Видео

Выпуск за 10 февраля, 2022

Развитие платежной индустрии

Пандемия стала дополнительным драйвером изменений на рынке безналичных платежей. По оценкам Центробанка, на их долю в стране приходится 75% расчетов. А на мировой арене эксперты BCG поставили Россию на четвертое место в этом сегменте. В программе «Сфера интересов с Алиной Танатаровой» говорим о развитии платежной индустрии. В гостях программы — коммерческий директор Группы QIWI Александр Агаков и директор департамента клиентских продуктов «Visa Россия» Роман Горбенко.

Visa провела исследование того, как пандемия COVID-19 повлияла на поведение потребителей. Россияне привыкли к безналичным платежам и не планируют отказываться от онлайн-покупок. Вернуться к офлайн-шопингу хотят только 18% респондентов. Половина участников опроса стала чаще использовать бесконтактные карты, 42% — мобильные платежи. Также за год на 20% увеличилось число тех, кто переводит деньги с карты на карту.

Алина Танатарова:

— Компания EY назвала Россию лидером по проникновению финтехсервисов. Александр, как вы считаете, почему случился такой прогресс?

Александр Агаков, коммерческий директор Группы QIWI:

— Мы позже стартанули, но из-за того, что имели доступ ко всем технологическим чудесам мира, смогли очень быстро эти технологии донести до потребителя, и в этом смысле мы, так сказать, на передовом рубеже развития технологий.

Если говорить о сервисах, то основным драйвером, конечно, были технологии бесконтактных платежей, которые позволили людям через какой-то необычный опыт приобщиться к этим платежам, то есть они стали некой игрой, и это стимулировало развитие.

Роман Горбенко, директор департамента клиентских продуктов «Visa Россия»:

— Да, я согласен, на самом деле, стоит еще отметить вклад, который пандемия привнесла в платежную индустрию, он для нее стал отчасти положительным: мы видим опережающий рост электронной коммерции, и она, конечно, требует дополнительных финтехсервисов, которые используются потребителями в платежах в e-commerce и face-to-face.

Алина Танатарова:

— А какие решения востребованы конкретно у ваших клиентов?

Роман Горбенко, директор департамента клиентских продуктов «Visa Россия»:

— Они разные. Если касаться сегмента МСБ и самозанятых, я бы их подразделил на две группы.

Это бизнес-карты в целом, как диджитальные, так и физические. Они позволяют пользователям приобретать товары и услуги, когда это необходимо, причем делать это быстро и безопасно.

Мы видим рост популярности бизнес-карт, и они не только дебетовые, но и кредитные, а в случае кредитной карты это еще и дополнительное кредитное плечо, которое позволяет нивелировать кассовый разрыв или просто проинвестировать дополнительные деньги в текущий бизнес.

Второй большой блок — это платежи; обратная ситуация, когда компании являются продавцами и им нужны удобные средства для их клиентов, чтобы они платили за услуги, предоставляемые данной компанией.

Алина Танатарова:

— Александр, а вы что предоставляете?

Александр Агаков, коммерческий директор Группы QIWI:

— Первый блок — e-commerce, все, что связано с эквайрингом, когда люди платят картами на сайтах. Вторая часть — мы предоставляем большой блок для банков: поставка мерчантов для оплаты сервисов ДБО (дистанционное банковское обслуживание). Еще один блок — это работа с самозанятыми, начиная от регистрации и заканчивая взаиморасчетами с теми, кому они представляют услуги, помогаем выстраивать их взаимоотношения с налоговой службой.

Следующий блок — предоставление сервисов white label для тех, у кого нет лицензии, нет платежных технологий и они не умеют их быстро разрабатывать.

Еще блок — проектное финансирование для малых и средних бизнесов. Это факторинг, предоставление банковских гарантий для сделок, то есть такие сугубо банковские финсервисы, с одной стороны, но они переходят уже на уровень онлайна: когда человек, если ему нужны средства, может, не приходя в банковское отделение, получить такие серьезные услуги, как финансирование сейлеров или кредит под развитие бизнеса.

Алина Танатарова:

— Роман, вы работаете с малым и средним бизнесом, что сегодняшний день диктует им с точки зрения платежных решений?

Роман Горбенко, директор департамента клиентских продуктов «Visa Россия»:

— Это тренд, о котором мы говорили, — большая популярность e-com-операций, поэтому малый и средний бизнес и хотел бы, и должен быть представлен в e-com-среде, и для этого у него есть определенные инструменты, есть провайдеры и компании, которые помогают получить правильный платежный метод для клиентов. И конечно, вещи, связанные с помощью самозанятым в прохождении этапа получения статуса самозанятого, некий бизнес-консалтинг, цель которого — помочь сделать их бизнес более эффективным.

Алина Танатарова:

— Как изменились платежные потребности у субъектов малого и среднего предпринимательства за последние несколько лет и, самое интересное, как вы отреагировали на эти изменения?

Роман Горбенко, директор департамента клиентских продуктов «Visa Россия»:

— Visa была первой и единственной платежной системой, которая ввела специальную межбанковскую комиссию для малого и среднего бизнеса, и с помощью этой программы получать деньги за товары стало еще выгоднее.

Алина Танатарова:

— Александр, мы уже затронули тему самозанятых, их сегодня уже 4 млн в России. Как вы считаете, в каких сервисах они заинтересованы?

Александр Агаков, коммерческий директор Группы QIWI:

— Не все сервисы, которые есть на рынке, дошли до ниш самозанятых, потому что это очень большая сфера, это клининг и аутстаффинговые услуги, интернет-маркетологи. Однако при этом есть еще очень большие ниши, например: аутстаффинг для стройки, где много рабочих приезжают из-за границы, их очень важно охватить тоже. Потому что зачастую их статус для банков еще не совсем определен, им сложно предоставлять финансовые услуги, но мы стараемся это делать.

Вторая часть самозанятых — те, кто выходят в онлайн, у них зачастую бывает несколько историй: самозанятый стал предпринимателем, и здесь нужна быстрая интеграция без сильного погружения, ведь большая часть для новых предпринимателей занимается онлайн-услугами, когда платежные методы нужно без особого техобразования включать одним движением, для этого востребована поставка под ключ.

Очень важный момент — кредитование для онлайн-покупок, чтобы выплатить самозанятому какие-то деньги за услуги — тут тоже должен быть сервис.

Алина Танатарова:

— Как вы считаете, учитывая разнообразие профессий на рынке самозанятых, им нужен какой-то универсальный продукт или же специфические решения?

Роман Горбенко, директор департамента клиентских продуктов «Visa Россия»:

— Некая комбинация нужна, и стандартные платежные рельсы. В то же время в этот продукт нужно добавлять и специфичные сервисы, фичи такие, как уже упомянули, дальше можно погружаться в ниши, там тоже возникают специфические потребности.

Александр Агаков, коммерческий директор Группы QIWI:

— Могу добавить про таксистов: у них тоже есть потребность в этой части как у самозанятых, они часто работают с несколькими агрегаторами и им нужно видеть статистику, получать и управлять выплатами в свой адрес. По сути, сейчас работа финтеха — это создать максимальный сервис для монетизации или увеличения доходности этих услуг, если они работают с разными контрагентами, и здесь технологии уже не платежные, а аналитические, финтех превращается в помощника, который помогает людям экономить свое время.

Алина Танатарова:

— Роман, я знаю, что вы уже не первый год проводите конкурс по поддержке стартапов. Предлагали ли его участники интересные решения для этого сегмента?

Роман Горбенко, директор департамента клиентских продуктов «Visa Россия»:

— Да, конечно предлагали. Конкурс называется Visa Everywhere Initiative. Это глобальная инициатива, она проводится на многих рынках в России, и не только. Развитие и внедрение инноваций, поддержка финтехстартапов — это одна из основных целей конкурса. За все время его проведения было немало компаний, которые предлагали сервисы для самозанятых. Для малого и среднего бизнеса это и сервисы, связанные с выплатами самозанятым, и сервисы, связанные с дополнительной аналитикой, которая позволяет повысить эффективность бизнеса, это и сервисы программ лояльности. Та же задача по привлечению клиентов, удержанию и повышению лояльности стоит и перед самозанятыми.

Алина Танатарова:

— А если обратиться к зарубежным решениям для самозанятых — какие из них будут актуальны в России?

Роман Горбенко, директор департамента клиентских продуктов «Visa Россия»:

— На других рынках компании, работающие с самозанятыми, стараются внедрить в свои сервисы дополнительные услуги, которые поддержат самозанятых как с точки зрения получения статуса самозанятого, так и с точки зрения подготовки отчетности. Весь этот блок упаковывают в отдельный продукт и предоставляют самозанятому, причем есть очень интересные примеры, когда, например, реализуется чат-бот в популярных мессенджерах и самозанятый при помощи бота может получать ту или иную информацию в режиме онлайн. В России аналогичный тренд — выявляют потребности и стараются предложить кастомизированный продукт.

Алина Танатарова:

— Александр, сейчас растет спрос на работу с внештатными специалистами. Какие могут быть проблемы по сотрудничеству сторон и как вы помогаете их решать?

Александр Агаков, коммерческий директор Группы QIWI:

— Первое — это проверка статуса самозанятого; второе — получение чеков на закрытие продуктов, услуг; третье — выплаты, которые делаются от предприятия, и четвертое — это аналитика. По сути, мы создаем такой сервис, который в комплексе закрывает эти проблемы.

Другой момент, который пока востребован не всеми, но уже на стороне не самозанятых, а предприятий, — сколько им нужно платить и когда нужно платить. Это целый модуль, который можно встраивать и улучшать, особо это актуально для компаний, работающих в сфере строительства.

Алина Танатарова:

— Число безналичных операций с каждым годом все больше, с какими проблемами сталкивается бизнес при переходе на цифровые платежи?

Роман Горбенко, директор департамента клиентских продуктов «Visa Россия»:

— Наверное, на начальном этапе у малого и среднего бизнеса и самозанятых есть две опции. Опция номер один — пойти в полноценное представительство в онлайне, реализовать клиентский опыт, создать каталог, реализовать платежный метод. После этого нужно привлечь пользователей на этот сайт, а это не просто.

Опция номер два — сотрудничество с маркетплейсами, которое становится все более популярным.

Александр Агаков, коммерческий директор Группы QIWI:

— Я бы хотел добавить, что очень важен (если не идти через маркетплейс) выбор платежного решения: можно либо создать его, либо выбрать кого-то с красивой картинкой. Но во втором случае можно столкнуться с проблемами: как именно будет работать сервис, будет ли скорость достаточной — это очень важно для количества успешных транзакций. А для больших компаний вопрос выбора, как они будут работать со своим пользователем, критически важен: нужно становиться финансовым учреждением и поднимать полный цикл всех решений

Алина Танатарова:

— Давайте теперь поговорим о технологиях «для всех». За последние три года россияне стали в три раза чаще оплачивать покупки бесконтактным способом с помощью смартфонов и в два раза чаще — с помощью других «умных» устройств: смартчасов и браслетов. Какие еще платежные технологии получат развитие в ближайшем будущем?

Роман, директор департамента клиентских продуктов «Visa Россия»:

— Наверное, можно упомянуть биометрию, эта история пока не столь популярна в России, хотя опыт реализации пилотных проектов в РФ был. Пример: клиенту в face-to-face среде, в физическом магазине, даже не приходится доставать смартфон, чтобы расплатиться. Он подходит к кассе, где стоит специальное оборудование, оно считывает его данные, например, фото, и это оборудование распознает его и инициирует совершение операции.

Александр, коммерческий директор Группы QIWI:

— Да, за этим будущее. В ближайшее время будут сильно развиваться разные формы платежей, когда экосистемы будут выбрасывать платежные решения на платежные страницы, и люди, кликая на этот выбор, будут попадать в свои мобильные банки.

Вторая, очень важная, история — платежи в рассрочку. Наши коллеги из Visa активно используют ее: когда человек выбирает платить позже.

Алина Танатарова:

— В завершении интервью давайте дадим совет предпринимателям: что нужно уметь, что нужно знать им для того, чтобы адаптироваться к постпандемийному будущему в контексте платежей?

Роман Горбенко, директор департамента клиентских продуктов «Visa Россия»:

— Я уверен, что, когда пандемия закончится, мы получим интересную картину: значительная часть населения уже привыкнет к онлайн-платежам и это станет чем-то повседневным. Также повседневным или привычным станет не только онлайн-платеж как таковой, но и удобный бесшовный опыт для клиента. Крайне важно для компаний учитывать этот момент: не просто предоставлять возможность платить в e-com, а делать это максимально бесшовно.

Александр, коммерческий директор Группы QIWI:

— У меня очень простой совет предпринимателям, которые хотят что-то сделать со своим платежным опытом: вспомнить, где они получили удовольствие от платежей, что они сделали? Дотронулись пальцем, посмотрели глазом, тот опыт, который они получили, то удобство нужно просто реализовать у себя. Просто посмотреть, кто это и как сделал и повторить у себя.

Нужно чувствовать, как тебе самому хорошо и делать тоже самое для своих клиентов, и в этом смысле много решений, нужно просто слушать свое сердце.

Алина Танатарова:

— Будем надеяться, что предприниматели воспользуются вашими рекомендациями, спасибо большое за интервью!

Все выпуски программы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 апреля
EUR ЦБ: 100,28 (+0,34)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Курс доллара на 18 апреля
USD ЦБ: 94,32 (+0,25)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
В Испании выступавшая за сборную 17-летняя гимнастка умерла от менингита Спорт, 14:11
Bild узнала о вызове посла России в МИД Германии после ареста «шпионов» Политика, 14:10
В Канаде только через год раскрыли кражу 6,6 тыс. слитков золота Общество, 14:09
Почему гречку называют суперфудом: все преимущества продукта РБК и Мистраль, 14:04
Shkulev Media купил долю в онлайн-сервисе психологии Технологии и медиа, 14:04
«Желтый» уровень погодной опасности объявили в Москве из-за ветра Город, 14:02
Как детские травмы влияют на жизнь взрослого Pro, 13:59
Названы города России с самой дорогой и дешевой коммуналкой в 2024 году Недвижимость, 13:44
Посольство в Германии не получало информацию о задержании двоих россиян Политика, 13:41
Как оценить эффективность складской логистики — 6 показателей Pro, 13:39
Из Буркина-Фасо за подрывную деятельность выслали трех дипломатов Франции Политика, 13:35
Росздравнадзор проверит частного нейрохирурга после данных о пострадавших Общество, 13:33
Западный инвестор онлайн-казино на Украине пожаловался на вымогательство Бизнес, 13:33
МИД заявил об ожидании от Армении разъяснений по соглашениям с США и ЕС Политика, 13:26
Главная Передачи Подписаться Поделиться