Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Британия продлит развертывание своих средств ПВО в Польше Политика, 20:51
Краснов заявил, что Запад и не пытался скрыть подрыв «Северных потоков» Политика, 20:46
Нобелевку по физике дали за доказательство, что «Бог не играет в кости» Общество, 20:41
Плющенко посоветовал Ягудину купить себе плед и подшивку газеты «Жизнь» Спорт, 20:40
Топ-6 направлений медтуризма в России Партнерский проект, 20:38
Матч Лиги чемпионов начался на 15 минут позже из-за опоздания «Спортинга» Спорт, 20:25
Акции Twitter выросли на 17% на новости о планах Маска вернуться к сделке Инвестиции, 20:17
В Думе предложили отсрочку от мобилизации для родителей детей-инвалидов Политика, 20:16
Как ограничить курение: сингапурский подход Партнерский проект, 20:15
МИД России вызвал посла Казахстана из-за «воинствующего русофоба» Политика, 20:09
Глава Нацбанка Украины объявил об отставке Политика, 20:00
Байден пообещал Зеленскому новые HIMARS Политика, 19:54
Некровный донор: как снизить дефицит органов для пересадки в России Партнерский проект, 19:52
Depeche Mode не приедут в Россию во время тура с новым альбомом Life, 19:40

Выпуск за 24 февраля, 2015

Российский бизнес на верфях Германии
Владельцы иностранного бизнеса возвращаются в Россию. Локализовать производство на российской территории сегодня выгоднее, чем в Европе. Поэтому даже те, кто в свое время инвестировал в зарубежные активы, сегодня подумывают об аналогичных приобретениях на родине. Однако пока это лишь планы, и сейчас отечественным производителям, например, морских судов, конкуренцию составляют немецкие верфи на Балтийском побережье. Правда и там, без соотечественников не обошлось. Русские корни в немецком бизнесе искала наш корреспондент Мария Зайцева.

МАРИЯ ЗАЙЦЕВА
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ

«История судостроительной верфи в немецком городе Висмар самым удивительным образом связана с российским государством. В 46 году здесь, на территории ГДР, был основан ремонтный завод министерства обороны СССР, на котором за полвека было собрано несколько сотен судов для торгового и рыболовецкого флота. После объединения Германии в реконструкцию верфи вложили около миллиарда немецких марок, но эффекта хватило ненадолго. В 2009 году, не пережив кризис, предприятие объявило о банкротстве. Именно тогда убыточную верфь купил российский бизнесмен Виталий Юсуфов. И по прошествии пяти лет верфь в Висмаре - одна из самых высокотехнологичных производственных площадок в мире. Как здесь говорят, высшая лига судостроения».

Важную роль в процветании бизнеса в Германии сыграл не только хозяин из России, но и российские заказы. Ради того, чтобы выиграть тендер и построить два спасательных судна для Минтранса, компания установила цену на 5% ниже, чем у конкурентов, и пообещала выполнить заказ в рекордные сроки - за два года. Принимая работу на верфи в Висмаре, российский замминистра транспорта посетовал, хотелось бы, конечно, чтобы такие суда строились на российских верфях. Но тут же оговорился - не надо думать, что у нас в судостроении все плохо. Просто надо дать возможность заработать всем.

ВИКТОР ОЛЕРСКИЙ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РФ

«Никто не отменял разделение труда, это во всем мире так. Сегодня в Российской Федерации другая ситуация на верфях. Если раньше у нас был дефицит заказов, то теперь дефицит площадей производственных».

Два судна строились одновременно и похожи как братья близнецы. Оба предназначены для поисково-спасательных работ, тушения пожаров, ликвидации разливов нефти и обследования морского дна. Совсем скоро их пути навсегда разойдутся. Первое судно, получившее название "Мурман", будет приписано к Мурманску, и этим летом примет участие в международных учениях в Арктике. Другое - "Берингов пролив", отправится по северному морскому пути к Сахалину, где и станет нести вахту. О предстоящем маршруте капитан Роман Горшков узнал лишь во время официальной церемонии, до этого думал, что отправится в порт приписки по южному пути через Индийский океан. Но не расстроился, на север, так на север. На счету у романа больше десяти лет в морской спасательной службе и десятки сохранённых жизней. 

РОМАН ГОРШКОВ
КАПИТАН МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СПАСАТЕЛЬНОГО СУДНА "БЕРИНГОВ ПРОЛИВ"

«Был прецедент, когда спасли 13 человек. Всех подняли, все живые, всех спасли. Отказались выходить китайские, корейские, японские спасательные службы, так получилось, что мы одни были в этом районе и спасли всех. Двое суток была спасательная операция, экипаж был 13 человек, все живы, даже спасли собаку их».

Церемония имянаречения - старинная традиция, когда судно обретает не только официальное название, но и небесное покровительство. И здесь главное, чтобы бутылка разбилась о борт, иначе, суеверные моряки посчитают судно несчастливым. Обычно для церемонии используют самые разные ухищрения - бутылку нагревают, встряхивают или подпиливают. Но на этот раз, при крещении сразу двух судов, устроители решили обойтись без фокусов и сделать все по-честному. И не прогадали. Лёгким движением руки крестная мать "Мурмана" запускает бутылку точно в цель. Не удивительно, хоть и женщина, но все-таки 30 лет на флоте.

ТАТЬЯНА ПАНИНА
ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА МАКАРОВА

«Флот нужно пополнять и обновлять потому, что многие суда действительно отслужили свой век, и они как физически, так и морально устарели. Безусловно, приоритетом является северный морской путь, развитие судоходства по севморпути. И строительство этих судов это первый шаг к тому, чтобы суда были самые современные - на уровне мировых стандартов».

Вся стратегия развития судостроения России, по словам специалистов, зиждется на трёх китах: это освоение Арктики, повышение пропускной способности северного морского пути и шельфовые проекты, причем не только на севере, но и в районе Сахалина. В ближайшие годы стране понадобятся ледоколы, торговые суда, контейнеровозы и многое другое. Чтобы заполучить такие заказы, иностранные компании, в том числе с российским капиталом, готовы на многое.

ВИТАЛИЙ ЮСУФОВ
ПРЕЗИДЕНТ КОМПАНИИ NORDIC YARDS

«Мы заинтересованы скорее посмотреть на российский рынок потому, что в силу ужесточения требований по локализации производства, мы будем заинтересованы использовать российскую площадку. Будем рассматривать и возможность инвестиций в российское судостроение, чтобы иметь надежную площадку для реализации заказов и для получения заказов с российского рынка».

Владелец Нордик Ярдс говорит, что санкции на его бизнесе не отразились, европейцы готовы сотрудничать вне зависимости от национальности владельца компании. Но внимание, его, тем не менее, приковано к России, там сегодня возможностей больше. В планах у бизнесмена покупка или строительство российской верфи. А пока суда, собранные в Германии, готовятся к заключительным ходовым испытаниям, чтобы этим летом впервые увидеть российскую землю.

Мария Зайцева, Евгений Зимин, Германия, Висмар, РБК.

Все выпуски программы
Главная Передачи Подписаться Поделиться