Видео

Выпуск за 16 июня, 2023

Система аварийного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС»:

Технологии и перспективы развития

Алина Танатарова, обозреватель:
Один из трендов последних лет — трансформация отраслевых компаний самых разных сфер экономики в реальных игроков IT-рынка. По такому пути пошло акционерное общество «ГЛОНАСС» - государственный оператор системы аварийного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС». Подробнее эту тему обсудили с генеральным директором Алексеем Райкевичем.

— В рамках ПМЭФ вы подписали ряд соглашений. Я знаю, что одно из ключевых — это создание комплексной системы безопасности для вузов, которую вы, собственно, и разработали. Расскажите подробнее об этом проекте — какие сильные стороны и планируете ли вы выводить этот проект за масштабы учебных заведений на другие отрасли?

Алексей Райкевич, генеральный директор АО «ГЛОНАСС»:
— Проект успешно выполнен в прошлом году на площадке Томского государственного университета. Мы взяли кампус и оборудовали его системой комплексной безопасности на основе Indoor-навигации. На мобильном приложении людей, находящихся в здании, есть возможность моментально оповестить о возникновении чрезвычайной ситуации. И что немаловажно, указать оптимальный маршрут эвакуации. В среднем за 19 секунд мы передаем такой сигнал, вот уже восемь лет. Приехавшим на место спасателям мы также даем достоверную информацию о том, где находится в здании источник чрезвычайной ситуации, где люди, в том числе пострадавшие, находятся. Что, конечно, существенным образом повышает вероятность спасения и в целом эффективность спасательной операции.

— Я так понимаю, такие технологии могут быть применены, наверное, и в промышленных производствах. У вас есть планы по масштабированию проекта?

Сегодняшнее подписание соглашения имело своей целью ускорить развитие масштабирования этого решения. Сначала на образовательные учреждения Томской области и в дальнейшем масштабировать на территории всей страны и на объекты промышленности, и на другие инфраструктурные объекты. Такие, например, как метрополитен, торгово-развлекательные центры и многое другое.

— Я знаю, что вы сейчас разрабатываете новую стратегию развития компании. Я правильно понимаю, что АО «ГЛОНАСС» кардинально поменяется через три года?

Базовая услуга компании «ГЛОНАСС» — это очень важная социально значимая государственная функция аварийного оповещения на транспорте. При тяжелом ДТП, когда люди в автомобиле не в состоянии вызвать спасателей, «ЭРА-ГЛОНАСС» передает сигнал мгновенно службам спасения. За время функционирования системы порядка 300 тыс. вызовов в автоматическом режиме было передано в службу спасения. Она повышает вероятность спасения человека более чем в пять раз. Есть еще одна базовая услуга — обязательный мониторинг пассажирского транспорта по всей территории страны и транспортных средств, перевозящих особо опасные грузы. Аварийное оповещение ежегодно прирастает примерно миллионом новых транспортных средств. Например, обязательный мониторинг ежегодно прирастает более чем на 100 тыс. Таким образом, мы должны обеспечить масштабирование телеком- и IT-системы, которая это все обслуживает, без потери надежности. Мы стараемся кнопку SОS обогатить дополнительными сервисами. К примеру, это помощь на дорогах или, например, вызов Росгвардии. Чрезвычайно, на мой взгляд, перспективная с коммерческой точки зрения услуга, потому что это самое быстрое реагирование на сегодняшний день.
Задача перед нами стоит очень интересная, поскольку в результате введенных санкций иностранные вендоры, которые ранее занимали более 50% этого рынка, покинули наш рынок.

— Получается, у вас появился дополнительный спрос с их уходом на ваши продукты?

— Да, абсолютно верно. Перед нами стоит задача как можно скорее осуществить это импортозамещение. Мы сейчас над этим работаем. Также мы планируем двигаться в сторону вертикальной интеграции в устройства, потому что до настоящего момента компания «ГЛОНАСС» — это компания IT, это сервисная компания.

— Сейчас вы еще и виртуальный оператор связи.

Об этом я хотел сказать как о следующем блоке. Это чрезвычайно потенциально интересное направление, потому что рынок связи кратно, на несколько порядков по объему больше, чем рынок навигационных информационных систем. У нас есть здесь то, с чего мы начинали говорить с вами, — конкурентное преимущество объективное, точнее их два. Первое — мы на 100% государственная компания, государственный оператор. А второе — наш мобильный виртуальный оператор базируется на инфраструктурах четырех федеральных сотовых операторов, что обеспечивает максимальную зону радиопокрытия по всей стране. Опираясь на эти конкретные преимущества, мы видим огромный потенциал развития как в интернете вещей, М2М-решения. Уже сейчас мы активно двигаемся в сторону «умных» счетчиков ЖКХ, вензинговых аппаратов, постаматов. Мы продаем свои сим-карты в СИМы - средства индивидуальной мобильности, электросамокаты. У нас есть большие амбиции идти в голосовую связь. Здесь мы также можем эксплуатировать эти два конкурентных преимущества, которые у нас есть. Несколько лет идет разработка высокоточного позиционирования. Это технология, которая сейчас, в условиях санкций, оказалась крайне востребованной. Дело все в том, что если, например, говорить о сельском хозяйстве, то вся сельхозтехника современная работает с использованием этого высокоточного позиционирования. Иностранные вендоры, которые занимали большую часть рынка, это такая компания, как Trimble, ушли из России. Сегодня мы подписали с ФГУП «Космическая связь» соглашение. Это для нас очень хороший партнер для того, чтобы как можно скорее вывести на рынок решение в области высокоточного позиционирования. Оно будет касаться не только сельского хозяйства, но и градостроения. В перспективе это беспилотный транспорт.

— Как вы оцениваете эффективность проекта «ЭРА-ГЛОНАСС»? Какие проекты самые интересные можете выделить?

У нас есть релевантный опыт в части малой авиации. Мы легко можем без дополнительных капиталовложений мониторить беспилотники. Эта отрасль новая. Ее правила игры сейчас только формируются. Мы считаем, что мониторинг — это та функция, которую госинформсистема «ЭРА-ГЛОНАСС» и, созданная на ее базе, платформа «Мониторинг ЭРА» может осуществить уже сейчас.

— Как можно исключить максимальный запрет на использование авиабеспилотников?

— Я сейчас выскажу гипотезу свою, потому что, как я сказал, основные факторы на этом рынке сейчас только формируют облик отрасли. Но предположу, что, внедрив мониторинг «Мониторинг ЭРА», мы сможем снизить бюрократические барьеры в части получения разрешения на полет и последующего использования результатов аэрофотосъемки. Просто потому, что регулятор получит инструмент, для того чтобы достоверно видеть маршрут беспилотника, что он соблюдал полетное задание, которое ему согласовали. И соответственно, он снимал то, что ему положено снимать.

— Давайте теперь обсудим удобство пассажиров общественного транспорта. Сегодня, наверное, этот критерий меряется онлайн-приложениями, в которых можно отслеживать время прибытия автобуса, как он двигается. А если еще в режиме реального времени можно его траекторию отслеживать — наверное, это вообще прекрасно. Если раньше подобные сервисы были доступны только для Москвы и городов-миллионников, то сегодня они идут в регионы, в том числе благодаря вашей компании. Расскажите подробнее.

— Да, действительно, мы создали на платформе «Мониторинг ЭРА» дополнительный модуль. Называется «Диспетчеризация ЭРА». Мы передаем информацию о движении пассажирского транспорта по маршрутам в реальном времени в региональные информационно-транспортные системы - ИТС, или РНИСы, как их называют, — региональные навигационно-информационные системы. Таким образом, без существенных капиталовложений регион может получать эту информацию. Далее, как вариант, регион может транслировать эту информацию в режиме реального времени на табло на остановках общественного транспорта. И одновременно мы предлагаем решение. Мы передаем в «Яндекс.Карты» эту информацию. Это значительно повышает удобство для граждан использования общественного транспорта.

— Напоследок давайте подведем итоги форума. Какие соглашения вы уже заключили?

— Для нас форум — это совершенно уникальная возможность за относительно короткий период времени успеть провести такое количество с такой интенсивностью важных, на нужном уровне переговоров и заключить такое количество соглашений. В частности, мы с Томской областью и Томским государственным университетом заключили соглашение о масштабировании нового продукта по комплексной безопасности на основе Indoor-навигации. Важное, на наш взгляд, соглашение с компанией АвтоВАЗ. Важное соглашение подписано с «ВымпелКомом». Очень важно сегодня было встретиться и подписать соглашение с несколькими регионами, а именно с Якутией. Почему? Потому что это регион, который особенно нуждается в навигационно-информационных решениях. Решения по диспетчеризации мы планируем в ближайшее время внедрить в Якутске.
Мы также встретились со Смоленской областью. Мы провели с ними переговоры. Соглашение планируется подписать позже. Но наметились очень интересные направления для работы. То есть это тоже и диспетчеризация, и расширение охвата нашего мониторинга пассажирского транспорта в регионе. Более того, мы договорились о том, что в инициативном порядке регион нашу систему распространит на транспортные средства ЖКХ, скорой помощи и ряд других категорий транспортных средств. Поскольку это не предусмотрено нормативными актами, которые сейчас существуют в этой области.

Все выпуски программы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Российская велогонщица рассказала о падении в «разделке» на Олимпиаде Спорт, 18:05
Власти Испании связались с фрегатом «Штандарт», который не пустили в ЕС Политика, 17:55
Путин подписал указ о проведении парада в честь Дня ВМФ Политика, 17:31
Соревнования переносятся из-за дождя. Что происходит на Олимпиаде Спорт, 17:15
Саратовский губернатор предложил обязать школы посещать «Музей СВО» Политика, 17:10
Российская велогонщица заняла 21-е место в «разделке» на Олимпиаде Спорт, 17:07
Очень маленький мир: каковы пределы у миниатюризации жизни. Видео РБК и Сбер, 17:05
ЦСКА одержал разгромную победу во втором туре чемпионата России Спорт, 17:04
В Ростове-на-Дону загорелся мусорный полигон на площади 1 тыс. кв. м Общество, 17:04
Минфин России предупредил о системном долговом кризисе в мире Экономика, 16:49
Корабли Балтийского флота зайдут в порт Гаваны 27 июля Политика, 16:29
Орбан не согласился со сравнением России с «неосталинистской автократией» Политика, 16:25
Джокович отдал лишь один гейм в матче первого круга на Олимпиаде в Париже Спорт, 16:23
Епископат Франции раскритиковал церемонию открытия Олимпиады Общество, 16:16
Главная Передачи Подписаться Поделиться