
Выпуск за 21 декабря, 2022

«Наш российский рынок сам по себе самодостаточный в плане конкуренции»
Как уход иностранных платежных систем отразился на российском карточным рынке, какие сервисы сегодня разрабатываются для пользователей, рассказал генеральный директор «Национальной системы платежных карт» Владимир Комлев.
Татьяна Торкиани, Обозреватель:
— Конечно, основным глобальным событием был уход иностранных платежных систем с российского рынка. Как это сказалось на развитии национальной платежной системы?
Владимир Комлев, Генеральный директор АО «НСПК»:
— С уходом международных платежных систем их карты ни на секунду не перестали работать на нашем рынке. И для россиян это было, наверное, одним из самых важных результатов работы. Но, конечно, уход конкурентов с рынка не мог не сказаться на более быстром и даже бурном развитии национальных платежных карт. По состоянию на 1 ноября уже выпущено 163 млн карт «Мир». На аналогичный период прошлого года было 110 млн карт, то есть действительно мы видим очень серьезный рост. В среднем ежемесячный прирост составляет 6 млн карт. Важно, что растет не просто количество карт, растут объемы. Доля «Мира» по количеству карт общей эмиссии карт на рынке составляет 38,6%, а вот объемы прироста карт выше — 38,8%.
Татьяна Торкиани, Обозреватель:
— Получается, сейчас «Мир» у нас – монополист. Как это скажется на темпах развития рынка, клиентском обслуживании? Не замедлится ли прогресс?
Владимир Комлев, Генеральный директор АО «НСПК»:
— Операторы основных международных платежных систем покинули наш рынок. Мы продолжаем обслуживать их карты, чтобы не было здесь какой-то турбулентности, не было такого монопольного влияния. Мы сохраняем существовавшие у них бизнес-модели, тарифы, правила обработки транзакций в том виде, как они были на момент ухода систем с рынка. Эти карты в течение какого-то времени естественным образом будут выходить из оборота, уступая место платежной системе «Мир».
Мы видим, что конкуренция сейчас уходит, может быть, больше начинает формироваться на уровне межбанковской конкуренции. И я думаю, наш российский рынок сам по себе внутри настолько большой и самодостаточный в плане конкуренции, что спать нам точно не придется.
Татьяна Торкиани, Обозреватель:
— Санкции и уход зарубежных платежных систем очень отразились на нас, на пользователях, на юзер экспириенс. Мы привыкли к таким бесконтактным платежам, не надо носить с собой ни наличку, ни карту, у тебя все в телефоне. А теперь мы сделали, шаг назад. Как вы планируете развивать клиентские сервисы? И вернемся ли мы к бесконтактной оплате?
Владимир Комлев, Генеральный директор АО «НСПК»:
— Давайте начнем с того, что бесконтактная оплата все-таки не ушла. Она ушла по картам международных платежных систем. А вот платежная система «Мир» строила абсолютно независимые платформы. Платформа «Мир пей» локализована полностью внутри страны, она работает на платформе операционной системы Android любых производителей. И хочу сказать, что эта платформа развивается. Недавно были запущены так называемые ин-ап-платежи, когда в телефоне на веб-сайте в одну кнопку можно оплатать товар или услугу. Ну и, безусловно, вся эта NFC-оплата — она не просто никуда не ушла, у нас объемы по «Мир Pay» за прошедший год увеличились в девять раз. Количество токенизированных карт составляет десятки миллионов.
Есть еще сервис «Самсунг пей». Есть технология, связанная с QR-кодами. Это и сервис «Системы быстрых платежей (СБП)». Там около 180 банков, которые поддерживают платежи по QR-кодам с телефона. Там же будет развиваться — это, наверное, технология номер один — платежи с помощью NFC. Это QR-код, применение которого, возможно, уже не только на Android, но и на всех операционных платформах, включая Apple, так же как и СБП. Это кард-QR, недавно опубликованный нами стандарт. Как раз 2023 год у нас уйдет на то, чтобы технологию можно было применять не только на телефоне , но чтобы ей могли воспользоваться еще и торгово-сервисные предприятия. Так что рынок не стоит на месте. И здесь много новых современных сервисов, которые действительно дают возможность, не покидая вашего любимого устройства, заниматься платежами, будь то в интернете или офлайн.
Татьяна Торкиани, Обозреватель:
—Какие еще технологии и продукты на базе платежной системы «Мир» вы сейчас развиваете?
Владимир Комлев, Генеральный директор АО «НСПК»:
— Мы занимаемся созданием очень большого количества новых платформенных сервисов, к которым можно подключаться. Это, безусловно, и платформа транспортного предпроцессинга, — она уже работает в 18 регионах страны, когда обычная карта — карта «Мир» — становится проездным документом. Причем не только для одноразовых поездок, но и полноценным проездным документом для более сложных тарифов, — в этом направлении мы движемся.
Это, конечно, платформа лояльности, которая уже очень востребована в платежной системе «Мир». На будущий год у нас произойдет объединение платформы лояльности не только для клиентов карт «Мир», но и для тех, кто пользуется «Системой быстрых платежей». Чтобы и у инновационных платежных систем была не только технологичность, цифровая сущность, удобство, но также были выгоды: кешбэки, розыгрыши, дисконты. Очень много разных механик мы планируем новых запускать во взаимодействии двух платежных систем, объединенных в этом смысле на одной платформе. Очень интересный и очень востребованный с нашей точки зрения сервис, который мы реализовали для банков, для их клиентов, — это доступ в залы повышенной комфортности в аэропортах. Кстати, не только в России, но и за рубежом. VIP-сервис для держателей карт «Мир суприм» — этот сервис называется «Мир пасс».
Мы также сделали для участников рынка – финансового и не только – открытый SDK (от англ. software development kit – комплект для разработки программного обеспечения. – РБК), с помощью которого они могут в упрощенном порядке и без лишних затрат разрабатывать собственные приложения и сервисы для оплаты товаров и услуг в периметре платежной системы «Мир».
Очень большое внимание мы, конечно, уделяем развитию нашего взаимодействия с государством.
Татьяна Торкиани, Обозреватель:
— Про это сотрудничество с государством можете подробнее рассказать?
Владимир Комлев, Генеральный директор АО «НСПК»:
— У нас сегодня есть несколько платформ и несколько программ такого взаимодействия. Например, платформа прямых выплат от государства со счетов Казначейства на карты «Мир» с указанием просто номера карты. Это сильно упрощает, с одной стороны, гражданину заполнение всех необходимых документов, с другой стороны, делает эти выплаты моментальными, подтвержденными, с проверкой данных, есть ли такой номер счета, можно ли туда перевести деньги, тот ли это гражданин, кому деньги предназначаются. Эта платформа обрабатывает очень большое количество транзакций безопасно, надежно, в онлайне. Там речь идет о совокупных выплатах, по-моему, уже около 600 млрд руб. за период использования платформы .
Вторая более современная, более технологичная платформа — это платформа электронных сертификатов. Платформа, позволяющая целевые адресные выплаты человеку в момент совершения целевого действия. Это значит, что идет контроль за целевым использованием средств.
Третье, наверное, что хочется отметить, — это карты жителя. Карта жителя — инструмент, который уже полноценно вошел в ежедневный режим использования уже в 28 регионах.
Татьяна Торкиани, Обозреватель:
—А что происходит с «Системой быстрых платежей»? Будут ли развиваться сервисы для банков и пользователей, и в каком направлении?
Владимир Комлев, Генеральный директор АО «НСПК»:
— Я могу сказать, что сервис быстрых платежей давно стал уже самым быстрорастущим. Наша задача, конечно, на ближайшие годы превратить этот сервис в основной, который будет занимать все большую долю на российском рынке в целом.
Мы видим необходимость в первую очередь построения полноценного клиентского опыта на телефоне, чтобы он был максимально простым. Этот сервис завоевал уже сердца россиян как сервис с2с-переводов, когда одному человеку нужно отправить деньги другому. Наверное, 2/3 или даже больше межбанковского рынка таких операций проходит через «Систему быстрых платежей». Сейчас стоит задача, чтобы сервис быстрых платежей вошел и в покупки. В обычные покупки в торгово-сервисных предприятиях. Здесь мы видим большой потенциал именно по созданию сценариев и технологий, которые обеспечат максимально быструю и легкую имплементацию. И в торгово-сервисных предприятиях, и в мобильном телефоне оплата в одно касание — то самое NFC, о котором вы говорили, это действительно уже такая привычка, без которого сложно. Но сценарии могут быть самыми разными, и может QR-код быть востребованным в одном месте, NFC — в другом, платежная ссылка в одно касание — в третьем. Подписки, когда вы просто привязываете свой счет для периодических списаний для оплаты на каких-то больших маркетплейсах — это четвертое. Так что есть много разных сценариев. Будем работать над тем, чтобы они внедрялись очень целевым, правильным образом там, где какой из сценариев лучше всего подходит.





