Выпуск за 5 марта, 2015
Экономика победы. Грузовики времён Великой Отечественной войны
К началу 41-го года в Советском Союзе 4 автомобильных завода. Два из них в Москве – завод имени Коммунистического интернационала молодежи и завод имени Сталина, один в Ярославле, и один в Нижнем Новгороде – в то время – Горький. Все вместе эти четыре предприятия в 40-ом году выпустили около 170 тысяч автомобилей. Два из них - Ким и Горьковский автозавод производили легендарную «полуторку». Себестоимость автомобиля сначала составляла около 9700 рублей, или 74 средних зарплаты советского рабочего. Но за счет увеличения выпуска продукции себестоимость удалось снизить почти в два раза – до 4200 рублей. В основе модели первого русского грузовика - чертежи компании «Форд».
АНДРЕЙ ГЕРОНИМ
СОТРУДНИК "МУЗЕЯ РЕТРО-АВТОМОБИЛЕЙ"
«У американцев к тому времени был больший опыт, больше возможностей, возможно, больше денег на разработку своих автомобилей. Поэтому, к сожалению, так получалось, мы пользовались их технологиями, просто их под себя адаптировали. Немножко, может быть, делая машины более грубыми, более примитивными, но в какой-то степени более надежными».
Другой автозавод – ЗиС выпускал еще одну модель грузовика с американскими корнями. Само предприятие модернизировали еще в 30-ые. На закупку импортного оборудования выделили 2 миллиона 280 тысяч рублей. Массовое производство трехтонных ЗИС-5, его еще прозвали «Захаром», развернули в 34 году. Страна стремительно наращивала выпуск грузовых автомобилей. За десятилетие, предшествовавшее войне, число автомобилей, сходивших с конвейера, увеличилось почти в 50 раз.
АНДРЕЙ ИВАНОВ
ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ МАДИ
«В 40-ом году фашистская Германия выпустила всего около 170-180 тысяч автомобилей. То есть, цифры сопоставимые с СССР. Причем грузовиков там выпускалось меньше даже – 90 тысяч, у нас больше ста тысяч выпускалось. Но грузовики у них были большей грузоподъемности, в основном у них база – это трехтонный грузовик с дизельным двигателем. И дизельные двигатели, поскольку и танки, и машины имели одно топливо, что было достаточно удобно для наступления».
В 41-ом московские автомобильные заводы пришлось эвакуировать. ЗиС перевезли по частям сразу в четыре города – Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. А главным лозунгом автомобильной промышленности в годы войны стала экономия. С конвейера автозаводов начали сходить грузовики, которые состояли, как тогда говорили, лишь из ста деталей.
СЕРГЕЙ ДИК
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
«Всего одна фара, нет зеркала заднего вида, и даже кабина — деревянная. Перед отправкой на фронт «трехтонку» упростили по максимуму. Автомобиль получил название ЗиС-5В, «В» — значит военный. Назвать кабину этого автомобиля комфортной язык не поворачивается. Тормоза были механическими, их приходилось выдавливать со всей силы. Печки в кабине не было, и зимой в ней было очень холодно. А вентиляция только вот таким образом — через переднее стекло. Но все это вместе давало одно большое преимущество — в военных условиях грузовик можно было легко и быстро отремонтировать».
По сравнению с довоенной конструкцией на каждый такой автомобиль тратилось на 200 килограммов металла меньше. Если умножить их на число выпущенных тогда автомобилей – 84 тысячи 100 штук, то получился, что экономия составила 17 тысяч тонн. Но на этом в стремлении сэкономить ресурсы не остановились.
ВЛАДИМИР КУРАНОВ
ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ФГУП НАМИ
«Экономия жидкого топлива была, его было просто мало в молодой республике. А страна большая, не на всех хватало. Поэтому поступило задание придумать какой-то заменитель этого жидкого топлива, бензина или керосина. Тем более, что это топливо шло во время войны для самолетов, танков. И использовать можно, оказывается, и древесный уголь, всевозможные чурки, кокс и так далее».
Автомобили с газогенераторными двигателями использовали в тылу. Появились даже небольшие предприятия по заготовке древесных поленьев для таких вот грузовиков. Тем временем руководство Советского Союза договорилось с США о поставках автомобилей по лэнд-лизу. Условия: СССР не платит за них ни копейки. Но после окончания войны возвращает уцелевший в боях автопарк обратно американцам.
Ленд-лиз – дословно – дать взаймы. В рамках договора советская республика получила 43 728 джипов, 375 883 грузовика, 35 170 мотоциклов, и 4 614 бронетранспортеров. Помимо этого Соединенные Штаты поставили несколько миллионов автомобильных шин и свыше двух миллионов шестисот тонн горючего
ПЁТР ЧЕКАЛЁВ-ДЕМИДОВСКИЙ
ИСТОРИК
«Это было очень значимой поддержкой. Ведь в нашу страну поставлялись не только грузовики, джипы, но и большое количество сопутствующих материалов, например, электростанции, покрышки. Более трех миллионов покрышек только было поставлено на наши автомобильные заводы, на Московский и потом на Урал. До 47-го года использовались лэнд-лизовские покрышки».
Если в 43-ом году в Красной армии было лишь 5% иностранных автомобилей, то к 45-му импортное оборудование достигло трети автопарка. Американские полноприводные «студебеккеры» настолько хорошо себя зарекомендовали, что именно на них стали устанавливать знаменитые системы залпового огня – «Катюши». Эти машины участвовали и в первом параде победы. После взятия Берлина автомобили решили американцам не отдавать.
ЮРИЙ МОЛДАВЧУК
ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО АВТО-ТЕМАТИКЕ МУЗЕЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ УГМК
«Все автомобили после окончания Великой Отечественной войны мы должны были вернуть в Америку. Но когда начались обратные поставки в 46-ом году, первые партии пришли во Владивосток, наши специалисты увидели, что американцы не собираются дальше использовать эти автомобили. Они просто пригоняли баржи, прессы, автомобили – под пресс, и в качестве металлолома увозили. В связи с этим правительством было принято решение, что лучше мы за оставшиеся автомобили рассчитаемся, чем вернем по ленд-лизу».
Рассчитаться, впрочем, тоже не успели. К тому времени отношения двух стран сильно охладели. Советский Союз решил самостоятельно развивать собственную промышленность, в том числе и автомобильную. Пользуясь, впрочем, технологиями, полученными по лэнд-лизу и оборудованием, вывезенным из Германии. Не смотря на то, что количество автомобильных заводов за время войны увеличилось с четырех до семи, выпуск автомобилей сократился почти в шесть раз. Государственный комитет обороны в августе 45-го выпустил постановление «О восстановлении автомобильной промышленности». Через год с конвейера сошел первый «Москвич-400» - полный аналог немецкого Opel Kadett. Документацию советская сторона получила в качестве репараций от Германии. Довоенный уровень производства удалось превысить в 49-ом году.