Выпуск за 24 ноября, 2022
Рынок труда в Москве
Москва — это самый населенный город России и один из крупнейших рынков труда в мире. По данным столичного аналитического центра, здесь «трудятся» более 7 млн человек, при этом уровень зарегистрированной безработицы — ниже 0,5%. Это программа «Вектор развития», и сегодня мы расскажем о столичном рынке труда.
По данным департамента труда и социальной защиты Москвы, сегодня в базе данных Центра занятости населения более 400 тыс. вакансий. Чаще всего москвичи устраиваются в сферу услуг, торговлю и транспортно-логистическую отрасль. Большим спросом у работодателей пользуются синие воротнички — за представителями рабочих профессий «охотятся» промышленные предприятия, также в топе ИT-специалисты. В этом году персонал из ушедших иностранных компаний вернулся к российским работодателям. Для того чтобы найти вакансию, зачастую нужен посредник.
В 2019 году правительство Москвы запустило трансформацию службы занятости. Главный акцент был сделан в пользу индивидуальной помощи соискателям. Так появились несколько флагманских центров занятости «Моя работа», где представлен полный цикл сервисов для трудоустройства. Сегодня здесь объединили заинтересованных в профессиональном развитии горожан, социально ответственный бизнес и ведущих отраслевых экспертов. Предлагаю заглянуть внутрь и узнать, как работает этот проект.
Экскурсию по флагманскому центру нам проведет Александра Александрова, первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты Москвы. Она курирует блок труда и занятости города.
Игорь Щербаков, обозреватель
— Александра Борисовна, добрый день!
Александра Александрова, первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
— Добрый день, Игорь!
— Что сегодня представляет из себя центр «Моя работа»?
— «Моя работа» сегодня — это один из крупнейших государственных операторов по поиску работы. Мы большая огромная сеть для всего города, и наша задача — помочь найти работу всем людям, которые живут и приехали в город Москву.
Три года назад мы провели огромный проект по трансформации службы занятости. И сегодня у нас 57 офисов, которые расположены в каждом районе города Москвы, и три больших флагманских центра, вот, например, в таком, как мы находимся сегодня. И в этом году, несмотря на санкции, несмотря на изменения и очень большую динамику рынка, более 80 тыс. людей уже нашли работу.
— Какие отрасли вы заполняете больше всего?
— Прежде всего Москва — это сервисный город. Очень много людей, приходя сюда, хотят устраиваться в сервисную индустрию. Очень большой сектор логистики, очень большое количество поиска ИТ-специалистов. Очень важно, что вот эта трансформация, которой мы целенаправленно занимаемся три года, привела к тому, что людям стало проще искать работу. И фактически срок поиска работы сократился. В среднем люди находят работу в Москве за два месяца.
— Какие сервисы существуют на базе центра и в чем их особенности?
— В центре «Моя работа» много сервисов, и я приглашаю вас лично познакомиться.
— С удовольствием.
— Здесь у нас работают карьерные консультанты. Это главные люди нашей компании. К нам приходят люди с разными потребностями. И задача карьерного консультанта — понять, какой запрос человека, чтобы подобрать ему лучшую вакансию. Они составляют резюме, они по разным базам данных смотрят, какие вакансии.
Очень важно для людей составить такой карьерный сценарий. Есть просто резюме, где человек перечисляет свой опыт. А есть разные варианты карьеры. Например, если у человека большой перерыв в работе, как нужно быстро выйти на рынок труда? Может быть, нужно пройти обучение? То есть это разные стратегии, которые человек должен понять с помощью консультанта и принять для себя правильное решение.
Пройти обучение или тренинг по одной из 20 программ также можно в центре.
Александра Александрова, первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
— Здесь сейчас идет тренинг «Как искать работу», на этом тренинге они ищут свой способ искать работу. У нас уже есть даже позитивная статистика: прохождение таких тренингов на 20% увеличивает вероятность и скорость трудоустройства. И у нас даже есть такое понятие — «корпоративный университет навыков современного человека». Мы заметили, что при прочих равных условиях, например одинаковая квалификация у человека, работодатель всегда будет отдавать предпочтение людям, у которых более сильные навыки универсальные. Навыки универсальной коммуникации, умение работать в команде, умение быстро осваивать информацию — и вот эта целая совокупность тренингов, она оказывается здесь на площадке в «Моей работе».
Помимо тренингов для соискателей работодатели могут в центре познакомиться с будущими сотрудниками.
Александра Александрова, первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
— Открытый отбор — это технология поиска массовых кандидатов, когда у компании нашего партнера есть задача нанять быстро и много кандидатов. Это очень сильно экономит время компании, и фактически первое интервью происходит прямо здесь. Компаниям не нужно тратить свое время на такой сложный логистический процесс.
— Сколько компаний, с которыми вы работаете?
— Вообще у нас огромное количество вакансий и компаний. У нас 3 тыс. работодателей, с которыми мы каждый год взаимодействуем. Наша задача — провести так называемый преселекшен. То есть мы отбираем предварительно соискателей, мы с ними разговариваем, мы представляем вакансию, и здесь уже на площадке они встречаются с работодателем.
Елена Паськова, менеджер по работе с ключевыми клиентами малого бизнеса
— Меня зовут Елена. По образованию я экономист, но последнее достаточно долгое время я работала менеджером по привлечению клиентов в различных финансовых компаниях. К сожалению, компания, в которой я проработала более трех лет, прекратила свое существование. Моя коллега с предыдущего места работы рассказала мне о том, что она уже нашла работу и помогли ей в этом специалисты центра занятости города Москвы. И я сразу решила обратиться к специалистам. Меня сразу провели к карьерному специалисту. Он выслушал мой опыт, выслушал мои пожелания к будущему работодателю. И мы начали подбирать вакансии, которые сейчас есть свободные. Мне понравилась вакансия в одном из ведущих банков России. В этот же день меня отправили на первичную консультацию с работодателем. Второй этап собеседования прошел успешно, и уже через неделю я приступила к своим обязанностям менеджера по работе с ключевыми клиентами малого бизнеса.
Возвращаемся на экскурсию
Игорь Щербаков, обозреватель
— Вижу, у нас на пути следующий зал.
Александра Александрова, первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
— Да, одна из услуг нашего центра — это обучение. Но мы заметили, что не всегда обучение прямым образом приводит к трудоустройству. И для того, чтобы была прямая связь прохождения обучения и трудоустройства, мы сделали сервис консультирования по выбору обучения. И это дало большой результат. То есть такой своеобразный скрининг обучения. Мы понимаем, какие компетенции у человека, и что востребовано, и какую программу по обучению ему лучше подобрать. Ну вот для того, чтобы понять, какие таланты у того или иного человека, надо пройти тестирование.
Его проходят здесь же, буквально в соседней комнате.
Александра Александрова, первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
— Это зона тестирования, где каждый человек может понять, в чем он талантлив, пройти тот или иной тест — как по своим личностным компетенциям, так и профессиональным качествам. Например, человек может понять, какими компетенциями и какими знаниями он владеет, чтобы быть бухгалтером, или что ему не хватает, чтобы дорастить эти качества. Всего у нас в библиотеке больше 200 тестов. Часть тестов нам дают работодатели. И можно пройти эти тесты прямо здесь, для того чтобы не испытывать стресс, проходя эти тесты у работодателя, и уже подготовиться к следующему этапу — интервью.
— А что происходит, когда человек получает результаты теста?
— Получив результаты теста, он возвращается к своему карьерному консультанту. Потому что мало пройти тест, надо получить консультацию, что же это все означает и какие дальнейшие действия должен предпринять человек.
— Пойдемте посмотрим, как это работает.
— Пойдемте.
Впереди зона карьерных экспертов
Александра Александрова, первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
— Это самые продвинутые рекрутеры. Их особенность в том, что они могут не просто подобрать работу, а умеют работать со сложной жизненной ситуацией. Например, у человека был большой перерыв в работе, он вообще растерян, он не понимает, что происходит на рынке. Иногда они рассказывают о своих бывших квалификациях или о тех или иных программах, которыми они владеют, мы говорим: «Таких программ больше на рынке нет. Нужно срочно выучивать новую программу».
А вот если это накладывается на сложную жизненную ситуацию, на какое-то нересурсное эмоциональное состояние, то таким людям нужно помочь. Или это вообще категория людей, которым сложно искать работу, скажем, сложнее, чем другим. Это могут быть люди с инвалидностью, это может быть молодежь, у которой нет вообще никакого опыта, и они находятся в стрессе от того, что «меня никто не берет, потому что у меня нет никакого опыта».
В центре есть специальные программы. Например, молодежи без опыта предлагают принять участие в проекте «Первая работа», мамам и людям старшего возраста — бесплатные курсы профессионального образования, для людей с инвалидностью — «Топ-500 резюме».
Александра Александрова, первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
— Сейчас мы находимся на уникальной площадке. Это наши мини-карьерные центры. Наши сотрудники, рекрутеры служб занятости, проходят мини-стажировку в самих компаниях. Для того чтобы пропитаться корпоративной культурой, для того чтобы понять все тонкости подбора, овладеть методиками подбора, тестовыми технологиями интервью. И уже подбирать сотрудников напрямую для интересов компании.
Вообще эту методику мы открыли и стали активно использовать именно в этом году, когда появилась такая потребность при переходе из иностранных компаний. Там были очень технологичные инженеры с очень узкими навыками или со знаниями специальных программ. И вот нам нужно было понять, а куда их трудоустраивать. Для того чтобы правильно понять, а какой инженер нужен или какой очень крутой ИТ-специалист нужен, нужно точно понимать, а как проинтервьюировать ИТ-специалиста. Это же не просто владение программами. И вот когда наши рекрутеры проходят такую стажировку в компании, они уже хорошо понимают, какие программы, что значит владение такой или иной программой, а может одна программа заменить другую или нет. Эта технология, мне кажется, будет развиваться. Это тот тренд, который мы хотим пронести в следующий год.
Вот здесь встречаются соискатели и наши рекрутеры и обсуждают конкретные по профессиям, но мы можем сейчас пройти в зал, где уже встречаемся с компаниями, чтобы понять, какие новые вакансии есть на подбор.
— Как работает система со стороны партнеров центра, которые выступают в роли работодателей, узнаем у директора центра привлечения персонала МГТС Анастасии Костиковой. Анастасия, здравствуйте! Почему решили сотрудничать с центром «Моя работа» и как взаимодействуете с ним?
Анастасия Костикова, директор центра привлечения персонала и развития бренда работодателя ПАО «МГТС»
— Мы понимаем, что коллеги на данном этапе своего развития сейчас отвечают нашим стратегическим целям. За счет того объема программ, которые имеются: тестирование, открытый отбор — они могут помочь нам качественнее и быстрее закрыть потребность в вакансиях.
— А каких специалистов вы ищете и кто приходит через центр?
— Игорь, сейчас у нас определенный кадровый голод по инженерно-техническим специальностям. Мы понимаем, что молодежь не готова работать руками, как бы это странно ни звучало, и бегать, реально выполняя физический труд, поэтому все хотят быть айтишниками, а наша боль и зона роста как раз инженеры, которые готовы.
— А как вы оцениваете объем подготовки специалистов, которых готовит для вас центр «Моя работа»?
— Я оцениваю достаточно высоко. Коллеги помогают кандидатам, приходящим в центр «Моя работа», прокачивать [навыки] — в нашем случае это больше соцскиллы, нежели чем харды. Но при этом ребята уже приходят подготовленные — мы меньше времени тратим и получаем более качественных кандидатов. Если брать итоги уходящего года, объем не сказать, чтобы был колоссальный, вакансий, которые мы выкладывали, но при этом скорость и качество закрытия было достаточно весомым и помощь и поддержка от центра была ощутимой.
Игорь Щербаков, обозреватель
— Как центр взаимодействует с компаниями-партнерами?
Александра Александрова, первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
— Вот здесь наши рекрутеры встречаются с работодателями.
Чем больше у нас таких встреч, тем больше у нас вакансий. А работодатели сюда приходят для того, чтобы обозначить свою потребность, рассказать, кого они ищут, с какими качествами они ищут и сколько они ищут людей. Также они здесь проговаривают, а как мы будем искать таких людей, как будет построен сам процесс отбора. Если это массовый отбор, то это технология открытых отборов. Если это точечные специалисты, то это другая воронка подбора.
— Как планируете развивать центр в ближайшем будущем?
— Мы все время думаем о том, что еще мы можем предложить рынку труда, каким вызовам мы можем отвечать на рынке труда. Ну правда, мы живем в Москве, это самый лучший рынок труда. Но есть люди, которым тяжелее других искать работу. И у них есть особые потребности. И в этом году мы сделали, начали большую программу обучения для людей с особенностями здоровья, людей с инвалидностью. Потому что очень важно дать им новую профессию. И еще мы заметили один очень важный тренд — это самозанятость. Сейчас уже более миллиона людей в Москве выбрали для себя вот такую траекторию самозанятости. Так вот, мы очень хотим, чтобы люди с инвалидностью сейчас больше влились в этот тренд. Потому что, как правило, эти люди умеют делать уникальные продукты своими руками. А самозанятость, большое количество площадок, маркетплейсов позволяют представлять эти продукты. И у нас в Москве есть даже специальный такой же флагманский центр на Шаболовке, который технологично работает с людьми, выбирающими стратегию самозанятости. Мы учим, что такое самозанятость, как правильно платить налоги, как зарегистрировать самозанятость, какие маркетплейс-площадки подходят, хотите ли вы развивать собственный бизнес или вам стоит оказаться самозанятым в крупной компании.
— Александра Борисовна, большое спасибо за интересную экскурсию, интервью — и желаю вам удачи в вашем деле.
— Приходите.
— Спасибо.
— Спасибо.
С момента обновления службы занятости в 2019 году благодаря центру «Моя работа» трудоустроились более 440 тыс. человек.