Видео

Выпуск за 31 июля, 2015

Технологии и оружие: год под санкциями

Военный сектор понес ощутимые потери. Запрет на поставку технологий двойного назначения временно заморозил сразу несколько важных для российской армии проектов. Отечественные инженеры обещают как можно скорее реализовать программу импортозамещения. Насколько им это удается, и как обстоят дела с экспортом оружия из России - подробности у Алины Гребнёвой.

Россия традиционно не только гордится своей военной мощью, но и зарабатывает на ней. Экспорт пока удается держать на уровне прошлых лет. Среди основных покупателей России - Китай, Индия и Алжир. По итогам 2014 Россия заработала на продаже оружия более $13 млрд. Столько же надеются получить и в этом году. Эксперты подчёркивают: в оборонке зависимость от Запада минимальна. Но она все же есть. Например, если речь идет о самых современных прицелах для истребителей или корабельных двигателях. Срывов поставок удается избежать, поскольку импортные детали в таких случаях закупают заранее. Однако некоторые контракты все же были отменены. США и Канада отказались покупать продукцию концерна «Калашников». Для 200 тысяч единиц оружия концерн ищет новые рынки сбыта.

Проблемы есть и с производством техники для внутреннего пользования. В Минобороны впервые публично признали, насколько армия зависит от импорта: 826 различных агрегатов и приборов. Завершить импортозамещение планируют в ближайшие 10 лет.

В этом году отечественная продукция должна заменить около трети всех зарубежных образцов. Из более чем 100 украинских смогли найти альтернативу для половины. Что касается комплектующих из стран НАТО, здесь статистика совсем не радует: отечественные разработчики смогли создать только 5,5% от общего количества образцов.

АНДРЕЙ ФРОЛОВ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ЖУРНАЛА "ЭКСПОРТ ВООРУЖЕНИЙ"

«В каждом конкретном случае возможны нюансы. Например, мы покупали провода условно во Франции, но возможно те же самые провода выпускает Китай. Те индикаторы на лобовом стекле французского производства, которые шли на истребители МИГ-29К для российского  флота, для истребителей Су-30СМ, они с конца этого года будут заменяться российским уже прицелом, индикатором, который собирается полностью в России и не зависит от Франции».

Одной из главных потерь для России из-за санкций могут стать «Мистрали». Весь этот год Франция пытается решить - то ли отправлять их в Россию, то ли возвращать деньги. Речь идет о сумме в 1,2 млрд евро. Первый корабль под названием «Владивосток» Франция должна была передать еще в ноябре прошлого года.

Второй – «Севастополь» - осенью этого. Отдельные эксперты уверены: французы перестраховываются, де-юре даже несмотря на санкции - они могут отдать корабли. Все зависит от политической воли главы государства. В ходе последнего общения с прессой Франсуа Олланд дал понять, что окончательно определиться в ближайшие недели. Президент Франции ранее неоднократно заявлял, что решение он будет принимать самостоятельно.

ФРАНСУА ОЛЛАНД
ПРЕЗИДЕНТ ФРАНЦИИ

«Я приму решение без какого-либо давления извне, руководствуясь двумя критериями - интересами Франции и личной оценкой ситуации. Считаю такую позицию правильной - как выйти из ситуации, доставшейся мне по наследству от моего предшественника на президентском посту».

Одним из первых, кто ввёл запрет на поставки вооружений в Россию, был Киев. И этот удар стал один из самых ощутимых. В советское время никто не думал о таком разделе России и Украины.

Именно поэтому целый ряд стратегических предприятий разместили в соседней республике. Среди таких - днепропетровский завод-легенда ЮЖМАШ. Там производили как отдельные агрегаты, так и большие комплексы вроде межконтинентальной баллистической ракеты «Воевода». До сих пор она считается основой ядерного щита России. Сейчас ей готовят замену - уже чисто российскую ракету «Сармат». В Харькове разрабатывали системы управления ракетами стратегического назначения, а также ракету-носитель «Рокот». На заказах из России, по сути, держалась вся прибыль завода «Мотор Сич». Военная промышленность всей Украины практически полностью была ориентирована на Россию. Продавать в третьи страны свою продукцию, будь то двигатели для вертолетов или кораблей, Украина вряд ли сможет. Россия из-за санкций никак не может достроить новейшие корветы - эти корабли должны были оснастить немецкими турбинами MTU. Однако в итоге Германия запретила поставки двигателей. Для кораблей обещают сделать отечественный аналог - на Коломенском заводе. Вопросы с турбинами для вертолётов , как говорят в «Ростехе», уже почти решена.

ВАСИЛИЙ БРОВКО
НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИИ ГОСКОРПОРАЦИИ "РОСТЕХ"

«В силу тяжелой политической ситуации на Украине с поставками начались сбои, ну мы эту программу начали полтора года назад. В Санкт-Петербурге мы соответствующее производство развернули, развернули производство двигателей следующего поколения. С первой половины 2016 года мы полностью будем обеспечивать собственные потребности в двигателях».

В отличие от военных гражданские производителей охотнее рассказывают о том, какие именно детали используют при производстве. Российский суперджет лишь формально можно назвать российским - больше чем на половину он состоит из импортных деталей. Особенно это касается авионики - систем навигации и управления. В начале года их тоже пообещали заменить отечественными аналогами. 

Ещё одна цель - расширение производства в сфере IT. Опытные образцы российских микропроцессоров уже есть - среди них «Байкал Т-1». На его создание, по данным РБК, было потрачено 1,5 млрд рублей. Разработчики надеются составить конкуренцию мировым производителям. Правда, собирают «Байкал» не в России, а на предприятии в Тайване. У нас пока не существует специализированных нано-линий. Эксперты выступают против тотального импортозамещения. И призывают сосредоточиться на главном. Если собственные айфоны у России получаются не очень, то в сфере информационной безопасности, страна может стать лидером, полагают в ведущей аналитической компании IDC.

РОБЕРТ ФАРИШ
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР IDC РОССИЯ/СНГ

«Способности и креативность российских разработчиков не вызывают вопросов. Вызов в том, что сейчас существует большое разнообразие программного обеспечения, но местные разработчики сфокусированы менее чем на 20% софта, который необходим. В итоге в реальности огромному количеству продуктов пока нет альтернативы».

И российские, и зарубежные эксперты сходятся в одном: год - это не показатель ни для военной отрасли, ни для сферы IT. Нужно подождать хотя бы 2-3 года. Тогда будет понятно, насколько отечественная промышленность способна извлечь выгоду из санкций и стать драйвером для экономики.

Алина Гребнева, Никита Малаховский, Павел Харламов, РБК.

Все выпуски программы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16:41
Конституционный суд Молдавии одобрил идею референдума о вступлении в ЕС Политика, 16:53
В Москве 12-летнего мальчика госпитализировали после посещения джакузи Общество, 16:53
МКБ запустил новый продукт «Простой кредит» Пресс-релиз, 16:51
Аналитики назвали причины возможного роста курса биткоина выше $100 тыс. Крипто, 16:48
Акции производителя ботинок Dr. Martens рухнули на 34% Инвестиции, 16:40
Гнев, зависть и ревность: о чем нам говорят эти чувства Pro, 16:39 
Гостевой брак: почему пары выбирают такой формат и что в нем отпугивает Pro, 16:37
Собянин заявил о старте работ по благоустройству в Москве Недвижимость, 16:34
Из регионов — в Москву: как устроена торговля россиян друг с другом Тренды, 16:33
МВФ уравнял прогноз по росту ВВП России и мира Экономика, 16:32
Путин расширил страховые компенсации на добровольцев Росгвардии Политика, 16:29
Путина не пригласят на 80-летие высадки в Нормандии Политика, 16:29
Футболист сборной России из-за травмы не сыграет за ЦСКА в этом сезоне Спорт, 16:28
Токаев поручил отменить крупные мероприятия в Казахстане из-за паводков Общество, 16:19
Главная Передачи Подписаться Поделиться