Выпуск за 25 августа, 2015
Кризис «потребительской экономики»
Жительница Москвы Дарья впервые решилась на отдых в кредит три года назад. Меняла работу, и 30 тысяч рублей от банка пришлись как нельзя кстати. Тогда, к слову, в пересчете на американскую валюту это была почти тысяча долларов. С тех пор рубль подешевел более чем в два раза, и теперь 26-летняя Даша кредитной картой предпочитает не пользоваться вовсе. И вообще решила избавиться от нее.
ДАРЬЯ ПОЛЫГАЕВА
«Ну, то есть у меня была эта кредитка, начислялись проценты, и все это тянулось, наверное, до конца прошлого года, когда грянул этот черный вторник или черный понедельник, в общем, финансовый кризис, тогда был как раз новогодний бонус, и я подумала, что это лучшее вложение средств в наши времена. Я погасила, наверное, половину задолженности, задолженность была не очень большая - может быть, около 70-80 тысяч, на Новый год я погасила половину. Ну и спустя полгода из каких-то накопленных средств, закрыла кредитную карту и больше ей не пользуюсь».
Судя по статистике, случай Дарьи не единичен - очень многие стараются избавиться от кредитной зависимости и на новые займы сейчас не решаются.
Кредитный рынок России начал схлопываться уже в 2014, достигнув в 2015 рекордных минусовых значений. Количество выданных потребительских кредитов в среднем сократилось на 50%. Автокредиты рухнули в первом квартале на 70%. Ипотека просела более чем на 50%. Больше всего в первую фазу кризиса пострадали граждане со средним уровнем дохода. Люди стали экономить.
АНДРЕЙ МИЛЕХИН
ПРЕЗИДЕНТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХОЛДИНГА РОМИР, ДОКТОР СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
«Только-только начал формироваться некий стиль жизни, только-только нам объяснили, что и кредиты - это правильно, и цивилизованная жизнь - это не только еда и одежда, это еще и вложения в образование, вложения в развитие, в здоровье и так далее. И вдруг все это начало становиться резко не по карману».
Обеспеченных россиян кризис тоже заставил изменить свое отношение к расходам: они отказались от слишком частых походов в ресторан и в отпуск за границу стали летать вместо условных 5 раз в год - только три.
Кстати, именно путешествия заняли первое место в общероссийском рейтинге оптимизации семейных трат. Каждый 10-й стал экономить на еде - россияне признаются, что вынуждены при покупке продуктов отказываться не только от деликатесов но и, например, от овощей и фруктов. Среди статей расходов, которые сократились или вовсе исчезли из личного бюджета - развлечения. Также опрошенные сообщили, что намного меньше стали тратить на свое здоровье и одежду.
АНУШ ГАСПАРЯН
ДИРЕКТОР FASHION CONSULTING GROUP
«Если мы говорим о рынке фешн, то здесь уже одежду-обувь, в общем-то, можно донашивать. Поэтому спрос будет падать и дальше. Прогнозируем падение примерно на 20% по сравнению с 2014 годом. Это очень ощутимо, то есть по нашим данным, оборот рынка, скорее всего, составит в районе 1 триллиона 800 миллиардов рублей».
Отдельные мировые бренды заявили о своем уходе из России. Но большинство, даже вопреки слухам пока остаются. Для них нынешнее потребительское поведение россиян не критично, ведь доля национального фешн-рынка в их глобальном бизнесе порой не превышает 1%. Кроме того, все большую популярностью набирает покупка одежды и аксессуаров через интернет. Онлайн рынок только начинает набирать оборот, сейчас его доля составляет около 5%. Это в три-четыре раза меньше, чем, например, в Англии. Но даже е-коммерс на фоне падающих доходов улучшить потребительскую активность не поможет. Даже если России удастся выползти из рецессии, ВВП в течение как минимум двух лет будет находиться на нулевом уровне роста, полагает бывший министр экономики Андрей Нечаев
АНДРЕЙ НЕЧАЕВ
МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РФ 1992-1993
«Сжатие потребительского спроса - это, конечно, крайне опасное явление, опасное, прежде всего, не с точки зрения каких-то макроэкономических пропорций, а с точки зрения просто социальной обстановки в обществе. Потому что второе зримое ухудшение жизни за последние 6 лет, мы за последние 6 лет второй раз вползаем в глубокий кризис, причем в данном случае в одиночку в отличие от всего мира. И совершенно очевидно, что это не на недели и не на месяцы».
Некоторые аналитики, особенно на Западе, даже заговорили о конце потребительской экономики в России. Однако отечественные эксперты призывают не переоценивать значение потребительского поведения россиян. Ведь основной рост ВВП до нынешнего кризиса обеспечивала все-таки нефть. По мнению российских экономистов, в пору говорить о давно назревшем структурном кризисе госкапитализма, преодолеть который одними лозунгами об импортозамещении не удастся.
Алина Гребнева, Михаил Гуржий, Денис Дубовиков, РБК.