Выпуск за 18 марта, 2015
Экономические итоги первого года Крыма в составе России
Спокойная, мирная жизнь на фоне ужасов Иловайска и Дебальцева кажется одним из главных достижений "русской весны" в Крыму. Впрочем, историки еще долго будут спорить о том, что является причиной, а что следствием. И что было бы, если бы Гиркин-Стрелков и компания не отправились покорять Донбасс. В Крыму можно услышать разные мнения на этот счет, но подавляющее большинство с радостью получили российские паспорта. Тех, кто оставил себе украинское гражданство - единицы. Внешне кажется, что на полуострове за год ничего не изменилось. Разве что "вежливых людей" на подступах к крымскому парламенту заменили уличные музыканты.
Масштабная программа развития Крыма и Севастополя была утверждена еще летом прошлого года. Ближайшие пять лет из федерального бюджета планируют выделить более 650 миллиардов рублей. В программу включён целый ряд инфраструктурных проектов.
Самый затратный из них - мост через Керченский пролив. В виду особой важности объекта генподрядчика назначили по решению правительства, без конкурса. Стоимость работ не должна превысить 228 миллиардов рублей. Таким образом один километр моста обойдётся казне в 12 миллиардов. Изначально предполагалось, что строительством займётся Геннадий Тимченко, но он отказался. Так и сказал: боюсь не осилить. Ответственным в итоге назначили Аркадия Ротенберга и его компанию «Стройгазмонтаж». Мост сделают четырехполосным, параллельно автомобильной дороге будут проложены железнодорожные пути. Завершить строительство хотят меньше чем за 4 с половиной года. Планируется, что движение пустят летом 2019 года.
НАТАЛЬЯ ЗУБАРЕВИЧ
ДИРЕКТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НЕЗАВИСИМОГО ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
«Понимаю, что мост построят. Мост - это как Олимпиада. Это обязательно, да. А со всем остальным.. Ну если у нас в Российской Федерации у большинства регионов чудовищные долги, если 75 регионов закончили год с дефицитом бюджетов. В прошлом году было 77 регионов, то скажите пожалуйста, федеральная казна - она совсем будет повернута в сторону Крыма, а остальным дырка от бублика? Ну, если так, то, наверное, население РФ должно согласиться с этим».
Как напоминает Зубаревич, все доходы полуострова с момента присоединения составили порядка 160 миллиардов рублей. 80% - дотации из Москвы. Основная статья расходов - это социалка. Со своей главной задачей - выплатой пенсий, пособий и зарплат крымское правительство успешно справляется. Официальная статистика уверяет, что за минувший год среднемесячная зарплата крымчан выросла более чем на 50% и составила 17 тысяч рублей. Впрочем, представители бизнеса, в том числе владельцы крупных промышленных предприятий уверяют: в основном увеличились зарплаты бюджетников и самих чиновников, а вовсе не тех, кто занят в реальном секторе экономики. Но даже те, у кого семейный доход вырос, этого совсем не почувствовали. Почти все приходится тратить на продукты. Годовая инфляция в Крыму в 2014 превысила 40%. Цены на полуострове росли в четыре раза быстрее, чем в целом по России и в два раза быстрее чем на Украине.
АЛЕКСЕЙ ЧАЛЫЙ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ
«Бизнес - это не регулируемая впрямую область, это косвенно регулируемая область деятельности и объективная обстановка, которая сложилась после вхождения в Россию, в связи с развалом определённых установившихся экономических связей и недостаточным формированием других экономических связей, она оказалась для малого и среднего бизнеса, в основном, тяжелой. Основная масса людей, работающих в коммерческих предприятиях стали получать меньше, с точки зрения реальных доходов, реальные доходы это части населения упали. Эта большая часть населения в Севастополе порядка 40 %».
Зарабатывать в Крыму есть на чём. Впрочем, пока основные лакомые активы местная администрация концентрирует в своих руках - уже национализировано около 250 объектов и предприятий - среди них Крымэнерго, Севастопольский морской завод, крымские филиалы мобильных операторов Укртелеком и Киевстар. Подозревать нынешние крымские власти в стремлении построить на полуострове социализм не стоит. Они уже объявили о намерении продать изъятую собственность. От приватизации активов только одного Коломойского надеются выручить около пяти миллиардов рублей. Впрочем, инвесторы, в том числе российские, опасаются идти в Крым вовсе не из-за национализации. Многих, в первую очередь, беспокоят санкции.
АЛЕКСАНДР ЛЕБЕДЕВ
БИЗНЕСМЕН, ИНВЕСТОР
«Я предлагаю тут не врать никому и розовые очки тут не надевать. Безусловно, там что-то делается и будет делаться, кому-то будет поручаться, кто-то уже под санкциями, все равно и так далее, но я просто сторонник снятия санкций. Думаю, что этот вопрос можно решить. Можно, если очень захотеть рассмотреть в рамках ООН, например, действия России как превентивной гуманитарной интервенции. Но это надо сделать, потому что это будет важнейшим фактором влияющим на бизнес».
38-летний москвич Владислав Грошев из числа романтиков, которые не боятся сложностей и даже наоборот. Прошлой весной он - успешный консультант, владелец юридической фирмы переехал из Москвы в Севастополь. Инвестиции в открытие филиала по меркам столицы понадобились небольшие - 400 тысяч рублей. Грошев привык работать с крупными девелоперами, и московские клиенты Владислава даже были готовы прийти в Крым. Но пока что-то задерживаются.
ВЛАДИСЛАВ ГРОШЕВ
ПАРТНЁР ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМЫ
«Нужно быть начеку и ждать, когда чуть-чуть изменится политическая ситуация. И в этот момент нужно обязательно быть первыми, потому что тот, кто войдёт сюда первым, он пожнёт все плоды. И это действительно будет выгодно для инвесторов, я жду этого момента, я жду этого момента уже год».
Даже в условиях санкций Крым может рассчитывать на экономическое чудо. Вся надежда на малый и средний бизнес, который ориентирован на внутренний рынок. И на тех, кто готов вместо поездок на юг Франции делать собственный лазурный берег, здесь в Крыму.
Алина Гребнёва, Жанна Оловянникова, Павел Благонравов, РБК.