Лента новостей
Ограничение передвижения в Москве и в Подмосковье. Главное 20:25, Политика В Москве продлят действие проездных из-за мер против коронавируса 20:19, Общество Агент игрока «Урала» сообщил о выходных в клубе до начала мая 20:13, Спорт Собянин сообщил о сохранении права приезжать и уезжать из Москвы 20:09, Общество Украина обыграла Россию на чемпионате Европы по FIFA 20 20:00, Спорт В Сирии умер первый пациент с коронавирусом 20:00, Общество Власти обязали всех жителей Москвы не покидать дома 19:59, Общество Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 29 марта 19:55, Общество Жители Новороссийска из-за прорыва трубы остались без воды 19:37, Общество Кормье заявил о возможном завершении карьеры из-за коронавируса 19:26, Спорт Синоптик предупредил о морозе к полуночи в Москве 19:17, Общество СМИ узнали сроки принятия решения о будущем «Тур де Франс» 19:00, Спорт Власти Уфы попросили разойтись жаривших шашлык в парке горожан 18:56, Общество Тележурналисты записали обращение с призывом оставаться дома 18:38, Общество В Москве умер писатель-фронтовик Юрий Бондарев 18:24, Общество Последний этап женского Гран-при FIDE перенесли из-за COVID-19 18:18, Спорт Патриарх Кирилл попросил не слушать отвергающих самоизоляцию священников 18:07, Общество Что произошло за выходные. Главные новости РБК 18:00, Общество Отец Малкина оценил перспективы возвращения сына в КХЛ 17:46, Спорт Пациент с коронавирусом скончался в Псковской области 17:44, Общество Погода в Москве побила очередной температурный рекорд 17:41, Общество Власти Москвы начали просить жителей оставаться дома по громкой связи 17:40, Общество На Филиппинах при взлете разбился пассажирский самолет Lion Air 17:25, Общество Резцова объяснила несоблюдение карантина словами «лучше не забивать мозг» 17:24, Спорт ЦИК выразила соболезнования в связи со смертью Горбунова 17:16, Общество Более 3 тыс. россиян застряли в Индии из-за коронавируса 17:11, Общество Песков раскрыл обстоятельства подготовки обращения Путина к россиянам 17:04, Общество Жириновский раскритиковал Лукашенко за игру в хоккей во время пандемии 16:45, Спорт
Репортажи.
Выпуск за 5 марта 2015 11:48
Выпуск за 29 июня 2017 20:07
Повторить видео
10 секунд
Экономика победы. Грузовики времён Великой Отечественной войны
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА, в народе прозванный полуторкой, один из самых узнаваемых силуэтов времен Великой Отечественной войны. В те годы самый массовый серийный автомобиль в Советском Союзе. Сегодня остались единичные экземпляры. Этот грузовик достали со дна Ладожского озера, отреставрировали и установили перед входом в Московский автодорожный институт. Военные годы дали серьезный импульс для развития автомобильной промышленности страны.
Интервью с Михаилом Шамолиным
Президент АФК «Система», Шамолин Михаил Валерьевич

К началу 41-го года в Советском Союзе 4 автомобильных завода. Два из них в Москве – завод имени Коммунистического интернационала молодежи и завод имени Сталина, один в Ярославле, и один в Нижнем Новгороде – в то время – Горький. Все вместе эти четыре предприятия в 40-ом году выпустили около 170 тысяч автомобилей. Два из них - Ким и Горьковский автозавод производили легендарную «полуторку». Себестоимость автомобиля сначала составляла около 9700 рублей, или 74 средних зарплаты советского рабочего. Но за счет увеличения выпуска продукции себестоимость удалось снизить почти в два раза – до 4200 рублей. В основе модели первого русского грузовика - чертежи компании «Форд».

АНДРЕЙ ГЕРОНИМ
СОТРУДНИК "МУЗЕЯ РЕТРО-АВТОМОБИЛЕЙ"

«У американцев к тому времени был больший опыт, больше возможностей, возможно, больше денег на разработку своих автомобилей. Поэтому, к сожалению, так получалось, мы пользовались их технологиями, просто их под себя адаптировали. Немножко, может быть, делая машины более грубыми, более примитивными, но в какой-то степени более надежными».

Другой автозавод – ЗиС выпускал еще одну модель грузовика с американскими корнями. Само предприятие модернизировали еще в 30-ые. На закупку импортного оборудования выделили 2 миллиона 280 тысяч рублей. Массовое производство трехтонных ЗИС-5, его еще прозвали «Захаром», развернули в 34 году. Страна стремительно наращивала выпуск грузовых автомобилей. За десятилетие, предшествовавшее войне, число автомобилей, сходивших с конвейера, увеличилось почти в 50 раз.

АНДРЕЙ ИВАНОВ
ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ МАДИ

«В 40-ом году фашистская Германия выпустила всего около 170-180 тысяч автомобилей. То есть, цифры сопоставимые с СССР. Причем грузовиков там выпускалось меньше даже – 90 тысяч, у нас больше ста тысяч выпускалось. Но грузовики у них были большей грузоподъемности, в основном у них база – это трехтонный грузовик с дизельным двигателем. И дизельные двигатели, поскольку и танки, и машины имели одно топливо, что было достаточно удобно для наступления».

В 41-ом московские автомобильные заводы пришлось эвакуировать. ЗиС перевезли по частям сразу в четыре города – Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. А главным лозунгом автомобильной промышленности в годы войны стала экономия. С конвейера автозаводов начали сходить грузовики, которые состояли, как тогда говорили, лишь из ста деталей.

СЕРГЕЙ ДИК
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ

«Всего одна фара, нет зеркала заднего вида, и даже кабина — деревянная. Перед отправкой на фронт «трехтонку» упростили по максимуму. Автомобиль получил название ЗиС-5В, «В» — значит военный. Назвать кабину этого автомобиля комфортной язык не поворачивается. Тормоза были механическими, их приходилось выдавливать со всей силы. Печки в кабине не было, и зимой в ней было очень холодно. А вентиляция только вот таким образом — через переднее стекло. Но все это вместе давало одно большое преимущество — в военных условиях грузовик можно было легко и быстро отремонтировать».

По сравнению с довоенной конструкцией на каждый такой автомобиль тратилось на 200 килограммов металла меньше. Если умножить их на число выпущенных тогда автомобилей – 84 тысячи 100 штук, то получился, что экономия составила 17 тысяч тонн. Но на этом в стремлении сэкономить ресурсы не остановились.

ВЛАДИМИР КУРАНОВ
ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ФГУП НАМИ

«Экономия жидкого топлива была, его было просто мало в молодой республике. А страна большая, не на всех хватало. Поэтому поступило задание придумать какой-то заменитель этого жидкого топлива, бензина или керосина. Тем более, что это топливо шло во время войны для самолетов, танков. И использовать можно, оказывается, и древесный уголь, всевозможные чурки, кокс и так далее».

Автомобили с газогенераторными двигателями использовали в тылу. Появились даже небольшие предприятия по заготовке древесных поленьев для таких вот грузовиков. Тем временем руководство Советского Союза договорилось с США о поставках автомобилей по лэнд-лизу. Условия: СССР не платит за них ни копейки. Но после окончания войны возвращает уцелевший в боях автопарк обратно американцам.

Ленд-лиз – дословно – дать взаймы. В рамках договора советская республика получила 43 728 джипов, 375 883 грузовика, 35 170 мотоциклов, и 4 614 бронетранспортеров. Помимо этого Соединенные Штаты поставили несколько миллионов автомобильных шин и свыше двух миллионов шестисот тонн горючего

ПЁТР ЧЕКАЛЁВ-ДЕМИДОВСКИЙ
ИСТОРИК

«Это было очень значимой поддержкой. Ведь в нашу страну поставлялись не только грузовики, джипы, но и большое количество сопутствующих материалов, например, электростанции, покрышки. Более трех миллионов покрышек только было поставлено на наши автомобильные заводы, на Московский и потом на Урал. До 47-го года использовались лэнд-лизовские покрышки».

Если в 43-ом году в Красной армии было лишь 5% иностранных автомобилей, то к 45-му импортное оборудование достигло трети автопарка. Американские полноприводные «студебеккеры» настолько хорошо себя зарекомендовали, что именно на них стали устанавливать знаменитые системы залпового огня – «Катюши». Эти машины участвовали и в первом параде победы. После взятия Берлина автомобили решили американцам не отдавать.

ЮРИЙ МОЛДАВЧУК
ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО АВТО-ТЕМАТИКЕ МУЗЕЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ УГМК

«Все автомобили после окончания Великой Отечественной войны мы должны были вернуть в Америку. Но когда начались обратные поставки в 46-ом году, первые партии пришли во Владивосток, наши специалисты увидели, что американцы не собираются дальше использовать эти автомобили. Они просто пригоняли баржи, прессы, автомобили – под пресс, и в качестве металлолома увозили. В связи с этим правительством было принято решение, что лучше мы за оставшиеся автомобили рассчитаемся, чем вернем по ленд-лизу».

Рассчитаться, впрочем, тоже не успели. К тому времени отношения двух стран сильно охладели. Советский Союз решил самостоятельно развивать собственную промышленность, в том числе и автомобильную. Пользуясь, впрочем, технологиями, полученными по лэнд-лизу и оборудованием, вывезенным из Германии. Не смотря на то, что количество автомобильных заводов за время войны увеличилось с четырех до семи, выпуск автомобилей сократился почти в шесть раз. Государственный комитет обороны в августе 45-го выпустил постановление «О восстановлении автомобильной промышленности». Через год с конвейера сошел первый «Москвич-400» - полный аналог немецкого Opel Kadett. Документацию советская сторона получила в качестве репараций от Германии. Довоенный уровень производства удалось превысить в 49-ом году.

Все выпуски программы
Все гости
Все гости
Александр Астахов, директор по стратегии Leo Burnett Moscow
Александр Баранов, глава отдела риск-менеджмента «ЕФГ Управление Активами»
Александр Батушанский, совладелец ресторана "Северянин"
Александр Борисов, председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, генеральный директор ММБА
Александр Бортенёв, директор компании «Медбокс»
Александр Бурков, эксперт Института управления закупками им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ
Александр Гусев, президент Международного союза экспертов
Александр Кан, обозреватель русской службы BBC
Александр Самулкин
Александра Суслина, руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы
Алексей Бачеров, управляющий партнёр инвестиционного партнерства ABTRUST
Алексей Ефимов, член совета директоров и региональный директор JLL
Алексей Казаков
Алексей Петропольский, генеральный директор юридической компании URVISTA
Алексей Раевский, генеральный директор Zecurion
Алексей Раевский, генеральный директор компании Zecurion
Алексей Селиваненко, директор турнира ВТБ-Кубок Кремля
Алекскей Ткачук, главный редактор сайта «Рейтинг букмекеров»
Андрей Захаров, журналист «Фонтанка.ру»
Андрей Ковш, доцент факультета международных отношений СПбГУ
Яндекс. Директ