Выпуск за 31 августа, 2015
МАКС-2015: курс на импортозамещение
Главное достижение российского авиапрома последних лет - Sukhoi Superjet 100". Производят в Комсомольске-на-Амуре. Красят в Ульяновске. Испытывают и доводят в Жуковском. Superjet - это демонстрация программы импортозамещения. Вся интеллектуальная часть - коды для авионики, системы управления самолетом, а еще геометрия корпуса - уже отечественные. Но есть и иностранные детали.
АЛЕКСАНДР ДОЛОТОВСКИЙ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА ПО АЭРОДИНАМИКЕ ЗАО "ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО"
«Стекло — это компания «Сулигобейн», это Франция, это один из двух лидеров в мире производства авиационного стекла, даже в стеклопакетах вы часто видите знаменитую надпись «Сулигобейн». Система управления самолетом поставляется компанией Liebherr, это один из лидеров в поставке систем управления и комплектующих для них. Система кондиционирования — это компания Liebherr Toulouse, это крупнейший в мире поставщик систем кондиционирования и даже вообще установок по охлаждению».
Superjet часто критиковали именно за это - вроде российский самолет, а двигатель, авионика, кислородная система и интерьер делают иностранцы. Злые языки утверждали, что самолет больше чем наполовину собирается из зарубежных узлов и агрегатов. И вот весной в Министерстве промышленности и торговли приняли программу импортозамещения. В соответствии с ней замене подлежат 22 компонента "суперджета". Так, например, уже через год-полтора вместо итальянских кресел в лайнере собираются ставить российские.
ЮРИЙ СЛЮСАРЬ
ПРЕЗИДЕНТ ОБЪЕДИНЁННОЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ
«То, что касается гражданской авиации, то, в первую очередь, импортозамещение носит здесь экономический смысл. С ростом курса, конечно, наши отечественные производители и материалов, и интерьеров, и отдельных систем получили новый шанс. Мы сейчас смотрим, что мы можем в этой ситуации сделать с точки зрения изменения схемы кооперации таким образом, чтобы как можно больше отечественных производителей оказалось на борту наших гражданских самолетов».
Своя программа импортозамещения и у военного ведомства. Курс на поддержку отечественного производителя вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил около года назад. В компании "Вертолеты России" отчитываются - она идет полным ходом. Правда, признают: еще предстоит развивать производство двигателей, а это займет время. Двигатели для многих моделей раньше производили на Украине.
РОМАН ЧЕРНЫШОВ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА АО "ВЕРТОЛЁТЫ РОССИИ"
«У нас в общей сложности 73 позиции подлежали работе по модернизации по импортозамещению. Как минимум половина из них на сегодняшний день реализуема. По остальным позициям работа идет в соответствии с графиками, и я думаю, что в этом году значительную часть своей работы мы завершим, ну а следующее — останутся отельные элементы».
Но российским двигателестроителям уже есть, чем похвастаться. ПД-14 - один из главных экспонатов Московского авиасалона. Именно такими собираются оснащать будущий российский лайнер МС-21, хотя сначала планировали ставить двигатели американо-канадского производства. Но после введения санкций передумали. Отечественный двигатель ПД-14 стопроцентно российский, отчитываются разработчики.
ВАЛЕРИЙ ГЕЙКИН
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР ОБЪЕДИНЁННОЙ ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ
«Это пустотелая титановая лопатка. Сложный профиль — широкохордная лопатка. Лопатки сделаны у нас в России, конечно, на Уфимском мотостроительном объединении. Корпус - металлокерамика, композиционные материалы на металлической матрице сделаны в Российской Федерации, нашими предприятиями, это ИВАСО, это и «Машиностроитель» пермский, ну, короче, это все российские предприятия».
В желтой ливрее немецкой почтовой компании - ТУ-204, по словам инженеров почти на 100% собранный из отечественных узлов и агрегатов. Серийно, правда, не выпускается. В компании "Туполев" уверены, будущее у этой российской разработки есть. На днях открыли центр подготовки пилотов для пассажирского ТУ-204МС. Летный тренажер обошелся в 300 млн рублей.
СЕРГЕЙ ДИК
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
«Комплексный тренажер для подготовки летного состава для самолета ТУ-204. В компании «Туполев» утверждают, что этот самолет на 99% состоит из отечественных комплектующих — практически идеальный пример импортозамещения. Будущим пилотам нужно будет 24 часа отлетать на таком вот тренажере, отработать сложные и аварийные ситуации. После этого можно и в кабину реального самолета. Правда, сначала в кресло второго пилота».
ТУ-204 не до конца российский. Проектировался он в конце 80-х, то есть, еще в стране под названием СССР. При проектировании Superjet, лайнера МС-21 и даже двигателя ПД-14 использовали 3D программы, разработанные Siemens - рассказывают в компании. Некоторые российские военные вертолеты и самолеты моделируют на этом же софте.
ВИКТОР БЕСПАЛОВ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР SIEMENS PLM SOFTWARE В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ
«Мы конкурируем как с международными игроками, так и с российскими разработчиками. Но к сожалению, на сегодняшний день российские разработчики аналогичного ПО в состоянии предложить в каких-то областях хорошую функциональность, но недостаточную на сегодняшний момент для разработки и производства высокотехнологичной продукции, каковой является авиационная техника. Смогут ли они это сделать в ближайшее десятилетие —посмотрим».
В программе импортозамещения, которую утвердили в Минпромторге, всего 406 позиций. Из них около половины касаются ТУ-214. В этом российском самолете, который произвели для государственных нужд, больше всего иностранных компонентов. Менять всё иностранное на всё отечественное никто не собирается, заверяют в министерстве. Так, в Superjet российскую составляющую собираются довести до 80%.
АЛЕКСАНДР ДОЛОТОВСКИЙ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА ПО АЭРОДИНАМИКЕ ЗАО "ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО"
«Поверьте, сделать хороший компьютер сложно. Сделать хороший самолет тоже сложно. Это равновеликие по сложности задачи. И важный момент - нельзя повторить ту ошибку, которая, на мой взгляд, была совершена в прошлом, когда мы пытались уметь делать абсолютно все. Это крайне дорого. Нужно делать то, что ты умеешь делать лучше других».
Сергей Дик, Игорь Дорошенко, РБК.