Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Надежда на авось: как отучить водителей ездить без страховки Партнерский проект, 07:50
МИД Казахстана вызовет посла России после заявления Захаровой Политика, 07:42
Запорожские власти заявили о подготовке Киевом провокации на ДнепроГЭС Политика, 07:36
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:35
Минстрой предложил продлить отмену экологической экспертизы для военных Бизнес, 07:32
Почему финтех не похоронит классические банки РБК и S+Консалтинг, 07:21
Эксперты нашли источник «бесплатных» денег для приоритетных госпроектов Экономика, 07:00
Посол России счел США участником конфликта из-за поставок оружия Украине Политика, 06:56
Aydinlik узнал о предложении Турцией своей системы платежей вместо «Мира» Финансы, 06:56
Как пополнить бюджет страны с помощью необычных автономеров Партнерский проект, 06:49
Военные Южной Кореи заявили о переброске авианосца США в Японское море Политика, 06:33
МВД объяснило остановку концерта Anacondaz в Перми Общество, 06:12
Продажи прокладок падают пятый месяц подряд после ажиотажа в марте Бизнес, 06:01
Выпущенная Южной Кореей после пуска КНДР ракета упала на полигоне Политика, 05:16

Выпуск за 12 марта, 2015

Экономика Победы: энергетический потенциал
Рваные куски железа – обломки немецких самолетов, прилетавших бомбить Угличскую ГЭС. Сейчас – экспонаты небольшого частного музея в Угличе. Пока в 41-ом бои шли под Москвой, на Волге разворачивалось свое сражение. За станции, снабжавшие столицу электроэнергией. А по сути – за обладание энергетическим потенциалом страны.

Недалеко от города Углича путь Волге преградила железобетонная плотина длиной в четверть километра.

Решение о возведении Угличской ГЭС приняли в 35-ом году. А еще за 15 лет до этого утвердили план ГОЭЛРО – проект масштабной электрификации России. Он предусматривал строительство 30 электростанций. В том числе ДнепроГЭС, мощностью около 560 мегаватт. Столько сегодня потребляет небольшой город, но в то время этого хватало для снабжения электроэнергией нескольких заводов. По оценке Госплана, строительство ГЭС должно было обойтись почти в 110 млн рублей в ценах 1927 года. Фактически смету превысили вдвое. ГОЭЛРО принес результат. В 37-ом году СССР вышел на второе место в мире, после США, по генерации электроэнергии. Но через год от масштабных проектов решили отказаться. Страна начала готовиться к войне. На 18-ом съезде партии приняли решение перейти на возведение станций, мощностью не более 25-50 мегаватт.

ВЛАДИМИР ГВОЗДЕЦКИЙ
ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ИСТОРИИ ТЕХНИКИ  И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТА ИСТОРИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ РАН

«Те же 400 мегаватт можно разделить на 4 мелких станции, из которых, может, одна или две будут взорваны, погибнут под бомбежками, но две другие сохранятся. То есть, четыре станции по 50 мегаватт, они более перспективны с точки зрения сохранения, чем одна станция на 200 мегаватт. Вот из этого исходили, был установлен мощностной потолок. Хотя с экономической точки зрения, с точки зрения эффективности показателей, ну, главный показатель – удельный расход топлива, человекозатраты, мощностные характеристики – это было, естественно, невыгодно».

В 40-ом году для электростанций разработали меры защиты. На случай повреждений – обязательный резерв оборудования. Никакого ремонта. Для экономии времени сломанные узлы должны были снять и тут же заменить новыми. При каждой станции закреплялся зенитно-ракетный расчет. А под каждой предусматривалось бомбоубежище. Этот пункт выполнить не успели. Зато сформировали ремонтно-восстановительные, санитарные и пожарные группы. И еще одни – диверсионные. Формально они носили название ремонтных бригад. Энергетическая отрасль лучше других подготовилась к войне. Хотя полностью к войне, как известно, подготовиться невозможно.

На кадрах немецкой аэрофотосъемки – Днепровская ГЭС. Германия была заинтересована в советском электричестве. Но ДнепроГЭС ей не досталась. Ее заминировали и взорвали при подходе первых немецких частей. Тепловые электростанции, работающие на угле, эвакуировали на восток. Эшелонами перевозили и оборудование, и персонал. План эвакуации был разработан заранее. Инженеров запретили призывать на фронт. К концу 41-го года большую часть перевезённых станций запустили в строй. Но потери оказались существенными. К этому моменту мощность электростанций СССР сократилась вдвое.

ВЛАДИМИР ГВОЗДЕЦКИЙ
ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ИСТОРИИ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТА ИСТОРИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ РАН

«Электроэнергии все время не хватало, были установлены жесточайшие лимиты на отпуск электроэнергии каждому заводу, каждой фабрике, каждой пекарне. И если чуть-чуть превышались эти лимиты, то наказание следовало неизбежное».

Во время боев под Москвой энергетикой столицы управляли из-под земли. Туда был перенесен пульт центрального диспетчерского управления «Мосэнерго». Это постановление вышло под грифом «Совершенно секретно». Промбанк СССР финансировал работы без утвержденных проектов и смет. А электричество в столицу поставлялось с востока. Гидроагрегаты Угличской ГЭС заработали за полгода до начала войны. И это оказалось как нельзя вовремя.

ЕЛЕНА БАКУШЕВА
СОТРУДНИК МУЗЕЯ ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ

«Станции, которые играли важную роль, и которые были запущены еще во время плана ГОЭЛРО — это Каширская и Шатурская, свои функции — снабжение электроэнергией, не выполняли. Шатурская находилась на оккупированной территории, а Каширская станция была подготовлена к взрыву, потому что боялись, что немцы ее захватят, поэтому она не работала. И естественно в таких тяжелых условиях только наши две станции — Угличская и Рыбинская могли помочь столице. Для того, чтобы Москве изготовить оружие, для того, чтобы сделать оградительные укрепления, для того, чтобы защищать Москву от врага».

Из-за того, что спешили, ГЭС в Угличе запустили, не дожидаясь полного заполнения водохранилища. Уровень воды был ниже почти на 3 метра. Энергетики допустили и еще один просчет. Здание получилось большим, и станции, снабжавшей электроэнергией Москву, не хватало мощности, чтобы отапливать собственные помещения. Так и работали зимой все военные годы – в тулупах и валенках.

СЕРГЕЙ ДИК
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ

«В годы войны Угличскую ГЭС защищали три зенитные батареи. По одной стояли на каждом берегу, еще одна располагалась в нескольких километрах отсюда. А на крыше ГЭС стоял пулеметный расчет. За орудиями в то время — исключительно женщины. Вражеская авиация предприняла несколько попыток разбомбить станцию, но ни один из снарядов не достиг своей цели».

В это же время продолжалось строительство другой ГЭС на Волге – Рыбинской. Из-за начала войны почти все здесь носило название «временный». Здание не успели достроить, и монтировали оборудование под временными брезентовыми шатрами. По временной же схеме запустили первый агрегат – единственная линия электропередач протянулась в Углич. За годы войны Угличская и Рыбинская ГЭС совместно выработали около четырех миллиардов киловатт-часов электроэнергии. После окончания боев работники станции в Угличе получили медали «За оборону Москвы».

АЛЕКСЕЙ КУЛАГИН
РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЕЯ "ИСТОРИЯ УГЛИЧА"

«Ну, это была бы катастрофа, даже если бы они Рыбинскую не разгромили бы, которая, кстати, не на полную мощность работала, а только Угличскую. Это уже была бы прервана вся связь. То есть, электрический ток идет через Угличскую подстанцию, она узловой являлась, ну и наиболее важной поэтому и была. Конечно, это была бы катастрофа».

К восстановлению пострадавшего энергетического комплекса приступили еще до взятия Берлина. В оставленные немцами города первыми заходили саперы. Вторыми – энергетики. Ноу-хау того времени – энергопоезда. Это такая тепловая электростанция на колесах, вырабатывавшая энергию для ремонтных и восстановительных работ. Всего было построено 19 энергопоездов. До нашего времени ни один из них не сохранился.

ВЛАДИМИР ГВОЗДЕЦКИЙ
ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ИСТОРИИ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТА ИСТОРИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ РАН

«Роль парогенератора выполнял сам паровоз, на соседней платформе была турбина, на следующей платформе был электрогенератор, который уже генерирует. И дальше 3-4 вагона, в одном диспетчерское управление, а последний вагон обычно отводился рабочим и служащим, которые делали это все».

За время войны немецкие войска вывезли с оккупированных советских территорий 1400 гидро и тепловых турбин и более 13-ти тысяч конденсаторов, трансформаторов и электродвигателей. Это все то, что советские власти не успели эвакуировать на восток. Часть этого оборудования удалось вернуть после подписания документов о репарации. Этим после победы в СССР не ограничились. Немецкие инженеры и ученые в области энергетики получили приглашения на работу в советской республике. Приглашения – это так значилось на бумаге, на самом деле отказаться от них было нельзя. В последующие десятилетия в стране будут даже не восстанавливать, а стремительно увеличивать энергетический потенциал. На довоенные уровень выработки электроэнергии СССР вышел еще до 9 мая 1945 года.

Все выпуски программы
Главная Передачи Подписаться Поделиться