Видео

Выпуск за 15 ноября, 2023

«Финтех не боится работать с финансовой инклюзией»

О ESG-принципах в стратегиях финтех-компаний в интервью РБК рассказала заместитель генерального директора Группы QIWI Мария Шевченко.


— Сегодня, когда говорят про устойчивое развитие, в первую очередь на ум приходят промышленные предприятия, которые напрямую влияют на экологию и развиваются в этом направлении. С какими вызовами устойчивого развития в рамках этой повестки сталкиваются финтех-компании?

— Финтех означает, что ты используешь какие-то технологии. Чтобы эти технологии были не местечковые, а масштабируемые на большое количество жителей страны, населения, тебе нужно создавать огромные операционные центры, где у тебя хранятся данные, где обрабатываются очень быстро транзакции в онлайн-режиме. И это требует огромного энергосбережения. Поэтому вопрос, как сбалансироваться, не приводить к тому, чтобы это были большие затраты, но при этом ты свои финтех-решения внедрял, — это один из вызовов.

  Второй вызов, достаточно большой, связан с кибербезопасностью. Потому что любая утечка данных приводит к тому, что либо сервисом не будут пользоваться, и тебе как ответственному бизнесу будет неприятно, что это произошло. Поэтому нужны достаточно большие вложения, чтобы обеспечить защиту тех технологических решений, которые ты делаешь. Бюджеты у крупных банков огромные, а у финтех-компаний не всегда такие бюджеты есть. Это второй вызов.

  Третий вызов связан с регуляторикой. Потому что финтех обычно идет впереди, в авангарде, и не всегда регуляторика поспевает за теми предложениями, которые ты делаешь. И требуется достаточно большое количество итераций, чтобы законы поменяли, чтобы это было нормально, вошло в практику и так далее.

  И четвертый вызов социальный больше. Потому что тебе требуется все больше IT-специалистов, чтобы делать эти решения. Ты борешься с большими биг-техами, крупными банками, IT-компаниями за них. С другой стороны, своими решениями ты фактически делаешь так, что часть работы людей становится ненужной. Как ответственный бизнес мы должны думать, как мы их переобучаем, что мы делаем, и здесь финтех-компании тоже могут внедрять свои программы.

— Подробнее про вклад финтех-компаний поговорим.

— Финтех не боится и пытается работать с финансовой инклюзией, то есть туда, куда не доходят банки, не делают еще большие решения для всех, финтех может попробовать прийти туда, где действительно у клиентов боль, решить эту проблему. Плюс работать с сегментом under banked или unbanked, который вообще до банков не доходит, но пользуется наличными, пусть это не так удобно. А финтех в этом плане очень сильно помогает с помощью платежных решений, повышения доступности финансовых услуг, повышения финансовой грамотности. Потому что ты можешь это делать более легко и просто, не так сложно, как это делают большие банки. Тем самым ты снижаешь и потребление наличности, и потребление бумаги, тебе не нужно строить отделение, это все влияет на уменьшение затрат природных ресурсов в стране. Это, наверное, такой основной большой вклад, который делают в финтехе.

  Второе, как я говорила, с точки зрения повышения финансовой грамотности в стране, потому что наши финтехи самые продвинутые, и они могут по-простому объяснить, как управлять финансами, что это такое, этот вклад может быть расширен. Плюс учебные программы делать с вузами по развитию молодежи, чтобы осознанно относиться к финансам, к управлению.

— Одна из главных целей устойчивого развития — минимизация влияния на экологию, на окружающую среду. Как здесь новые технологии могут помочь?

— В этом году мы начали программу с «Сибуром» по углеродным токенам. Это сейчас новое направление, пока еще на стыке. То есть нужно посмотреть, как его развернуть шире на страну, потому что на стыке блокчейн-технологий, финансовых технологий ты можешь минимизировать или компенсировать полностью свой углеродный след. Есть компании, которые могут что-то сделать на улучшение климата в стране, уменьшение СО2. И как мне удостовериться, что те деньги, которые я отправила, пошли именно туда? И здесь используется токенизация. И здесь финтех-компании в том числе могут подтвердить, что действительно твои деньги, которые ты направил, были направлены туда, и это все прозрачно и тебе понятно.

— Предлагаю теперь более детально раскрыть тему программ, которые реализуются в группе компаний Qiwi в этой части.

— Мы сформировали ESG-повестку в 2022 году, где заявили, что будем работать над финансовой инклюзией, вовлечением under bank-клиентов в финансовые сервисы. Это касается не только классических платежных решений, повышения доступности, но это связано и с разными темами, например, новые бизнес-модели для малого и среднего бизнеса. Потому что, чтобы им выжить, им нужно предлагать решения, которые будут более дешевые, что им не надо ходить в классические банки. Некоторые проекты, которые мы делаем, — чтобы помогать нашим клиентам, малому и среднему бизнесу, получать какие-то сервисы финансовые дешевле, но даже не задумываться о том, что нужно собирать огромный пакет документов и идти в банк. Это первое наше направление.

  Второе — мы работаем в том числе с таким клиентским сегментом, который нельзя забывать, — это мигранты. Потому что на мигрантах у нас много что держится. Никто специально не думает: «Как нам сделать, чтобы им жизнь упростить в стране?» И как вообще сделать трансграничный перевод. Они же не понимают, например, может, по-русски не говорят, еще что-то. Поэтому это тоже наше одно из направлений. И мы готовим информацию по повышению финансовой грамотности именно для таких сегментов в том числе.

  Третье направление связано с экологией, по минимизации нашего углеродного следа. Мы в этом году первая финтех-компания, которая смогла это сделать. Считаю, что мы задали планку рынку: пожалуйста, смотрите все, это можно, давайте двигаться в эту сторону совместно.

  Еще одно направление связано с поддержкой наших сотрудников. Потому что времена тяжелые. Мы к людям относимся не как к винтикам. У нас живая компания, мы понимаем, что они находятся либо в стрессе, либо переживают тяжелые времена, связанные с разными обстоятельствами. У кого-то по здоровью, у кого-то, может быть, связано с переездом, у кого-то, может быть, родственников, детей забрали куда-то в рамках СВО и так далее. И мы делаем специальные психологические программы поддержки для наших сотрудников. И в компании нормально говорить о том, что тебя что-то беспокоит, и вместе с этим справляться.

  И еще одно направление, которым я горжусь, связано с обучением. Мы в прошлом году запустили программу «Софт». Это было обучение не IT-навыкам, а софт-навыкам, и оно было открыто всему рынку. И в этом году мы продолжили, мы сейчас запустили нашу онлайн-академию под названием «Кампус», на которой только проверенные нами, нашими сотрудниками курсы, тренинги, которые мы сами на себе опробовали, сказали, что нам это помогает, и мы гарантируем, что это действительно определенное качество, и мы считаем, что важно дать бесплатный доступ к этому для любых желающих. Неважно, ты в IT, в финансах, где бы ты ни был, пожалуйста, приходите к нам в академию.

— Как вы сотрудников вовлекаете в ESG-повестку? Насколько они охотно туда идут?

— Когда мы начинали тему с ESG, сначала было отношение на уровне топ-менеджмента, цели устойчивого развития ООН, кучи метрик, параметров, они говорят: «Боже мой, да это ужас. У нас живая компания, всю вот эту вашу бюрократию, они сейчас забьют, и вообще не надо с этим приходить». Я говорю: «Хорошо, давайте по-другому спросим. Хотят ли наши сотрудники, чтобы наша компания не просто зарабатывала на финансовых сервисах, а делала что-то полезное людям?» Конечно, все хотят. Особенно молодежь сейчас приходит и говорит: «А что вы делаете? А какой вклад? А как я могу что-то сделать полезное, чтобы действительно приходить на работу не просто денег заработать?»

— То есть мотивация уже у сотрудников абсолютно иная сегодня.

— Уже иная, да. Она есть. Они спрашивают компанию: «Что вы делаете? Расскажите. Мы хотим тоже». Сейчас мы запустили проект, «Положительный баланс» мы его назвали, сказали: есть такой грант, пусть сотрудники сами придумают какой-то проект, и не просто скажут: «А давайте денег туда потратим на благотворительность» — на детский дом или еще что-то. Потому что это просто: «Вот моя идея, вы деньги, вы там сами заморачивайтесь». Мы сказали: «Нет, ребят, так не пойдет. Если вы хотите что-то сделать от сердца, мы вам наняли специальных людей, которые вас обучат». То есть не просто идеи, а они прорабатывали, что нужно жителям страны, как исследовать эту потребность, как придумать эту гипотезу, которую можно проверить, ты можешь или не можешь, как посчитать бюджет на программу, как эту программу продвигать, какая тебе нужна команда, чтобы это сделать, и как продать эту историю, как сделать презентацию, чтобы прийти и заразить всех остальных твоей идеей. Поэтому мы запустили такой проект, несколько месяцев у нас люди проходили через эти этапы, формировали полноценную идею, продукт, проект. И буквально на днях произошла презентация. У меня было до мурашек. Потому что это действительно не «давайте просто денег потратим и отчитаемся, что все, 100 млн рублей мы отправили на благотворительность, мы молодцы, ESG повестка закончена». А это действительно про то, что люди, причем на своих личных историях, они говорят: «Мы через это прошли, и мы знаем, что есть люди, и мы хотим им помочь, и мы понимаем, как это коннектится с миссией и бизнесом Qiwi». То есть это не просто что-то, космически оторванное, а это реально про наших клиентов, under banked: «Давайте это сделаем». И, совершенно потрясающе, сейчас мы выделяем гранты и готовы двигаться по этим проектам, которые сотрудники предлагают.

— С того момента, как вы решили пойти по принципам устойчивого развития, приняли стратегию ESG, как-то поменялась эффективность вашего бизнеса, есть ли тут корреляция?

— Корреляция абсолютно точно есть. Потому что, даже когда мы собирали первый отчет по ESG, сначала мы думали: боже мой, что мы там соберем? Оказалось, что многие вещи как-то делались в компании, но они были не осознанны, не структурированы, то есть не было общего смысла. Сейчас, когда мы сфокусировались и поняли, что нужно делать вот это и вот это, и в какой-то момент эта повестка совпала. Потому что мы уже до этого стали говорить про повышение прозрачности корпоративного управления, как мы работаем с защитой данных клиентов, с кибербезопасностью. Написали даже управление уровнем зрелости, рисками, написали целую себе программу, по ней движемся, и видно, что действительно есть определенный вклад. Мы даже заказывали себе внешний аудит проверки корпоративного управления, который подтвердил, что действительно сдвиги есть.

— Спасибо вам большое, желаю успехов.

— Да, спасибо большое.

Все выпуски программы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 октября
EUR ЦБ: 104,74 (-0,12)
Инвестиции, 04 окт, 17:47
Курс доллара на 5 октября
USD ЦБ: 94,87 (-0,16)
Инвестиции, 04 окт, 17:47
ЦАХАЛ сообщила о новом ударе по северу Израиля со стороны ЛиванаПолитика, 00:42
Ирина Болгар объяснила публикацию фото из семейного архива с ДуровымОбщество, 00:36
Глава «Лемана ПРО» объяснила причину импорта гвоздейБизнес, 00:01
В Киеве прогремел взрывПолитика, 06 окт, 23:56
В ООН предупредили о риске появления пустынь на юге ЕвропыОбщество, 06 окт, 23:27
В Харькове прогремели взрывыПолитика, 06 окт, 23:23
Reuters узнал о потере связи с главой «Аль-Кудс» после удара по БейрутуПолитика, 06 окт, 23:08
Богомаз сообщил о сбитом над Брянской областью беспилотникеПолитика, 06 окт, 22:50
Израиль ввел вторую закрытую военную зону на границе с ЛиваномПолитика, 06 окт, 22:16
Министр обороны Нидерландов подтвердил поставку F-16 на УкраинуПолитика, 06 окт, 22:00
Павел Дуров рассказал, как на допросе узнал о беременности ВавиловойОбщество, 06 окт, 21:52
NASA перенесло отстыковку от МКС Crew Dragon с россиянином на бортуТехнологии и медиа, 06 окт, 21:44
Глава РПЛ призвал не припоминать Пьяничу отказ играть со сборной РоссииСпорт, 06 окт, 21:44
NYT рассказала, как идущее из России судно сочли «мегабомбой»Политика, 06 окт, 21:31
Главная Передачи Подписаться Поделиться