и выполнять эти функции из дома практически невозможно. Но при этом мы все равно в последнее время наблюдаем тренд на то, что часть процессов бэк-офисных переносятся в онлайн-коммуникации. И даже в госсекторе есть изменения. Компании все равно постепенно переводят сотрудников отдельных подразделений на гибридный режим работы. И это расширяет возможности для сервисов онлайн-коммуникаций.
Мы же, в свою очередь, выделяем основные для нас фокусы— это образование, здравоохранение, промышленность, ретейл, госсектор, все компании крупного бизнеса, IТ и финансовый сектор.
— Антон, как сейчас меняются российские решения для бизнес-коммуникаций?
— Российские решения сейчас идут параллельным курсом с западными сервисами. Если посмотреть западные тренды, то, во-первых, рынок унифицированных коммуникаций растет год от года, там рост более 10%. И наблюдается тренд объединения всех коммуникаций из разных сервисов в режим «одного окна». По оценкам Harvard Business Review, сотрудник в среднем в день более 1000 раз переключается между различными приложениями в рамках своей работы. В общем это составляет 9% рабочего времени. Представьте, вы работаете, и 9% рабочего дня вы тратите на эти переключения. Сюда входят и рабочие приложения, и не корпоративные, которые большинство сотрудников любят использовать.
Поэтому многие вендоры, которые работают на рынке сейчас озадачены несколькими вопросами. Первое — это объединить все коммуникации «одном окне». Второе — это сделать так, чтобы коммуникации стали более эффективны. По этому же пути пошли и мы. За прошедший год мы совершили переход от сервиса, который предоставлял топовый уровень программного обеспечения для обучения, к сервису, который предоставляет услуги по всем коммуникациям внутри компании. Во-первых, мы сделали интеграцию со всеми топовыми почтовыми приложениями, услугами, которые есть на рынке, для того чтобы любая компания могла интегрировать наш сервис и свои существующие приложения. Это раз.
Два, мы ввели единый вход по SSO. Три, мы работаем сейчас над тем, чтобы добавить в нашу платформу дополнительные сервисы. Такие как интерактивные доски, например, то есть вы можете просто при коммуникации с вашими сотрудниками в этом же окне открыть mind-карту, отредактировать, сделать это всей командой,. И это уже здесь и сейчас. То есть вам не нужно между разными приложениями переключаться.
Также мы сейчас интегрируем в наши решения чаты. То есть мы делаем так, чтобы инфраструктура коммуникации внутри компании обрела единый характер. То есть вы могли бы по видео общаться и в чатах из одного интерфейса, из одного окна. Это наша цель. Это только то, что уже сейчас мы сделали. Поэтому мы можем сказать, что идем параллельно с западными вендорами, задача которых сделать коммуникацию удобной в «одном окне».
Следующим шагом стал ребрендинг. Сейчас платформа называется МТС Линк, и этот бренд говорит вам о том, что ваши коммуникации внутри компании могут быть эффективны — это раз, удобны — это два, и достаточно оперативны — это три. Наша задача — поменять полностью рынок коммуникаций российского бизнеса, сделав его максимально эффективным.
Один из самых важных и первых вопросов, который всегда задают технические директора: «Как у вас решены вопросы информационной безопасности?». Однозначно у нас есть набор всех сертификатов, которые требуются различными ведомствами в области информационной безопасности. У нас данные хранятся на российских серверах — так, как этого требует законодательство. У нас есть вход по SSo, двухфакторная аутентификация. У нас есть разграничение прав пользователей во время мероприятий, а также возможность удалять пользователя из мероприятия. У нас есть шифрование данных, специальная защита от DDoS-атак. Таких возможностей много. Но важно отметить, что, помимо этого, у нас есть еще решение, которое позволяет развернуть платформу онлайн-коммуникации в периметре компании, то есть решение on-premise.
— Какие существуют драйверы развития в области коммуникации?
— Я думаю, что я вас сейчас не удивлю, если я скажу, что это искусственный интеллект. Нам нужно сделать так, чтобы мы не просто cделали видеозвонок, а он был еще для нас результативныv. И мы все знаем, что большое количество времени, которое мы проводим в онлайн-встречах, для многих[ сотрудников проходит впустую. Поэтому следующий шаг — это повышение эффективности. Здесь помогает применение инструментов искусственного интеллекта. Такие решения отчасти у нас уже внедрены, или мы планируем внедрять. Например, мы можем делать расшифровку видеовстречи, перевод этой расшифровки автоматически в резюме встречи, где отмечены ответственные за конкретные задачи, и отправка этого резюме, например, на почту. Это как сценарий. Это один из примеров.
Например, есть такие экзотические задачи, которые искусственный интеллект позволяет решать в рамках онлайн-коммуникации — это бьютификация. У нас эта задача тоже лежит в бэклоге, мы планируем ее внедрять. Спросите, зачем это нужно? Все очень просто. Если у пользователя есть понимание, что он будет выглядеть привлекательнее в рамках видеозвонка, то увеличивается процент вовлеченности и участников, которые включают камеру. Большой следующий шаг — это повышение эффективности коммуникации. Нам нужно сделать так, чтобы онлайн-сервисы превратились из просто инструментов в то, что сделает вашу жизнь удобнее и проще. И искусственный интеллект — это один из инструментов, который позволяет это сделать.