Лента новостей
Проблемы с управлением, вооружением, разведкой 01:00, Политика Bloomberg сообщил о прогрессе в переговорах по нефтяной сделке ОПЕК+ 00:58, Экономика «Зенит» разгромно проиграл «Брюгге» и лишился шансов на плей-офф в ЛЕ 00:54, Спорт Меркель сообщила о планах продлить ограничения по COVID-19 до 10 января 00:51, Политика Как работают деньги: что предлагает финтех для управления капиталами 00:50, РБК и Refinitiv Ждет ли ЦСКА новый провал. Анонс тура Лиги Европы 00:30, Спорт В Москве приступили к ликвидации последствий пожара в коллекторе 00:06, Общество Казначейство вернуло банкам рекордные октябрьские госзаймы 00:00, Экономика Экономисты оценили потенциал восстановления реальных доходов россиян 00:00, Экономика Готовы ли вы к ипотеке. Тест 02 дек, 23:59, РБК и ВТБ Неизвестные въехали в мечеть во Франции и распылили огнетушитель 02 дек, 23:46, Общество В Москве за сутки умерли 73 заразившихся COVID-19 02 дек, 23:43, Общество Роскомнадзор назвал сервисы для предустановки на смартфоны и Smart TV 02 дек, 23:32, Технологии и медиа Российским легкоатлетам продлили запрет на выступление на соревнованиях 02 дек, 23:30, Спорт НАТО обвинило Россию в наращивании военной мощи в Черном море 02 дек, 23:10, Политика Какие конкурсы и олимпиады помогают школьникам поступить в престижный вуз 02 дек, 23:06, РБК и АНО «РСВ» Долин связал уход из «Урганта» с рецензией на фильм о декабристах 02 дек, 22:58, Общество Прервана 17-матчевая безвыигрышная серия российских клубов в еврокубках 02 дек, 22:49, Спорт «Краснодар» обыграл «Ренн» и вышел в плей-офф Лиги Европы 02 дек, 22:49, Спорт МГТУ имени Баумана оштрафовали на 500 тыс. руб. из-за мер по COVID-19 02 дек, 22:38, Общество Оппозиция Армении определилась с кандидатом на место Пашиняна 02 дек, 22:35, Политика Экоактивист vs экотеррорист: кто вы для планеты. Тест 02 дек, 22:26, РБК и ДПиООС Блогера Reeflay доставили в СК после смерти девушки в ходе стрима 02 дек, 22:14, Общество Миллер договорился с Кадыровым инвестировать ₽12 млрд в газификацию Чечни 02 дек, 22:02, Бизнес В Донбассе заявили о невыполнении Киевом решений парижского саммита 02 дек, 21:54, Политика Почему люди хотят получать услуги, не общаясь с другими людьми 02 дек, 21:49, РБК и Intel NUC Семья Мордашова предоставит немецкому концерну TUI до €130 млн помощи 02 дек, 21:43, Бизнес СМИ сообщили о пневмонии у чемпиона Европы по фигурному катанию Алиева 02 дек, 21:37, Спорт

РБК+ / Сфера интересов

Выпуск за 17 декабря 2019 6:38
Выпуск за 30 ноября 13:31
Повторить видео
10 секунд
Сфера интересов. Сергей Цикалюк о страховом рынке
Путь в небо — на земле
О проблемах производителей авиатренажеров в России
Ведущие Мария Зайцева, Игорь Щербаков

Рост страхового рынка в России практически остановился впервые за десять лет. В первом полугодии прирост составил всего 1% — это в 13 раз меньше, чем за тот же период 2018 года. Всему виной ослабление интереса к инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ). При этом такие сегменты, как добровольное медицинское страхование, напротив, растут. В эфире программа «Сфера интересов» с Марией Зайцевой. Сегодня поговорим о страховом рынке.

Согласно исследованиям Банка России, страховым компаниям в нашей стране доверяет 26% населения. Данные Всероссийского союза страховщиков чуть оптимистичнее — 35%. В качестве сравнения: к банковскому сектору в нашей стране, по данным ЦБ, испытывают доверие 88% жителей. Что поможет страховому рынку изменить общественное мнение и появления каких технологий стоит ожидать клиентам, обсудим с нашим гостем. Сегодня в программе «Сфера интересов» Сергей Цикалюк, председатель совета директоров ВСК.

— Очень интересная последняя статистика Центрального банка о том, что 88% населения России доверяют банковскому сектору, и только 26% — страховому рынку. Как вы думаете, почему такой разброс очень сильный и откуда взялось недоверие? Чего опасаются люди?

— За последние годы наш финансовый рынок в целом в России переживал достаточно серьезные потрясения, когда не только страховые компании, но и банки уходили с рынка. И, к сожалению, оставались люди, которые оказывались без страховой защиты, без вкладов в банках. Мы, например, тоже отмечаем: действительно, негатив идет иногда из-за одной компании, когда, скажем, ты являешься лидером на страховом рынке России, потом не выполняешь своих обязательств, уходишь с позором из страховой отрасли — это, конечно, отражается на всех.

Крупные выплаты происходят практически ежедневно и каждый день. Мы видим, когда выплаты идут по гидротехническим сооружениям, когда мы и наши коллеги страхуем совместно космические запуски, — выплаты от 3 млрд до 7,5 млрд руб. только за последние два года по одному событию. Мы видим: при строительстве ГРЭС, при эксплуатации происходят серьезные поломки, серьезные аварии, и тогда страховые компании приходят на помощь. К сожалению, у нас позитивная информация о том, что страховые компании реально выплачивают, реально выполняют <обязательства> и ставят перед собой целью сделать свой сервис таким образом, чтобы наш клиент, будь это физическое лицо или юрлицо, получил полный сервис, — здесь, наверное, есть определенная недостаточность <такой информации>. Рынок страхования в России состоялся, и в основном все его игроки думают только об одном: как оказать качественный сервис своим клиентам.

— Вступление в силу закона о страховании жилища от чрезвычайных ситуаций сможет каким-то образом изменить эту ситуацию с доверием? Как вы считаете, с каких регионов необходимо начинать эту работу?

— Данный закон достаточно долго будет входить в <стадию> практической реализации. Если посмотреть на опыт всех развитых стран, то <там такие меры> в той или иной форме имели обязательный характер. Сейчас же определяется каждым субъектом, как он будет определять в рамках общего федерального закона эту работу у себя в регионе. И мы видим, например, что на сегодняшний день в Красноярском крае, Хабаровском крае, Краснодарском крае уже созданы рабочие группы. Наш Всероссийский союз страховщиков вместе с рабочими группами на местах уже разрабатывает нормативную базу, которая должна будет помогать осуществлению данного договора в субъекте.

Есть пример московский: у нас застраховано более 200 тыс. квартир — это все в добровольном порядке. И, конечно, опыт Москвы очень важен. Почему? Потому что здесь нет никаких противоречий у населения. Была проведена и проводится достаточно большая информационная работа.

Очень важно и то, что никто не выходит перед телевидением, когда что-то происходит. Вот мы сейчас, как у нас было в этом году в Иркутской области, по 10 тыс. руб. раздают. Это говорит о чем: механизм не работает, механизм должен работать, и люди должны получать через страховое возмещение то, что они должны получать. И я думаю, что страховые компании для этого созрели, они могли бы эту работу проводить, и тогда, наверное, чиновникам не приходилось бы выполнять несвойственные им функции, не нервничать порой и не чувствовать себя виноватыми перед людьми, потому что те не были застрахованы.

— Страховой рынок находится под контролем Центробанка. Как бы вы могли оценить действия регулятора по очистке рынка от недобросовестных игроков и почему не получилось предотвратить достаточно высокое количество недобросовестных продаж инвестиционного страхования жизни (ИСЖ)? Таких случаев было довольно много.

— Те требования, которые сегодня предъявляются Центральным банком, абсолютно справедливы, потому что исходят в первую очередь из интересов тех граждан, которых мы обслуживаем. Особых претензий к нашей компании, в первую очередь в вопросах выплат, нет. Потому что вся работа как нашего центрального офиса, так и многочисленных филиалов и отделений, которые работают по всей Российской Федерации, направлена только на то, чтобы удовлетворить потребность нашего потребителя по инвестиционному страхованию жизни. У страховых компаний, к сожалению, не так развиты каналы продаж, как у банков, <у которых высокая> доступность клиентов. И многие банки по такому пути пошли: здесь и сейчас заработать, получить от страховой компании комиссию, от 10 до 12% получать сразу от продажи данного продукта. Конечно, очень тяжело страховой компании, во-первых, заработать <чтобы компенсировать> свои издержки, ну и заработать серьезный инвестиционный доход для того гражданина, кто в это поверил. И только это повлияло на то, что ИСЖ в 2019 году значительно стагнировало в сборах премий.

— Внедрение стандарта ИСЖ как-то может спасти ситуацию?

— Я думаю, что уже поздно. Достаточно серьезная звучала критика не только от населения, не только от потребителей, но и от Центрального банка. И, конечно, на сегодняшний день многие коммерческие банки отказываются от продажи таких продуктов, им не нужна такая комиссия. Главное — получить лояльность клиента и никоим образом не обмануть его ожиданий. Поэтому, на мой взгляд, эта история завершилась. Есть желание и попытка заменить ИСЖ накопительным видом страхования. Выстрелит ли это? У меня уверенности нет, что такая замена может произойти.

— Если вернуться к вопросу доверия, в каких сегментах страхового рынка доверие населения можно оценить как высокое?

— Страховым компаниям на сегодняшний день доверяют миллионы граждан. Если посмотреть нашу историю, то по нашей базе данных прошло более 36 млн физических лиц. Около 6 млн активных клиентов, кто с нами работает. И мы тоже смотрим по итогам девяти месяцев, какие результаты показывает рынок и наша компания и где доверие отмечается. Это в первую очередь в добровольном медицинском страховании. Страховые компании вместе с медицинскими учреждениями организуют новые сервисы, которых не было ранее. И здесь опять же нет никакого указания сверху, здесь просто потребность как юридических лиц, кто с нами заключает договоры, и физлиц, которые покупают эти продукты. Первое — это справедливая цена, а второе — те сервисы, которые мы предоставляем. Это личные кабинеты для HR-работников, это личные кабинеты для потребителей. Конечно, это движение вперед, и меня это не может не радовать, потому что это добровольное медицинское страхование — когда предприятия, когда граждане голосуют своим рублем, и это очень здорово.

Также не могу не сказать: несмотря на то, что продажи новых автомобилей падают, тем не менее по итогам девяти месяцев у нас вырос портфель по каско на 7%. Все равно потребитель страхует <автомобили>, страхование ушло и в трейд-ин, и страхование автомобилей не новых продолжается — значит, люди верят в страхование, они страховым компаниям доверяют. По крайней мере — это данные Центрального банка — у нас за девять месяцев рост на 7%.

— А с ОСАГО что происходит? Как реформы в этом сегменте повлияли на отношения с клиентами?

— В 76 регионах снизилась цена на ОСАГО — это очень важно. При этом показатели, мы видим, выросли по урегулированию убытков, убыточность выросла. Это опять же серьезные <вызовы для> страхового сообщества. Если мы видим, что наш клиент несколько лет машину водит безаварийно, у него нет никаких проблем с ГИБДД, нет никаких штрафов, то, понятно, что мы для него сделаем такой тариф, который для него будет просто приятен. Ну а, понятно, если нам будет попадаться клиент, который рисково водит машину, у кого есть претензии от ГИБДД, у кого есть штрафы, — вот здесь, конечно, мы будем вынуждены несколько повышать тариф.

— В 2021 году в рамках договоренности по ВТО на российском страховом рынке появятся филиалы иностранных компаний. Насколько готовы наши игроки к этой конкуренции и за счет чего будут выигрывать?

— В России и были, и сейчас представлены все крупные западные страховые компании. Это и Generali, и AXA, и Allianz, и Zurich — они есть, они работают. Кто может прийти, в первую очередь в страхование жизни? Это, возможно, наши китайские коллеги. Они на сегодняшний день так не представлены, как наши европейские коллеги, возможно, в этом плане выходить будут. Но страховые компании тоже не стоят на месте, мы занимаемся развитием наших страховых технологий, сервисных технологий. Я думаю, что мы сегодня со всеми западными страховыми компаниями конкурируем, и конкурируем достаточно успешно.

— Давайте о технологиях подробнее. Сейчас миром правит цифровизация, она проявляется практически во всех отраслях. А как на страховом рынке, какие цифровые технологии здесь уже доступны, появления каких можно ожидать и как они меняют весь рынок?

— Конечно, на сегодняшний день цифровые технологии уже достаточно серьезно пришли в нашу сферу, в наши сервисы. Здесь, несомненно, лидерами являются банки. Наверное, страховым компаниям многое предстоит сделать — и сегодня, и, наверное, в будущем. Страховые компании, в том числе наша, сталкиваются с тем, что та клиентская база, которая у нас имеется, должна быть более актуальной. Те базы, которые имеются, скажем, в банках и как они используются, — это, конечно, для нас пока еще мечта, мы к этому приближаемся. С другой стороны, мы четко понимаем: те ИТ-платформы, которые могут себе позволить сделать наши гиганты, как, скажем, Сбербанк, «Яндекс», по финансовым возможностям ни одна страховая компания позволить себе не может. Тем не менее мы думаем, в чем мы на сегодняшний день можем быть успешны. Первое — в тех сервисах, которые мы делаем при продажах. Продажи — это интернет-магазин, это мобильное приложение и, конечно, сервисы при урегулировании. Мы уже готовы с первого квартала следующего года выплаты при оформлении документов осуществлять через одну минуту. Это опять же сервис, это опять наше преимущество. И, конечно, для нас важны и продажи, и те скоринги, которые мы будем внедрять и уже внедряем при страховании опять же каско, при страховании ОСАГО, массовых видов. Это уже есть и будет очень активно развиваться.

— Завершается 2019 год. С какими показателями ВСК его заканчивает? И что послужило основой этих цифр — какие-то внутренние изменения в компании, может быть, конъюнктура, изменения в регулировании?

— На рынке происходит перераспределение портфелей между страховыми компаниями. Если посмотреть по итогам девяти месяцев, то нам удалось обеспечить возврат на капитал около 30% — это для нас самый важный показатель. Мы остаемся прибыльной компанией, и это для нас самый важный критерий. Иногда спрашивают: «Какова ваша стратегия, чего вы хотите — вы как акционер и ваша команда?» Мы хотим динамичного развития, но не ради сбора просто премий, а ради того, чтобы компания могла без вовлечения капитала акционеров капитализироваться, могла развиваться, строить все те сервисы, которые мы называем дистанционными, привлекать клиентов за счет новых продуктов — тех, которые на сегодняшний день рынок не предлагал. Конечно, сегодня задача, я думаю, всех страховых компаний, всего страхового сообщества, как и нашей, — разработка новых продуктов, новых сервисов и их вывод на рынок. Потому что те, кто будет здесь первым, кто будет не только всегда идти в ногу с рынком, но и опережать его, будут реальными лидерами. И мы именно над этим работаем, потому что другой возможности у нас сегодня нет — в связи с тем, что, как вы уже сами отвечали, рынок, к сожалению, не растет теми темпами, о которых мы мечтаем.

— Какие прогнозы вы могли бы дать о развитии рынка на следующий год? Какие тренды появятся и с какими вызовами придется столкнуться?

— Я думаю, что будет продолжаться очень жесткая конкуренция. Самое важное — чтобы эта жесткая конкуренция не подвела ни нас, ни наших коллег. Сегодня мы видим: на рынке страховых услуг ну просто сумасшедшие комиссии платят каналам продаж страховые компании. И, самое важное, не все четко рассчитывают, управляя теми аппетитом и риском, которыми должна управлять каждая компания. На мой взгляд, здесь и позиция акционеров компании, и позиция Центрального банка должна быть достаточно более жесткой, чем есть на сегодняшний день. Не за горами 2021 год, будут изменены подходы Центрального банка. Это новые требования к активам, это новые требования к учету дебиторской задолженности. И здесь, конечно, будет очень важной для страховых компаний их капитализация, то, как они на сегодняшний день выполняют бизнес-планы. Важно, наверное, еще обратить внимание на то, чтобы и Центральный банк смотрел: те компании, которые он санирует, куда идут огромные деньги на поддержку, — наверное, в первую очередь эти компании должны пример показывать и по возврату на капитал, и в прибыльности, и ни в коем случае не допускать тех решений, которые уже один раз привели к банкротству компании. Это, конечно, тоже обсуждаемая тема среди профессиональных страховщиков. Мы об этом говорим, мы это видим, и я думаю, что регулятор второй раз этого не допустит.

— На этой замечательной ноте я благодарю вас за интересную беседу. Желаю вам и в этом, и в новом году успехов и процветания.

— Мария, спасибо вам.

— Это была программа «Сфера интересов», я Мария Зайцева, до встречи.

Все выпуски программы
Все гости
Все гости
Александр Астахов, директор по стратегии Leo Burnett Moscow
Александр Баранов, глава отдела риск-менеджмента «ЕФГ Управление Активами»
Александр Батушанский, совладелец ресторана "Северянин"
Александр Борисов, председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, генеральный директор ММБА
Александр Бортенёв, директор компании «Медбокс»
Александр Бурков, эксперт Института управления закупками им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ
Александр Гусев, президент Международного союза экспертов
Александр Кан, обозреватель русской службы BBC
Александр Самулкин
Александра Суслина, руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы
Алексей Бачеров, управляющий партнёр инвестиционного партнерства ABTRUST
Алексей Ефимов, член совета директоров и региональный директор JLL
Алексей Казаков
Алексей Петропольский, генеральный директор юридической компании URVISTA
Алексей Раевский, генеральный директор Zecurion
Алексей Раевский, генеральный директор компании Zecurion
Алексей Селиваненко, директор турнира ВТБ-Кубок Кремля
Алекскей Ткачук, главный редактор сайта «Рейтинг букмекеров»
Андрей Захаров, журналист «Фонтанка.ру»
Андрей Ковш, доцент факультета международных отношений СПбГУ
Яндекс. Директ