Выпуск за 26 октября, 2015
Бизнес на дорожных камерах
Ошибки системы или массовая фальсификация? Крупный скандал из-за рассылки штрафных квитанций разгорелся в Краснодарском крае осенью 2013.
ТАТЬЯНА БЕЛОГЛАЗОВА
ВОДИТЕЛЬ
«За два года, что я ездила до всей этой истории, у меня не было ни единого штрафа, вообще, я даже не знала, как они выглядят. А потом внезапно обнаружила у себя в почтовом ящике одно письмо, второе, третье и на сайте уже увидела, что у меня 30 штрафов».
Доходило до абсурда: одному из автовладельцев выписали постановление за нарушения, которые он якобы совершил в разных городах почти в одно и то же время. Сотни возмущенных водителей пытались аннулировать липовые, по их мнению, штрафы. Сначала в ГИБДД, потом в суде. Но один за другим получали отказы.
ТАТЬЯНА БЕЛОГЛАЗОВА
ВОДИТЕЛЬ
«Почему возникла идея о фальсификации этих штрафов? В суд инспектор ГИБДД принес на диске файл, тот, который мы запрашивали, но не совсем тот. То есть он уже не был оригинальным, и оказалось что вот эта вот надпись, которая служит основанием для вынесения штрафа, где написана скорость - это просто текст, это не единое целое с фотографией, которую формирует камера, а кем-то уже придумано и воплощено в жизнь».
Оригинальные записи с камер водители так и не получили. Данные были уничтожены. Краснодарцы уже не знали куда жаловаться, они просили помощи у депутатов и даже Владимира Путина. В итоге местная прокуратура по итогам проверки признала: более 400 тысяч квитанций были выписаны незаконно. Татьяне удалось отменить 3 штрафа из 30, по остальным ее судебные баталии продолжаются.
ТАТЬЯНА БЕЛОГЛАЗОВА
ВОДИТЕЛЬ
«И то судья, отменяя эти штрафы, посмотрел мне в глаза и сказал: я все равно верю, что вы нарушаете, но если прокуратура вас поддерживает, то так и быть, я отменю».
Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков бьёт тревогу. Как рассказал РБК парламентарий, компания, обслуживавшая камеры в Краснодарском крае, вскоре может получить право на установку и обслуживание камер по всему Подмосковью.
ВЯЧЕСЛАВ ЛЫСАКОВ
ДЕПУТАТ ГД РФ, ЛИДЕР ПАРТИИ "АВТОМОБИЛЬНАЯ РОССИЯ"
«По идее, по логике, по здравому смыслу, чем меньше штрафов, тем лучше, то есть камеры должны профилактировать нарушения. У нас же получается, что на камеры возлагается задача - собрать как можно больше денег».
В правительстве Московской области уверяют: места для фальсификаций в их системе не будет. Ответственность за штрафы будет нести не частная компания-подрядчик, а ГИБДД.
ДЕНИС БУЦАЕВ
МИНИСТР ИНВЕСТИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Мы отказались от практики нескольких субъектов, где функции обработки и составления административного протокола были переданы сторонним организациям. Не только в этом отношении организациям частных инвесторов, но в том числе государственным унитарным предприятиям и муниципальным предприятиям. Мы пошли по пути того, что подобного рода штраф может быть выставлен только органами ГИБДД».
Камеры способны ошибаться. Например, принять номер маршрута за номер машины и выписать ей штраф. Этого не должны допустить гражданские сотрудники центра обработки данных, либо уже полицейские. Искажать скорость авто формально никто из них не в состоянии.
В столичном центре всё максимально автоматизировано. Никаких принтеров - квитанции в электронном виде по защищенному каналу сразу отправляются на завод, где печатаются в промышленных масштабах. Иногда может доходить до 50 тысяч штук постановлений в сутки.
ВЛАДИМИР КАРПОВ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ЦАФАП ОДД МОСКВЫ
«Что-либо подправить в фотоматериале или как-то исказить-поправить технически возможности нет».
Но в России даже самая идеальная система может дать сбой. В Краснодарском крае так и произошло. В итоге уголовное дело возбудили в отношении полицейских, которые обрабатывали картинки с камер и выписывали незаконные штрафы.
Расследование дела еще продолжается. О претензиях в отношении Научно-производственного предприятия МВС, которое обслуживало камеры в Краснодаре, а сейчас появилось в Подмосковье, ничего не сообщалось. РБК добивался интервью с представителем компании, но времени у него не нашлось
В краснодарской фирме готовятся к финалу конкурса на установку камер по всей Московской области. Объявленный властями конкурс - это концессия. Компания-победитель потратит на создание системы фиксации нарушений 5 млрд рублей - своих, не бюджетных средств. Когда система начнет работать, частный инвестор будет получать прибыль от каждого выписанного штрафа. Фиксированную - по 233 рубля с каждого, вне зависимости от того, на какую сумму выписана квитанция.
КОНСТАНТИН СЫРБУ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА "МСК ИНТЕГРАЦИЯ"
«На самом деле было три участника, что в принципе для этого конкурса не так уж и много с учетом того, какой объем инвестиций предполагается и какой заработок предполагается».
Константин Сырбу представляет интересы второй компании, которая тоже пыталась участвовать в конкурсе. Её заявку отклонили на предварительном этапе. Так же поступили и с третьим участником. Бизнесмены уверены: их отстранили от конкурса необоснованно. Они жаловались в ФАС и даже в областной Арбитражный суд. Но все безрезультатно.
КОНСТАНТИН СЫРБУ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА "МСК ИНТЕГРАЦИЯ"
«Деньги инвестора - это первый этап и второй этап, а после того, как инвестор систему построит, он начнет зарабатывать на этой системе. То есть за отправку каждого постановления инвестор будет получать свою долю. Соответственно борьба идет за деньги все-таки бюджетные».
Предполагается, что бизнес будет получать в год с подмосковных штрафов по 700 млн рублей. Срок действия контракта - 12 лет. Итого - доход составит более 8 млрд рублей.
Некоторые эксперты критикуют саму идею заработка на штрафах. Координатор общественного движения автомобилистов «Синие ведёрки» Петр Шкуматов уверен: количество нарушителей ПДД не должно зависеть от желания инвестора получить прибыль.
ПЁТР ШКУМАТОВ
КООРДИНАТОР "ОБЩЕСТВА СИНИХ ВЕДЁРОК"
«Поскольку здесь замешен частный интерес и бизнес-план, и собственно, довольно большие деньги. Водителей могут начать заставлять нарушать, организуя специальные ловушки. В частности знаки в кустах, искусственное ограничение скорости, еще очень такие неприятные выкрутасы в организации дорожного движения для водителей - они собирают миллиарды рублей».
Подмосковные чиновники наоборот считают, что предложенная система обезопасит водителя от злоупотреблений.
ДЕНИС БУЦАЕВ
МИНИСТР ИНВЕСТИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Мы привлекаем частные деньги в развитие инфраструктуры, на которой потом обеспечивается возврат инвестиций с определенной долей доходности. Но в первую очередь, происходит реализация государственных задач».
Сама концессия предусматривает возможность проведения независимой проверки правомерности штрафов. Деньги инвестор получит только после того, как водитель согласится со штрафом и оплатит его.
ДЕНИС БУЦАЕВ
МИНИСТР ИНВЕСТИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«И в настоящий момент нет никаких девиаций с точки зрения, например, того, сколько камер можно расположить на той или иной дороге. Именно столько, сколько очагов аварийности и только в очагах аварийности».
Министр Буцаев допускает, что как и в любом регионе, у них тоже будут водители, не согласные со штрафами. В этом случае он советует обращаться в суд. Татьяна из Краснодара так и поступила. Но большинство штрафов отменить ей не удалось
ТАТЬЯНА БЕЛОГЛАЗОВА
ВОДИТЕЛЬ
«Приходят сообщения на телефон, либо приходят письма, либо уже просто по факту люди узнают, что приставы списали с карточки деньги. То есть все вот эти липовые, фальсифицированные взыскивают, и как от этого спастись пока никто не знает».
Десятки обращений остальных водителей из Краснодарского края несмотря на вмешательство прокуратуры и уголовное дело тоже пока так ничего и не дали.
Алина Гребнёва, Никита Малаховский, Эрнест Сабо-Портно, РБК.