Выпуск за 27 апреля, 2015
Россия ищет инвесторов в Китае
АЛИНА ГРЕБНЁВА
КОРРЕСПОНДЕНТ
«Made in China - в этой фразе вся суть экономики Китая. Кажется, китайцы могут сделать что угодно из чего угодно. Россия изо всех сил пытается убедить своих азиатских партнёров в том, что у неё можно покупать не только сырьё. Но найдётся ли на этом огромном рынке место для российских товаров и компаний».
Бурному развитию экономических отношений мешают не только трудности перевода, но и разница в менталитете. Россияне по-прежнему мечтают о молниеносной прибыли, а китайцы очень не любят, когда их торопят. Особенно если речь идёт о многомиллионных контрактах. В том, что и бизнес, и власти считают каждый юань, убеждаешься сразу, как только попадаешь в Пекин. Приветственный кофе для гостей российско-китайского форума был платным - 400 рублей за стаканчик. Члены российской делегации кофе покупали и призывали китайцев инвестировать миллиарды.
АБДУЛ МАГОМАДОВ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«52 проекта - это более 150 миллиардов рублей, все проекты. Многие уже имеют бизнес-планы, разработана проектная документация, готовы площадки под конкретные проекты. В республике принята нормативная база, законы республиканские по защите иностранные инвестиций, по предоставлению налоговых преференций».
Российские регионы подготовили для инвесторов из КНР презентации на китайском языке и предлагали всевозможные льготы - нулевые ставки налога на землю и имущество при объеме вложений от 300 млн рублей. Смоленская область даже пообещала вернуть иностранцам налог на прибыль в виде субсидий, если инвестиции составят свыше 3 млрд рублей. Пока единственным подписанным контрактом стало соглашение между китайской инвестгруппой «Сайберноут» и фондом «Сколково». Китайцы готовы вложить $200 млн в развитие робототехники и IT-технологий.
АРКАДИЙ ДВОРКОВИЧ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
«Несколько десятков китайских компаний будут представлены в бизнес-инкубаторе, они будут меняться. Надеемся, что существенная часть проектов станет успешной».
Китайские власти открыто говорят: Россия для них – это, прежде всего, поставщик сырья и высококвалифицированных специалистов. Инвестировать в российские предприятия Китай готов лишь в том случае, если получит доступ к технологиям, которыми Пекина пока еще не обладает.
Россия преследует несколько иные цели - она хочет развивать свой реальный сектор за счет увеличения экспорта уже готовой продукции.
34-летний предприниматель Владимир Михеев родился на границе с Китаем, в Амурской области, и довольно быстро понял, что именно нужно китайским потребителям. Золотой жилой для бывшего спортсмена из Благовещенска стали шоколадки, вафли и конфеты. Сейчас Владимир живёт в Гуанчжоу. В планах не только продажа сладостей, но и строительство завода по производству российских кондитерских изделий в Китае. Бизнес господина Михеева можно считать уникальным, ведь на всю Россию экспортом занимается всего 15 тысяч предприятий.
ВЛАДИМИР МИХЕЕВ
БИЗНЕСМЕН
«Начинали с маленьких, небольших цифр порядка 300-400 тысяч рублей. Это было несколько лет, там три года назад, когда мы пытались первые официальные партии ввезти. Сейчас обороты достигают нескольких миллионов в месяц. Надеемся на рост большой, потому что мы сейчас начали проникать в торговые сети специализированные, в торговые сети, которые ориентированы на импортные товары и начали разрабатывать именно канал он-лайн продаж, в Китае - это практически 50% всего ритейла».
Владельцы российских компаний сетуют на то, что развитию их бизнеса в приграничных районах мешает большое количество контрабандных товаров. Китайские челноки, по старинке - в баулах вывозят российскую продукцию, зачастую уже просроченную. Ещё одной проблемой является отсутствие информации о потенциальных партнёрах. С этим обещают помочь уже в ближайшее время. В Москве откроется филиал Китайской ассоциации инвесторов, а по всей стране заработает что-то вроде специальной социальной сети для бизнесменов
БОРИС ТИТОВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО КОМИТЕТА ДРУЖБЫ, МИРА И РАЗВИТИЯ
«Это международная сеть, она существует уже в Европе. Теперь мы ее создаем для АТЭС, и в первую очередь для России и Китая в рамках АТЭС, где будет заведена информация об огромном количестве малых предприятий. Центры будут - в России 60 центров, в Китае не менее, даже больше, чем 100 этих центров. Можно найти то предприятие, с которым потенциально вы можете сотрудничать».
Первый российско-китайский бизнес-форум проходил в государственной резиденции Дяойтай. С китайского это название переводится как "терраса для рыбной ловли". Участники - всего было 145 российских компаний из 40 регионов - уверяют: форум принёс им хороший улов. Каждый четвёртый нашёл себе бизнес-партнёра. О создании совместных предприятий пока речи не идёт. Возможно, такие контракты будут подписаны в ходе следующего форума - он состоится через год в Сочи.
Алина Гребнёва, Олег Нефедов, РБК.