Выпуск за 4 сентября, 2015
Бизнес на фестивалях
Кризис не обошел стороной индустрию массовых развлечений. Но все же есть те, кто способен зарабатывать, даже при скачущем долларе. «Нашествие» - один из немногих крупных фестивалей в России, которые по-прежнему приносят прибыль. Отцы-основатели Леонид Ланда и Дмитрий Гройсман уверяют: секрет успеха прост - это накопленный за 15 лет проведения фестиваля опыт. С точки зрения творчества, нашествие образца 2000 года оказалось настоящим прорывом. С точки зрения бизнеса - наоборот, продюсеры ушли в минус на 25 тысяч долларов, колоссальная по тем временам сумма. Но с тех пор многое изменилось. У фестиваля новая прописка. Уехать из Раменского за 100 километров пришлось из-за несговорчивости подмосковных властей. В итоге Нашествие вносит посильный вклад в бюджет Тверской области и, что самое главное, пополняет карманы местных жителей. Рок-фестиваль - золотая жила для окрестных магазинов, гостиниц и бабушек, которые уже много лет подряд кормят любителей тяжелой музыки картошкой и пирожками.
«Конечно, в этом году люди оставили гораздо меньше на поле денег, чем мы планировали в своих расчетах.
ЛЕОНИД ЛАНДА
СОПРОДЮСЕР ФЕСТИВАЛЯ «НАШЕСТВИЕ»
«Билеты подорожали, бензин подорожал, поездка стала дороже и поэтому рамки остались те же, но например, дорога и проживание съела больше».
На ивент-бизнесе может отразиться не только курс доллара, но и погода. Дожди не позволили организаторам музыкального фестиваля «Дикая мята» покрыть свои расходы. Ведь основную часть прибыли приносят билеты. Как правило, на их продажу приходится больше 50% от всех доходов.
Спасти ситуацию помогают спонсоры. Но в кризис они не все готовы вкладывать в культурные мероприятия, особенно если речь идет о чистом искусстве. «Архстояние» потеряло основного инвестора еще в прошлом году. Тем не менее, на проведение фестиваля в этом году удалось найти 10 миллионов. Заработать не удалось. Но в так называемый нулевой бюджет вышли. Помог бренд фестиваля, наработанный за годы существования. Через несколько лет он способен приносит стабильный доход, но для этого нужно значительно модернизировать инфраструктуру вокруг Никола-Ленивца.
ЮЛИЯ БЫЧКОВА
ПРОДЮСЕР ФЕСТИВАЛЯ «АРХСТОЯНИЕ»
«На данный момент искусства там много, инфраструктуры там мало. Поэтому этот дисбаланс очень ощутим. В принципе у нас есть несколько вариантов развития девелопмента на этой территории. Есть проект общественного центра, есть проект всесезонного кэмпинга, коттеджного поселка и так далее. Объем средств планировался порядка 700 миллионов рублей на тот момент, год назад. Сейчас, конечно, эти цифры совсем другие должны быть».
Если бизнес не готов вкладывать в культуру, то еще не все потеряно. Есть государство. И всевозможные государственные площадки, вроде Ясной поляны.
ЕКАТЕРИНА ТОЛСТАЯ
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ Л.Н. ТОЛСТОГО «ЯСНАЯ ПОЛЯНА»
«Конечно же, мы не можем предоставить в аренду, например, сад в Ясной поляне какой-нибудь фирме, которая хотела бы провести там свой корпоратив. Но если это какой-то фестиваль, который направлен на развитие, который направлен на проявление каких-то творческих инициатив, это всегда мы готовы, всегда идем навстречу».
Как правило, организаторам всех больших мероприятий в усадьбе вроде арт-фестиваля Сад гениев - выступает дирекция музея. Деньги на проведение выделяются из казны, бюджет небольшой, если сравнивать с масштабными рок и джаз-ивентами. Чтобы творческих и тематических фестивалей в Ясной поляне было еще больше, музей надеется получить дополнительное финансирование. Если кризис не помешает, на развитие Ясной поляны из бюджета должны выделить почти 2 млрд рублей. Деньги пойдут на создание четырех объектов, среди которых здание фондохранилища, мастерские по производству сувениров и не только
ЕКАТЕРИНА ТОЛСТАЯ
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ Л.Н. ТОЛСТОГО «ЯСНАЯ ПОЛЯНА»
«Это тоже будет какой-то такой невероятный серьезный прорыв. На территории дома отдыха мы построим фестивальный центр с таким замечательным залом-трансформером, чтобы там можно было проводить и концерты, и театральные постановки, и можно было его трансформировать, чтобы можно было проводить какие-то серьезные конференции и симпозиумы».
Эксперты признают: строить в России успешный бизнес на фестивалях пока достаточно сложно, главное создать бренд, который будет приносить прибыль. Дело за малым - новыми идеями и инфраструктурой.
Алина Гребнева, Михаил Гуржий, Денис Дубовиков, Евгений Клименков, Игорь Чесноков. РБК