Выпуск за 21 декабря, 2021
Средний бизнес – тренд на восстановление
Герой сегодняшнего интервью Евгений Богачев, руководитель управления по работе с предприятиями среднего бизнеса Райффайзенбанка. Выпускник Финансового университета при Правительстве РФ. За его плечами – тридцатилетний опыт в развитии банковского бизнеса в международных кредитных организациях. Начал карьеру в Конверсбанке и корпоративном блоке группы Societe Generale. В Райффайзенбанке отвечал за развитие корпоративных продуктов и региональной сети банка. С сентября 2016 года — управляющий директор, руководитель управления по работе предприятиями среднего бизнеса в Райффайзенбанке.
Мария Зайцева:
- Евгений, хочется сегодня поговорить с вами о среднем бизнесе. О том, как он себя чувствует, чем живет, какие у него есть проблемы и ожидания. Расскажите, как сейчас проходит постковидное восстановление этого сегмента?
Евгений Богачев:
- Средний бизнес, наверное, очень устойчивый сегмент в целом, показал себя за последние годы, как достаточно стабильный, неплохо развивающийся и быстро восстанавливающийся от разных кризисов сегмент. Он не такой большой, как крупный бизнес, с одной стороны, но и гораздо более продвинутый, наверное, с точки зрения способов решения тех проблемных ситуаций, в которых он оказывается, чем, например, малый или микробизнес.
Поэтому я бы сказал так, что средний бизнес восстанавливается очень неплохо. Мы, если говорить про пандемию, конечно же, шли навстречу клиентам с точки зрения запросов, например, на какие-то кредитные каникулы и реструктуризацию тех или иных кредитных обязательств. Таких к счастью было немного, до 9% нашего портфеля обратилось к нам. И ни один клиент с точки зрения сроков тех самых каникул или новых сроков выплат по кредитам не попросил изменений. То есть на самом деле то, как обозначали они себе свое видение того, как быстро они восстановятся, так, собственно, и произошло. Это хороший показатель, наверное, какого-то профессионализма, наверное, компании и руководителей, которые управляют этими бизнесами. То есть мы увидели и видим сейчас очень неплохой тренд на восстановление. Но это восстановление – это еще и про новый спрос, новый спрос на кредитование, новый спрос на кредитование более длинное, инвестиционное. То есть мы говорим о том, что компании перестали заботиться просто о сохранности бизнеса. Они уже думают о новом росте. Росте ли территориальном или росте, связанном с какими-то новыми продуктами или сервисами, которые они за время пандемии, может быть, придумали или отложили для своих клиентов, мы видим, что спрос на инвестиции он растет.
Но это выражается в том числе в росте нашего портфеля. Мы видим, как активно мы сейчас кредитуем клиентов. Мне кажется, наш рост портфеля сильно выше рынка, порядка 30% за 9 месяцев. Это хороший показатель, и это, конечно же, в том числе заслуга наших клиентов, которые оживились после пандемии.
Мария Зайцева:
- Если разобрать по отраслям, какие из них чувствуют себя лучше?
Евгений Богачев:
- В первую очередь, наверное, это те отрасли, которые связаны с потребительским спросом. Это пищевая промышленность, мы видим существенный рост в нашем портфеле именно этой отрасли. Это, например, ИТ-телеком, где спрос на самом деле не только от клиентов физлиц, но, естественно, от корпораций, которые в цифру вкладываются. Это и строительство, частично связано с жильем, частично с инвестиционным спросом, который поддерживает наше государство. Это фарма, это медицина. Собственники бизнеса понимают, что население возвращается к потреблению медицинских услуг не только для того, чтобы спастись от коронавируса, но, может быть, восстановиться уже и подумать о своем здоровье на будущее.
Мария Зайцева:
Райффайзенбанк и агентство В2В International провели недавно исследование влияния господдержки на итоговую выручку компаний. Можете поделиться результатами?
Евгений Богачев:
- Мы исследовали своего рода тренды в среднем и крупном бизнесе, более 200 компаний поучаствовали в опросе. Мы спрашивали, как господдержка оказала влияние, мы спрашивали, что клиенты думают о том, как надо выбирать банк, какими критериями руководствоваться, какое влияние оказывают новые цифровые сервисы на клиентов? Если говорить про господдержку, конечно же, большинство клиентов ответило, что это очень позитивный факт, что государство поддерживало в кризис. И более 85% клиентов, которые воспользовались господдержкой, в итоге нарастили выручку сразу после коронакризиса. То есть на самом деле господдержка, очевидно, помогла большей части компаний, это говорит о том, что и господдержка правильно была адресована с одной стороны, а, с другой стороны, те, кто пользовался поддержкой, компании профессиональные с точки зрения управления своим бизнесом. Просто так денег не взяли. Взяли для того, чтобы расти и себя вытянуть из этой ситуации.
И интересно, наверное, если уж про В2В это исследование говорить, компании наши респонденты отметили, что, если они выбирают банк, например, то более 70-75% респондентов сделают выбор в пользу при равных условиях, например, в пользу того банка, у кого цифровые сервисы лучше.
Мария Зайцева:
- В чем вообще заключается особенность финансирования предприятий среднего бизнеса? Какие продукты и решения здесь наиболее востребованы? Как я понимаю, диджитал-решения, безусловно?
Евгений Богачев:
- Очевидно, что клиент среднего бизнеса в меру какого-то своего нового размера в сравнении с компаниями относительно небольшими это еще не очень крупный клиент, он средний потому и называется, он гораздо более открыт к тому, как выглядят продукты, какие продукты банк предлагает. На самом деле здесь задача банка правильно подсветить клиенту, что под его потребность, под его запрос есть разные продукты. Это не просто кредитование. Это вопросы, связанные с финансированием клиента, можно решать с разными продуктами околокредитного риска. Это обычные кредиты, это овердрафты, это документарный бизнес – гарантия и аккредитивы, это факторинг или лизинг. В зависимости от того, как выглядит бизнес клиента, какого рода задачи он предлагает решить банку, банк предлагает этот набор продуктов или один продукт. И на самом деле искусство здесь отношений с клиентом как раз в том, чтобы не просто продать продукт, а клиенту подсветить выгоды того или иного продукта применительно к его бизнесу. И клиенты среднего бизнеса пользуются очень широкой линейкой. И эту линейку, конечно, мы хотим сделать удобной. И не только выгодной с точки зрения ценовых условий, а удобной по использованию, но и по подключению. Потому что, естественно, что кредит можно одобрять долго и муторно, а наша задача сделать это гораздо более эффективно, с прогнозируемым сроком ожидания, удобно с точки зрения представления документов.
И здесь, наверное, один из, к примеру, элементов этого взаимодействия: мы очень хотим, чтобы компании в банк предоставляли минимум бумажных документов для анализа. Любую компанию надо анализировать, прежде чем выдать кредит. Так вот, мы с компанией 1С сделали интерфейс, который позволяет компании из своей учетной системы передать все необходимые банку конкретному по списку документы. Что означает минимум работы финансиста, и удобно для банка, потому что это все в цифре, и мы можем решения принимать сильно быстрее, чем раньше.
Мария Зайцева:
- Как вы оцениваете итоги работы Системы быстрых платежей для среднего бизнеса? Насколько на ваш взгляд оправдала себя правительственная программа возвращения комиссий?
Евгений Богачев:
- Конечно же, это хорошая поддержка для клиентов, особенно в пандемическое время, когда все заботятся о своей эффективности, всем нужно удешевить расходы. А, как мы помним, система СБП – это хорошая альтернатива эквайрингу. Достаточно удобная, технологичная, и раза в 3-4 дешевле в среднем, чем стоимость услуг эквайринга для бизнеса. Поэтому, конечно, бум на СБП есть, на решения, связанные с оплатой по СБП. Но, что интересно, эти решения не только про С2В теперь. Есть развитие. И мы понимаем, что и компании между собой скоро будут использовать в расчетах QR-коды. Сейчас идут тесты как раз, и в начале следующего года, я думаю, что НСПК будет еще более активно двигать эти решения в бизнес.
Мария Зайцева:
- Какие проекты, связанные с СБП, есть у Райффайзенбанка? На решение каких проблем они направлены?
Евгений Богачев:
- Мы одни из первых, например, предложили новое решение, которое позволяет не вкладываться относительно небольшому бизнесу в какую-то инфраструктуру на своей стороне. Для того, чтобы оплатить покупку отныне, например, необязательно компании, которая принимает платеж, торговцу, закупать планшет или какие-то специальные терминалы. Достаточно распечатать или вывесить где-то у себя на кассе QR-код, за которым будет каждый раз при скачивании, по сути, чек клиента для оплаты. Это так называемая кассовая ссылка, которая позволяет с помощью системы СБП, нетривиальный подход, но на самом деле достаточно удобное быстрое решение для компаний, принимающих платежи от населения, делать это без каких-то допзатрат с точки зрения девайсов.
Мария Зайцева:
- Какие у вас планы по работе со средним бизнесом на 22 год? Можно ли ожидать появления каких-то новых решений, новых продуктов или новых сделок?
Евгений Богачев:
- Сегмент средний бизнес для нас очень важный сегмент. Он в корпоративном бизнесе Райффайзенбанка, а сегмент входит именно в семейство CIB, сейчас занимает одну из ключевых позиций по темпам роста. 30% роста за 9 месяцев в этом году, но в целом мы растем каждый год двухзначными темпами в сегменте. И с точки зрения портфельных показателей, доходных, и, самое главное, клиентской базы. Наша задача – это сделать еще более доступными наши продукты большему количеству клиентов. На самом деле наша задача – это расширение клиентской базы. Для этого мы делаем многое. Это не только развитие продуктовой линейки. Это и расширение нашего присутствия, как с точки зрения территориального присутствия, так и клиентских менеджеров, тех людей, которые работают на привлечение клиентов, которые подсвечивают клиентам выгоды, которые клиент приобретает, становясь клиентом Райффайзенбанка. Эти выгоды не только ценовые, далеко не ценовые. На самом деле мы считаем, что задача нас – это качественный быстрый сервис, удобный сервис, и продуктовая линейка, которая облегчает жизнь клиента с банком. То есть наша миссия – это быть союзником клиента в решении его финансовых задач.
Мария Зайцева:
- Евгений, я благодарю вас за интересную беседу, желаю вам успехов в наступающем году, конечно, процветания.
Евгений Богачев:
- Спасибо вам большое за то, что пригласили. Было очень интересно.