Выпуск за 21 апреля, 2015
В Брянске представили российский магистральный тепловоз нового поколения
Первый магистральный тепловоз нового поколения отправляется в депо. РЖД уже заказали 68 таких локомотивов в этом году. Они предназначены для грузоперевозок. Пассажирская версия - появится в 2016м.
АЛЁНА ЕВДОКИМОВА
КОРРЕСПОНДЕНТ
«В апреле на заводе изготовят 4 новых магистральных тепловоза. К октябрю их выпуск планируют увеличить до 13 единиц ежемесячно. Примечательно, что на новом локомотиве 90% узлов и агрегатов отечественного производства. Для сравнения - в прошлых модификациях импорт составлял до трети всех комплектующих».
Проектная мощность завода - 150 новых грузовых тепловозов в год. Чтобы начать его производство за 2,5 года на модернизацию цехов потратили почти 3 млрд рублей. Локомотив не сменит прошлые модификации, а дополнит модельный ряд. Этот своеобразный "универсал" с бортовым компьютером, самодиагностикой систем и оснащённый асинхронным приводом. Тепловоз нужен не для затяжных подъемов и спусков, скажем, на БАМе, а для пересеченной и ровной местности. На первых испытаниях локомотив взял вес в семь тысяч 500 тонн груза.
На брянском машзаводе уточняют, рыночная стоимость агрегата - около 250 млн рублей. Новая модель экономичнее предшественников по потреблению топлива и масла на 3%. И самое главное - будет меньше простаивать, так как реже ломается, утверждает первый замдиректора инженерного цеха Брянского машзавода Дмитрий Ширкин. Например, замена колёсной пары обходится депо в миллион рублей. Но российские инженеры - нашли решение.
«Дополнительно установлены резино-металлические элементы. Цель - это смягчение ударов при трогании, при замедлении. И второе - это повышение надежности данного узла».
На двухсекционном локомотиве стоит отечественный 16-цилиндровый дизель-генератор. Сейчас в Новочеркасске также работают над новыми видами тепловозов с российскими асинхронными приводами. К 2020 году Минпромторг планирует полное замещение импорта в производстве генераторов и тяговых двигателей для тепловозов. И настаивает на локализации производства ряда железнодорожных комплектующих, производимых Wabtec и Knorr Bremse. Российские же машиностроители надеются свои разработки вывести на зарубежные рынки.
КИРИЛЛ ЛИПА
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЗАО "ТРАНСМАШХОЛДИНГ"
«Начиная с этого года, мы ведем переговоры, например, с железными дорогами в Каире о поставке пассажирской техники. Речь идет о вагонах дальнего следования. Поэтому я рассчитываю, что сложившуюся экономическую конъюнктуру мы сможем использовать не только для производства российской техники в России, но и для ее экспортных поставок. Мы планируем поставки в рамках сотрудничества между РЖД и Сербией, мы планируем туда поставки рельсовых автобусов, которые производит Мытищинский вагонмаш».
На внутреннем рынке РЖД фиксирует снижение объемов погрузки. С начала 2015 тренд не меняется. В апрельском плане, по словам вице-президента РЖД Салмана Бабаева, железнодорожная монополия также заложила уменьшение погрузки на 1,5%. Но несмотря на это, мощности намерены обновлять. Сейчас уровень изношенности локомотивов на российских дорогах достигает 69%, цель снизить его до 50%. Поэтому закупок новых машин при любой конъюнктуре не избежать, поясняет глава РЖД Владимир Якунин. В общей сложности РЖД планирует приобрести в этом году почти пять сотен локомотивов различного производства на сумму более 60 млрд рублей. Часть денег предприятиям уже перечислили, несмотря на задержки.
ВЛАДИМИР ЯКУНИН
ПРЕЗИДЕНТ ОАО "РЖД"
«Средства на обновление локомотивной тяги идут из Фонда национального благосостояния. Там есть определённые процедуры и, чтобы друг друга не вводить в нестабильное состояние, мы просто-напросто до момента получения средств на счет, не могли переводить эти деньги. Теперь, когда первый транш пришел, мы расплатились и тем самым помогли избежать машиностроителям крайне неприятной ситуации по первому кварталу».
Так, «Трансмашхолдинг» в начале года говорил о намерении сократить около 20% сотрудников. Теперь на брянском заводе, который входит в холдинг, наоборот, заявляют о трех сотнях дополнительных вакансий. Оставшуюся часть денег на оплату производителям локомотивов РЖД планирует получить от инфраструктурных облигаций. Бумаги на 30 млрд рублей размещены в конце марта и их по плану должен выкупить ВТБ. Якунин отметил, что тема еще обсуждает и сроки выкупа не определены. Но вопрос должен решится быстрее, иначе машиностроители могут столкнутся с кассовыми разрывами, не смогут погасить свои кредиты и опять, как в начале года, может встать вопрос об остановке производств.
Алёна Евдокимова, Игорь Сысков, РБК