Выпуск за 17 августа, 2015
Экспаты уезжают из России
Инженеры, банкиры, инвесторы. Они меняют Москву на Лондон и Нью-Йорк. Отъезд экспатов — отложенный эффект санкций, который стал особенно заметен в этом году. Рекорды по оттоку зарубежных специалистов бьют финансовый сектор и нефтегазовая отрасль. Из-за закрытия или замораживания ряда важных проектов иностранцы вынуждены паковать чемоданы
ЕКАТЕРИНА ГОРОХОВА
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ,ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР KELLY SERVICES CIS
«Обычно в таких новых проектах, а здесь очень много было у нас новых, инновационных проектов, работают специалисты со всего мира, которые ратируют вот по таким сложным объектам, поэтому конечно, очень существенно сократилось, в два-три раза, мне сложно сказать, но заметно сократилось количество таких инженерно-технических специалистов, экспатов».
Парижанин Тибо Кастане - топ-менеджер крупной французской компании. Уже больше 10 лет живёт в России. Приехал сразу после окончания бизнес-школы. "Когда тебе 21 год и ты интересуешься авиационной техникой, лучше места чем Москва, не найти" - говорит Тибо. Влюбился он почти сразу - не только в Москву, но и в свою будущую жену.
ТИБО КАСТАНЕ
ДИРЕКТОР ПО БИЗНЕС-АНАЛИЗУ YVES ROCHER В РОССИИ
«Для меня это такая страна, где все возможно, как самое лучшее, так и самое худшее. Нет золотой середины: или все хорошо, или все плохо».
Вместе с 33-летним французом сейчас работают еще 5 иностранцев. В начале 2000-х их было по 10 человек чуть ли не в каждом отделе. За последние годы произошла тотальная русификация бизнеса. Уроженец Франции сейчас чувствует себя в Москве вполне комфортно. Никакой агрессии по отношению к себе не испытывает. Родственники жены Кастане живут на Украине. Раньше интернациональная семья часто туда ездила. Теперь с родными общаются только по телефону. По словам господина Кастане, это пока единственные последствия украинского кризиса.
ТИБО КАСТАНЕ
ДИРЕКТОР ПО БИЗНЕС-АНАЛИЗУ YVES ROCHER В РОССИИ
«Нет, я не собираюсь на сегодняшний день уезжать из-за этой политической ситуации. Уже, я сказал бы, это мой второй дом. Надо, чтобы случилось что-то совсем серьезное, именно конкретно в Москве, чтобы я стал думать уезжать отсюда».
В официальной статистике слово "экспат" не встретишь, Федеральная миграционная служба использует другое выражение - высококвалифицированный специалист. Чтобы работать в России такие иностранцы обязательно должны получить разрешение. Год от года их выдавалось все больше. Если в 2012 году в России легализовались более 55 тысяч экспатов, то в прошлом году зарегистрированных новых иностранных специалистов было уже в три раза больше - почти 200 тысяч. Однако в 2015голу после того, как санкции стали ощутимы, число экспатов резко сократилось. Динамика выдачи разрешений - за первые 6 месяцев этого года - 27 тысяч. В два раза меньше чем за аналогичный период прошлого.
ТОДД ПРИНС
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПО ПРОДАЖАМ ЦЕННЫХ БУМАГ ПО РОССИИ И СНГ BANK OF AMERICA MERRILL LYNCH 2007-2014
«У меня очень много знакомых, которые уехали, часть из них перевели в Лондон, или в Лондон или в Нью-Йорк, часть сами решили уехать. Почему? Потому что они уже здесь, скажем, 15-20 лет, они не собирались оставаться здесь всю жизнь, да. Ситуация сейчас совсем другая. Тогда был оборот на фондовом рынке 3 или 4 млрд долларов в день. Было несколько IPO каждый год, куча выпусков облигаций, поглощений-слияний, сейчас этого нет. Тогда это принесло доходы и бонусы для банкиров, а сейчас этого нет».
40-летний уроженец Нью-Йорка Тодд Принс сам уезжать пока не собирается. Но понимает - ближайшие два-три года будут тяжелыми прежде всего в экономическом плане. Но если американец и променяет Москву, то скорее всего, на Китай. Тодд отмечает, что в жизни в российской столице есть свои плюсы. Это, например, налоговые ставки. По сравнению с западными странами подоходный налог в 13% кажется ему настоящим подарком от властей. Впрочем, господин Принс признается: в Москве ему бы давно наскучило, если бы он не стал путешествовать и фотографировать. Финансовый консультант, который 15 лет назад работал журналистом, за эти годы объездил 60 городов.
Портреты жителей России получаются у гражданина США особенными. Сам он объясняет это тем, что любит Россию и старается видеть в каждом человеке красоту. Господин Принс побывал не только на Дальнем Востоке и на Валдае, но и на Северном Кавказе. Фотографу-любителю очень запомнилась поездка в Махачкалу. К годовщине развала СССР мечтает устроить выставку своих работ в Нью-Йорке.
Экспаты постарше, тем, кому за 50, признаются - они заинтересовались Россией благодаря холодной войне. Образ врага, тиражируемый на Западе, манил молодых людей из Европы и США.
Некоторые, как наш следующий герой - один из основателей российского фондового рынка Бернард Сачер, - мечтали о военной карьере и даже отправлялись изучать будущего противника, что называется, лицом к лицу. Но знакомство с Советским союзом обернулось для Сачера тем, что он проникся радушием людей и воевать с СССР передумал.
Бернард Сачер, 55 лет. Родом из Детройта. Выстроил успешную финансовую карьеру в Америке - в начале 90-х работал в Goldman Sachs, но после распада СССР решил бросить все и переехать в новую Россию. Сачер стал учить ошалевших от свободы русских, что такое фондовый рынок, и как на нем можно легально зарабатывать. Попутно с запуском первых инвестиционных компаний, открывал в Москве американские рестораны. Позади больше 20 лет, прожитых в России. Жена-россиянка и двое детей - сын 13 лет и дочка 11. Как говорит Сачер, именно ради них, ради их образования он и уехал в Майами.
БЕРНАРД САЧЕР
ЧЛЕН СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ UFG ASSET MANAGEMENT
«Я верю, что развитие России - очень комплексная вещь, у меня нет хрустального шара, но я думаю, что через несколько лет, вполне возможно, что жизнь будет лучше для русского народа, и что международная ситуация тоже будет более конструктивна».
Сачер предпочитает не говорить о том, остались или нет у него какие-то активы в нашей стране. При этом он по-прежнему входит в советы директоров нескольких российских компаний. Собирается иногда приезжать в Россию по делам бизнеса и просто к друзьям. Но возвращаться насовсем не намерен. Когда закончится нынешний политический кризис, Россию вряд ли накроет такая же волна иностранцев, как это было в 90-е, полагает топ-менеджер. Бернард Сачер объясняет это просто: современная молодежь совершенно не интересуется Россией, тем более русским языком и историей.
БЕРНАРД САЧЕР
ЧЛЕН СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ UFG ASSET MANAGEMENT
«Это просто факт, что мир чудесный, много происходит, и для большинства студентов список тем, которые привлекают интерес, очень длинный. Россия не существует в этом списке».
Эксперты признают: Россия проигрывает борьбу не только за экспатов, но и за своих собственных высококлассных специалистов. Уезжают не только иностранные, но и отечественные ученые и бизнесмены. Вернуться ли они - покажет время. По разным оценкам, период застоя может продлиться от 5 до 10 лет.
Алина Гребнева, Евгений Зимин, Дмитрий Лабо, Игорь Сысков, РБК.