Выпуск за 30 января, 2015
Иностранный бизнес покидает Россию
Цены на одежду в России только за январь в среднем выросли на 15%. Ретейлеры заявляют, что по 2014 году план по продаже они даже перевыполнили - в целом по рынку прирост составил около 4,5%. но это если считать в деньгах. В натуральных показателях спрос на 12% упал. Почти пятипроцентный рост выручки не перекрыл расходы. Крупные иностранные производители одежды в конце года приостановили поставку товара в Россию.
ДАРЬЯ ЯДЕРНАЯ
ЭКСПЕРТ МОДЫ
«По стоимости мы, конечно, выходим в положительный категории, при этом по прибыльности уходим в минус, потому что часто товар продавался ниже себестоимости или себестоимости с учётом издержек – аренды, зарплаты».
Из-за падения спроса зарубежные бренды уже заявляют о своём уходе из России. Так убытки финской Seppala за 2014 год превысили 25 млн евро. Причина ухода британской New Look - политическая неопределённость в стране, компания закрывает все магазины и в России, и на Украине. Ещё три магазина сегмента фастфэшн покинули Россию, не озвучивая причин ухода – River Island, ОВС и Espirit. Те, кто остались, готовятся к худшему.
КСЕНИЯ РЯСОВА
ПРЕЗИДЕНТ КОМПАНИИ FINN FLARE
«С июня нам дополнительно государство налог вводит с квадратного метра, то есть они долго думали кого, и попал ритейл. Я понимаю ещё продуктовый ритейл как-то попал, но почему попал одёжный ритейл, который плохо себя чувствует, непонятно».
Все договоры аренды у компании в основном в долларах, чтобы не потерять клиентов арендодатели идут навстречу - фиксируют курс, поставщики в свою очередь предоставляют ритейлерам отсрочки по платежам. Чтобы оптимизировать расходы фирме уже пришлось сократить 20% сотрудников.
АЛЕКСЕЙ ЛЕМАЕВ
КОРРЕСПОНДЕНТ
«Эксперты с одной стороны прогнозируют падение выручки в сегменте фэшн ретейл до сорока процентов, с другой отмечают, что на фоне кризиса будет меняться сама модель потребления: покупать не станут меньше, просто от дорогих брендов перейдут к более дешёвым».
Кто хорошо себя чувствует в условиях экономического кризиса - интернет-магазины. Спустя четыре года после появления в России мультибрендового он-лайн магазин Lamoda, именно в кризис собирается расширять своё присутствие.
ИНАРА МУХАМЕДОВА
ОПЕРАЦИОННЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ LAMODA
«У нас есть такие бренды, которые заявили о своём уходе с российского рынка оффлайн, но они продолжают работать с нами, и они даже рассматривают возможность открытия электронных магазинов в России».
Кризис - реальный шанс для российских дизайнеров, считают фэшн-эксперты. И прогнозируют рост спроса на продукцию хенд-мейд, он вырастет больше чем в половину - с полутора до 2,5% от общего рынка.
ДАРЬЯ ЯДЕРНАЯ
ЭКСПЕРТ МОДЫ
«Большое количество магазинов и универмагов готовы предлагать российским дизайнерам условия, которые они не готовы раньше были предлагать, поскольку магазины заполнять чем-то нужно, а заказывать средства в валюте нет, вот они с российскими дизайнерами и будут сейчас договариваться о реализации, поэтому те российские дизайнеры, которые готовы будут пойти пожертвовать средствами и планами и вложить деньги в товар и производство, действительно смогут получить серьезное преимущество».
Впрочем, отечественному производителю ещё придётся повоевать за рынок. Иностранные компании, которые реализовывали в России до 50% продукции, год-полтора будут работать на пределе прочности - в ноль или даже в убыток, но не уйдут.
ИНАРА МУХАМЕДОВА
ОПЕРАЦИОННЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ LAMODA
«Сейчас в России есть возможности для того, чтобы нарастить долю рынка с учётом того, что в рублях у нас цены на ТВ-рекламу и вообще маркетинг остались на том же уровне, то в евро эти цены намного дешевле, и некоторые компании европейские наоборот ориентируются на то, чтобы перевести свои деньги в евро, купить рекламу в рублях - стабилизироваться на рынке, вырастить долю рынка».
По подсчётам аналитиков, чтобы бренду вновь зайти на российский рынок с сетью минимум в 50 магазинов, потребуется порядка $10 млн с учётом расходов на маркетинговые исследование, основание офиса и открытие точек продаж. Если реализовывать одежду через дистрибьютера - потребуется миллион долларов.
ДАРЬЯ ЯДЕРНАЯ
ЭКСПЕРТ МОДЫ
«Насколько мне известно River Island уже предпринимает шаги для того, чтобы вернуться в Россию. Для того, чтобы не уйти из России, а просто перевести управление на себя, то есть будет управление через головную компанию осуществляться».
Самым сложным месяцем для ритейла называют март. Когда традиционно заканчиваются распродажи и в продажу поступают новые коллекции. В любом случае к лету ждут оживления на рынке одежды. Эксперты считают, что большинство брендов постарается вернуться в Россию как можно скорее. Но, не раньше чем стабилизируется обстановка на Украине.
Алексей Лемаев, Татьяна Смирнова, Олег Нефёдов, Дмитрий Лабо, Сергей Громов, РБК