Выпуск за 16 сентября, 2015
Битва за российский продуктовый рынок
Самые большие и красочные стенды, как правило, у иностранных компаний. Они готовы тратить большие деньги на пиар в России, чтобы увеличивать здесь свое присутствие. Но российские производители тоже не отстают.
ИРИНА КАНДАУРОВА
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ХОЛДИНГА (КАЛИНИНГРАД)
«Такие породы как абердин-ангусcкая, порода лимузин и шароле. Это «мраморная говядина». Очень востребована в ресторанах, кафе, где жарят стейки. Мы развиваемся в этом направлении, хотим как минимум Калининградскую область покрыть полностью ну и, конечно, в перспективе – Россия».
Колбаса «Московская», «Украинская» и «по-венски». Холдинг двух братьев-предпринимателей из Калининграда привёз на пробу в Москву свой новый, по сути антисанкционный, ассортимент. Активное участие в импортозамещении стало возможным, благодаря структуре компании - она постепенно развилась из чисто молочного производства в разветвленную сеть предприятий полного цикла - у холдинга не только заводы по переработке, но и свои поля, корма и главное сырье - мясное стадо на 5 тысяч голов
Иностранные компании зазывали к себе потенциальных клиентов как могли. Белорусы кормили национальными блюдами. Поставщики с ближнего востока устроили настоящую шоу-программу. Впрочем, большинство предпочитали сразу переходить к сути - обсуждению коммерческих контрактов. Бразильские производители говядины сетуют на падение экспорта. И виноваты, по их мнению, взлетевшие доллар и евро. Россия в 2015 стала сокращать объёмы даже не запрещенного импорта.
ФЕРНАНДО САМПАЙО
ГЛАВА АССОЦИАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ЭКСПОРТЁРОВ МЯСА (БРАЗИЛИЯ)
«В прошлом году мы экспортировали более 300 тысяч тонн говядины на сумму один миллиард 300 миллионов долларов. В этом году к августу мы поставили 125 тысяч тонн. Был сложный период в начале года из-за валютных колебаний. Но сейчас все постепенно выравнивается».
Сложнее всего в импортозамещении с фруктами и овощами. Россия закупает не только готовую продукцию, но и семена. Плюс еще и сезонный фактор - зима. Именно поэтому от санкций выиграли экспортеры из Египта, Марокко, Индии и других стран.
АЛИНА ГРЕБНЁВА
КОРРЕСПОНДЕНТ
«Мы сейчас находимся у стенда производителей из Польши, и тут возникает вопрос: а что здесь делают польские компании, если у нас санкции и продукция из Евросоюза и в частности из Польши не может поставляться в Россию.
- Что вы делаете здесь, в Москве?»
БАРБАРА МОНАРСКА
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМПАНИИ-ПОСТАВЩИКА ЯБЛОК (ПОЛЬША)
«Мы приехали в Москву продавать наши польские продукты. Но в Москву приезжают покупатели не только из России, есть из Белоруссии, из Казахстан, из других стран, в которых пока эмбарго нет, пока санкций нет, и мы здесь в Москве ищем покупателей для нашего товара».
Польские компании отрицают, что используют страны Таможенного союза для реэкспорта в Россию. Возвращения на наш рынок они очень ждут. Несмотря на дотации со стороны ЕС, в прошлом году польские фермеры понесли ощутимые потери. Около 50% продукции они так и не смогли продать. Итальянские производители тоже не теряют надежду вернуться в Россию. Нарушать эмбарго и везти готовую продукцию не решились, но чтобы россияне не забыли вкус настоящего пармезана, итальянский шеф-повар дал мастер-класс и накормил страждущих.
Алина Гребнёва, Иван Рогачев, РБК.