Выпуск за 28 мая, 2015
«Газпром» отказывается от импорта и финансирует инновации в трубной отрасли
МАРИЯ ЗАЙЦЕВА
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
«Волжский трубный завод появился на волне импортозамещения, только не теперешнего, а ещё советского. В конце 60-х годов, когда были открыты месторождения Западной Сибири, срочно понадобились трубы для транспортировки нефти и газа. И в это же самое время ФРГ объявило эмбарго на поставку труб в Советский Союз. Так и родилось предприятие, которое сегодня является одним из лидеров трубной отрасли России»
Температура на улице +30 кажется прохладной, когда попадаешь внутрь. Трубопрокатный цех №3 - полностью автоматизированная линия. Здесь производят трубы для нефтегазовой промышленности. Сибирь, Крайний Север, Арктика - этот сплав должен выдерживать любые нагрузки и температуры, но даже это не предел. Требования заказчиков становятся все жёстче. Простые скважины давно себя исчерпали, добыча нефти и газа с каждым годом становится всё более экстремальным занятием.
ДМИТРИЙ ТВОРОГОВ
НАЧАЛЬНИК УЧАСТКА ГОРЯЧЕГО ПРОКАТА ТРУБОПРОКАТНОГО ЦЕХА №3
«На трубах это отражается в первую очередь в их механических свойствах, они должны быть намного прочнее, чем были раньше. Соответственно, это более высоколегированные марки стали, а чем больше легирующих элементов в марке стали, тем её уже труднее обрабатывать»
Инновационная разработка российских трубников - резьбовые соединения класса премиум, они используются на морских месторождениях. Раньше такие изделия завозились только из-за рубежа, теперь технология полностью освоена в России.
СЕРГЕЙ РЕКИН
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТМК-ПРЕМИУМ СЕРВИС
«Вот они кажутся маленькие такие резьбы, с расстояния одного метра не рассмотришь. Но в каждой резьбе заложены миллионы и миллионы рублей - на испытания, на тестирования, на создание одного соединения уходит несколько лет»
«Газпром», как главный заказчик, готов и дальше финансировать инновации. Даже те, которые ещё не созданы. Алексей Миллер предложил оплату так называемой «будущей вещи» - продукции, которой ещё нет в России, её только обещают произвести, и стоимость которой будет не выше зарубежного аналога.
АЛЕКСЕЙ МИЛЛЕР
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ОАО "ГАЗПРОМ"
«"Газпром" сначала продаёт газ, потом обустраивает месторождение, строит магистральные газопроводы. Здесь такая же ситуация, только "Газпром" - покупатель, а наши партнёры, трубные предприятия, нам продают будущую вещь. Они нам сначала её продадут, а потом сделают»
По словам Миллера, сегодня перед компанией стоит задача полного импортозамещения труб. Осталось немного, примерно - половина процента. Сейчас уже 99,5% труб «Газпром» покупает в России, надо чтобы было 100.
ДМИТРИЙ ПУМПЯНСКИЙ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ ТМК
«Кстати, это даст толчок импортозамещению и в других отраслях, потому, что номенклатура продукции пересекается. То, что мы сегодня делаем с "Газпромом" и с "Газпромнефтью", безусловно, отразится на импортозамещении в других нефтяных компаниях, газовых компаниях, на всей территории Российской Федерации»
Для создания инновационных разработок «Газпром» может пойти даже на создание совместных предприятий с промышленниками в регионах, до сих пор такой формы патнёрства никогда не было. Теперь газовый гигант готов обсуждать варианты сотрудничества, если речь идёт о прорывных технологиях, способных сделать в отрасли революцию.
Мария Зайцева. Эрнест Сабо-Портно, РБК, Волжский.