Выпуск за 20 января, 2015
Миссия по спасению доходных домов Привалова в Москве провалилась
АЛИНА ГРЕБНЁВА
КОРРЕСПОНДЕНТ
«Извечный спор между защитниками облика старой Москвы, городскими чиновниками и застройщиком. Кто же окажется победителем? В Архнадзоре все-таки надеются, что последнее слово будет за Министерством культуры - куда уже направлены документы экспертизы, доказывающей, что ансамбль доходных домов купца Привалова все-таки имеет историческую и культурную ценность».
Сейчас все чаще в энциклопедиях напротив работ Эрнста Карловича Нирнзее значится: "не сохранился". Первый заказ от купца второй гильдии Ермила Ефимовича Привалова поступил архитектору в 1903 году. К уже существующему зданию добавили трехэтажную надстройку. Довольно протяжённый фасад разделили лестничными эркерами. Второй построенный Нирнзее дом на Садовнической Архнадзор считает мемориальным памятником - здесь располагалась редакция журнала Млечный путь, где бывали Мережковский и Северянин, здесь же впервые прочитал свои стихи Есенин. Этого дома больше нет. Техника успела разрушить и так называемый готичный доходный дом, построенный по проекту Нирнзее в 1913 году».
ЮРИЙ ЕГОРОВ
КООРДИНАТОР ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ "АРХНАДЗОР"
«Очень романтичное строение, характерное для опять же эпохи модерна. Архитектор Нирнзее стилизовал этот доходный дом под средневековый замок. Был такой фасад с выступающим эркером, была изящная готическая башенка. К сожалению, она погибла одной из первых буквально не прошло и часа после начала работ по сносу».
Снести дома Привалова хотел еще Юрий Лужков. Именно при нем, в 2003 году, правительство Москвы заключило с застройщиком крупный инвестконтракт на возведение многофункционального делового центра. Если ордер, выданный на застройку, отзывать, то город должен был бы вернуть бизнесу уже вложенные средства. А только на расселение жильцов застройщик потратил 4 миллиарда рублей.
МИХАИЛ ГОРЕЛИКОВ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМПАНИИ "ВЕЛИКАН-XXI ВЕК"
«Мы действуем в соответствии с теми исходно-разрешительными документами, позволяющими нам производить те действия, которые мы фактически производим с данными объектами. При этом хотелось бы особо отметить: Мы не производим уничтожение тех частей объекта и даже их изменения, которые мы обязаны сохранить».
Застройщик прикрывается письмом из Минкульта, где чёрным по белому написано - "объекты недвижимости к выявленным объектам культурного наследия не отнесены". В итоге сохранять будут только фасад, который выходит на садовническую улицу. Собственно это единственное, что уцелело. Все остальное на сегодняшний день уже уничтожено. Не помогло ни письмо российских писателей к Владимиру Путину, ни обращение к министру культуры Владимиру Мединскому со стороны общественности и уполномоченного по правам человека Эллы Памфиловой. Ни выступления других известных персон.