Выпуск за 27 марта, 2015
Правительство одобрило амнистию капитала
Последствий не будет - глава правительства Дмитрий Медведев пообещал предпринимателям, которые захотят легализовать зарубежные капиталы, освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности. А данные, перечисленные в декларации, запретят использовать в качестве доказательств в суде. Законопроект об амнистии власти называют либеральным: за вывод доходов из тени с предпринимателей не возьмут ни копейки. И даже не потребует вернуть эти доходы обратно в страну.
ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
«Сама по себе процедура легализации не делает обязательным возвращение имущества в РФ. Потребуется лишь перевод в прозрачную юрисдикцию, которая не попадает в так называемый "черный список" FATF. Ну и необходимо будет перевести имущество за пределы тех стран, с которыми РФ не имеет соглашений об избежании двойного налогообложения».
Исключения есть - невозможно будет амнистировать средства, направляемые на финансирование терроризма, или полученные в результате торговли людьми. Это требования международного законодательства, и Россия их будет придерживаться. Все остальные смогут до 31 декабря 2015-го сообщить в налоговую службу сведения о своем имуществе. Его владельцев при этом впервые разделят - на фактических и номинальных.
АНТОН СИЛУАНОВ
МИНИСТР ФИНАНСОВ РФ
«В рамках амнистии предлагается предоставить возможность гражданам оформить в свое собственность имущество, переданное ранее номинальным владельцам. Для этого предлагается ввести в законодательство понятие фактического и номинального владельца имущества, создать механизм передачи права собственности на имущество от номинального владельцы к фактическому владельцу. А также предоставить возможность фактическому владельцу заявить о таком имуществе в декларации».
С предложением провести полную амнистию капиталов выступил Владимир Путин в своём послании Федеральному собранием в конце прошлого года. Тогда идея была озвучена в общем виде. Но теперь с концепцией определились, и решили амнистию - амнистией больше не называть. По словам первого заместителя премьер-министра Игоря Шувалова, это не амнистия, а упрощенная декларация имущества. И цель была - не деньги, а улучшение инвестклимата.
ИГОРЬ ШУВАЛОВ
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
«Мы это не считаем. Этот закон, скорее, важен с точки зрения доверия. Улучшения инвестиционного климата. То есть, это скорее настроение, а не конкретные средства. Более того, это закон безвозмездный. Мы не требуем какого-либо налога или внесения какого-то платежа».
О возможной амнистии заговорили еще до послания Путина Федеральному собранию - в середине прошлого года, когда обсуждали курс на деофшоризацию и его главный документ - законопроект о контролируемых иностранных компаниях. Предложение поддержал Минфин, но в Государственной думе его отвергли. Закон об офшорах приняли в жестком виде, без послаблений. Через несколько месяцев идею амнистии воскресили - в качестве противовеса.
СЕРГЕЙ ДИК
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
«Проведение амнистии капиталов — это своеобразный сигнал правительства бизнесу: власть в условиях санкций готова использовать не только кнут, но и пряник. Кнут — это закон о контролируемых иностранных компаниях, в соответствии с которым предприниматели обязаны уведомлять, если они владеют более чем десятью процентами акций иностранных фирм. Но теперь можно выбрать и пряник, и добровольно сообщить о любых своих иностранных активах. На эти сведения будет распространен режим налоговой тайны».
Два закона не противоречат, а дополняют друг друга, считает омбудсмен Борис Титов. Для этого, правда, пришлось перенести старт деофшоризации с 1 апреля на 15 июня. А закон об амнистии капиталов обещают принять до 1 июня. Таким образом, одно будет следовать за другим.
БОРИС ТИТОВ
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
«Главное, сегодня реализован принцип: сначала амнистия, когда ты декларируешь и освобождаешься от ответственности по закону об амнистии. Потом ты можешь уже по антиофшорному закону и его реализовать, то есть, показать все свои активы уже и как контролируемые иностранные компании. Сначала амнистия, потом деофшоризация».
В правительстве сразу предупреждают: в законопроект придется вносить изменения. Пока его будут обсуждать в Госдуме, одновременно проведут консультации с FATF, международной организацией, который занимается противодействием отмыванию доходов. Поправки собираются учесть ко второму чтению в нижней палате парламента. Сергей Дик. Евгений Зимин. РБК.