Выпуск за 26 ноября, 2015
Система «Платон» собрала полмиллиарда рублей
«Вот стоит машина груженая, загружена была ещё в 16 часов, как вы видите. Она не может ехать, потому что мы не можем оформить маршрутную карту. Не можем оплатить и не можем оформить»
Виктор Юделевич практически не отрывается от компьютера. Через интернет он следит за передвижением своих фур. В парке его транспортной компании более 50 машин. Однако часть большегрузов вынуждена простаивать, так как оплатить проезд через систему «Платон» не получается. В интернете программа оплаты даёт сбои.
ВИКТОР ЮДЕЛЕВИЧ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ АВТОИНВЕСТ
«Я выхожу из Финляндии, к примеру. Мне таможенный орган ставит срок доставки. Я вышел, а оплатить проезд не могу. И уже все срока доставки нет. Я могу нарушить срок доставки или заставлять водителя нарушать»
Пока ни один перевозчик штраф не получил. Да и сам их размер уменьшился в 90 раз. Вместо 450 тысяч - пять. За десять дней, что работает система взимания платы за проезд грузовиков, в Дорожный фонд перечислено полмиллиарда рублей. Если и так дальше пойдёт, за 3 года Росавтодор обещает отремонтировать все федеральные трассы.
РОМАН СТАРОВОЙТ
РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА
«На наш взгляд, система введена в эксплуатацию, она официально принята Федеральным дорожным агентством. Она действует. Большинство перевозчиков уже на линии»
А именно 80% перевозчиков по данным Росавтодора зарегистрированы в системе. Большинство предпочитает оплачивать проезд, через так называемые маршрутные карты. По всем форс-мажорам разработчики отправляют в центр техподдержки «Платона», и добавляют, в Европе платные дороги уже давно. А в той же соседней Белоруссии, подчеркивают в Росавтодоре, 1 километр обходится в 6,5 раз дороже, чем в России. 10 рублей вместо 1,5.
ТАТЬЯНА СМИРНОВА
КОРРЕСПОНДЕНТ
«За дорожный сбор заплатит конечный потребитель. Сейчас эксперты спорят насколько подорожают товары в магазинах. По расчётам Росавтодора, если инфляция и пойдёт вверх, то незначительно на 0,1%. У самих перевозчиков совершенно другие данные, это может быть уже +5%»
Минпромторг не ожидает сокращения оборота ритейла из-за платного проезда большегрузов. А по данным ассоциации компаний розничной торговли, она занимает четверть российского рынка, недопоставки товаров в крупные торговые сети составили от 1 до 9%. Транспортные тарифы увеличились от 6 до 15%. Ассоциация застройщиков Подмосковья предрекает, что затраты строителей вырастут на 7-9%. А сами перевозчики требуют заморозить плату.
ВАЛЕРИЙ ВОЙТКО
КООРДИНАТОР АССОЦИАЦИИ ДАЛЬНОБОЙЩИК
«С нашей точки зрения, что было бы правильно всё-таки, введение моратория на эту систему. Доведения ее до ума, тестирование полномасштабное, полноразмерное в течение какого-то периода времени - год, два»
Пока же по стране продолжаются масштабные акции протеста перевозчиков. Теперь они не только выстраиваются на фурах в колонны вдоль трасс, но и выходят с митингами на центральные улицы городов. На площади в Ярославле около сотни дальнобойщиков устроили акцию неповиновения.
Татьяна Смирнова, Павел Благонравов, РБК.
Проезд большегрузов может стать платным и по дорогам регионального и муниципального значения. Вопрос прорабатывают, в частности, в Пермском крае. Чиновники объясняют свои действия тем, что на рассмотрении в Госдуме сейчас находятся поправки, позволяющие регионам вводить дорожные сборы на своей территории.