Выпуск за 22 июня

«Мы стараемся привлечь как можно больше людей в спорт»
Алина Танатарова, обозреватель:
— Валентин Голованов, управляющий партнер «Фонбет», в интервью РБК на полях ПМЭФ рассказал, как развивается букмекерский рынок, о поддержке спорта, а также о новых трендах.
Алина Танатарова, обозреватель:
— В этом году в программе ПМЭФ очень много спортивных мероприятий, дискуссий. Чем продиктован такой интерес к этой теме?
Валентин Голованов, управляющий партнер «Фонбет»:
— Мне кажется, наша совместная работа с Министерством спорта, со спортивными федерациями. Стараемся привлечь как можно больше интерес, чтобы люди вовлекались в спорт, занимались спортом, интересовались спортом. Для нас это связано с бизнесом, прямые задачи, они совпадают с задачами Минспорта и федераций.
— Насколько в современных политических условиях спорт может быть таким инструментом для дипломатии? Может ли вообще спорт быть вне политики?
— Политика — наше больное место для спорта. В мае этого года мы проводили совместно с нашими партнерами из футбольного клуба ЦСКА гала-матч 20 лет спустя завоевания Кубка УЕФА ЦСКА. И на этом гала-матче мы собрали команду лиссабонского Спортинга, которая 20 лет назад проиграла ЦСКА в финале Кубка УЕФА. Причем собрали ее не только из игроков лиссабонского Спортинга, но и из известных игроков тех лет. В том числе был капитаном Дидье Дрогба, который является амбассадором ФИФА. И он получил разрешение на такой матч. Это первый такой международный матч в российском клубном футболе. И мы считаем, что нам совместно с нашими партнерами удается пробивать этот занавес, который образовался, и использовать спорт как элемент политического взаимодействия между странами.
— Давайте теперь подробнее поговорим про букмекерский бизнес, которым вы занимаетесь. Насколько эффективно сегодня сотрудничество со спортивными федерациями?
— Зависит от федерации. Мы ориентируемся на те федерации, которые в партнерстве с нами ориентированы на развитие, на изобретение чего-то нового, интересного для зрителей, неформальное. Мы очень довольны взаимодействием с Российским футбольным союзом. У нас есть отличный проект Фонбет Кубок России, у которого пару недель назад был финал в Лужниках. Мы собрали 57 тыс. зрителей. Это рекорд для финала Кубка России. Причем там нужен Fan ID, но, несмотря на это, собрали прекрасную аудиторию, было отличное шоу.
Также мы взаимодействуем с Континентальной хоккейной лигой, на стенде которой мы находимся, в которой тоже в этом году были рекорды по посещаемости, по медиаохватам. И по качеству самого хоккея.
Мы ориентируемся также на не такие популярные виды спорта, которые только набирают обороты. Например, Федерация падела России, с которой мы также подписали соглашение на форуме.
— Новое модное направление.
— Модное направление. Наверное, самый быстро растущий спорт за последние 20 лет. Есть определенные вопросы, нужно что-то додумывать, как его развивать. Но в целом видим большой потенциал. Также взаимодействуем с множеством федераций, в том числе с Федерацией баскетбола России, с Федерацией легкой атлетики. И могу долго перечислять, чтобы никого не обидеть, давайте на этом остановимся.
— А как в целом рынок развивается букмекерский? На подъеме он находится сейчас?
— По ощущениям в этом году будет рост. Может быть, не такой, как в прошлые годы, но с точки зрения нашей работы, с точки зрения событий, которые я уже упоминал, Континентальная хоккейная лига, финал Кубка России, гала-матч 20 лет завоевания Кубка УЕФА, мы оцениваем свою работу высоко.
— Вы сказали, что в прошлом году был рост. Чем он был обусловлен, как вам кажется?
— Я думаю, что как раз совместная работа, привлечение внимания к спорту, медиаработа, телевидение, социальные сети, работы федераций — все это вместе приводит к результату.
— Давайте теперь подробнее поговорим про инвестиции. Я знаю, что с каждым годом их объем растет, букмекеры активно вкладываются в спорт, в том числе обязательные отчисления. Как это в целом вообще влияет на бизнес?
— Обязательные отчисления, можно назвать, что это инвестиции, но это отчисления в силу закона. Естественно, это положительно влияет на развитие спорта, и все, что хорошо для спорта, хорошо для нас. Также у нас огромные медиа бюджета. И как раз наша задача — заполнить трибуны. То есть мы не можем, как Министерство спорта или правительство, строить инфраструктуру, но мы можем ее наполнять, привлекать внимание и вызывать интерес, что самое главное, к спорту.
— Какие соглашения вы планируете подписать или, может быть, уже подписали?
— Подписали соглашение с Федерацией падела. Подписали соглашение о продолжении сотрудничества с Континентальной хоккейной лигой. Подписали соглашение с РФС о продлении Фонбет Кубка России по футболу еще на четыре года. Подписали соглашение с Федерацией легкой атлетики. С Российской федерацией баскетбола.
— Достаточно большое количество партнеров. А вот как вы выбираете себе партнеров, по какому принципу?
— В первую очередь выбираем уже известные виды спорта и те федерации, которые настроены на развитие, которые настроены на эффективное взаимодействие, на изменение в духе времени, на молодежную аудиторию и так далее.
— Вы сказали, что вы подписали соглашение с Федерацией легкой атлетики, правильно я понимаю?
— Да.
— А что подразумевает это соглашение? Какие совместные активности, проекты вы будете реализовывать?
— Совместно будем проводить чемпионат России по легкой атлетике, Кубок России по легкой атлетике, несколько массовых мероприятий по легкой атлетике в разных регионах.
— А ваше сотрудничество оно как-то ограничено временными рамками?
— Да, мы всегда подписываемся на какой-то период и по результатам деятельности либо продляем, либо что-то корректируем.
— Мы находимся с вами на стенде Континентальной хоккейной лиги. Я знаю, что это, наверное, самое длинное сотрудничество, с 2017 года, насколько я помню.
— Все верно.
— Что удалось реализовать за это время? Какие результаты вы можете на сегодняшний день отметить?
— Мы очень довольны сотрудничеством с КХЛ. С точки зрения спортивного продукта я думаю, что это лучшее, что есть в России, с точки зрения спорта и его зрелищности. И высоко оцениваем работу самой лиги. Они в этом году поставили рекорд по посещаемости, по медиаохватам. В прошлом году также был рекорд. И они реализуют все, что в мире в хоккее в медиа существует. Это на самом деле семейный сейчас отдых, когда люди приходят с детьми, когда существуют в новых дворцах парковки, фуд-корты, детские комнаты, съемки, танцы — все что угодно. Огромное внимание статистике, огромное внимание трансляциям. То есть мы можем каждый матч КХЛ видеть, пересматривать на различных платформах. Собственный телеканал. Все, что можно и нельзя придумать, они реализуют. Мы очень довольны и очень высоко оцениваем.
— А какие-то новые проекты вы планируете?
— Вместе с КХЛ мы реализуем сейчас хоккей 3х3. В прошлом году он начался и развивается.
— 3х3 — это?..
— Когда на маленькой площадке три хоккеиста играют против трех хоккеистов. Похоже на то, что сейчас в КХЛ в овертайме происходит. Но это происходит как раз в летний период, когда нет хоккея, между матчами, когда перерывы дают возможность игровую практику дать хоккеистам, принять ставки на события и самой лиге что-то транслировать, когда нет официального большого хоккея.
— Как посетители Питерского форума относятся к вашему стенду? Пользуется популярностью?
— Мне кажется, что это один из самых популярных стендов. Все приходят побросать шайбу, и в первый день приходили, во второй. Как всегда, хоккей в России привлекает внимание.
— Много иностранных гостей?
— По ощущениям они есть, мне так сложно оценить. Я видел стенды иностранных государств, в том числе Бахрейна. Есть, да.
— Ваши ожидания, каким будет этот год? Как в дальнейшем будет развиваться букмекерский рынок?
— Мы надеемся на рост, работаем в этом направлении. Я думаю, что рост будет до 10%, не больше. Но надеемся на положительную динамику. В этом аспекте очень важна работа ЦУПИС по нелегальному сектору, по его ограничениям. Мы надеемся, что это удастся финально перебороть. Борьба с дропами, борьба с нелегальным сектором — драйверы для того, чтобы мы могли принимать легально ставки и развивать спорт вместе.
— Я знаю, что ваша компания, помимо поддержки спорта, также реализует очень много социальных программ. Насколько важно бизнесу сегодня двигаться в этом направлении и заниматься благотворительностью?
— Мы одни из первых из букмекеров начали широкую благотворительную программу. В прошлом году она достигла 1,5 млрд руб. Благотворительное направление фонд «ДоброFON», в рамках него мы реализуем очень много инициатив по адаптивному спорту, Паралимпийский комитет поддерживаем, поддерживаем различные соревнования людей с ограниченными возможностями, в том числе вместе с РФС. Например, я в этом году был на таких соревнованиях, как регби на колясках. Это на самом деле очень интересно. И хочется, чтобы больше медиавнимания было к таким соревнованиям. Поскольку действительно захватывающе, интересно, и такой настоящий спорт, когда люди, превозмогая себя, борются, и получают удовольствие. Для них это очень важно. Также помогаем различным социальным инициативам в рамках «ДоброFONа», массовым спортивным мероприятиям, ветеранам. На Кубке России делаем отчисления в благотворительные фонды другие и так далее.
— Напоследок давайте с вами поговорим про тренды в спорте. Сейчас очень активно фиджитал-спорт развивается, киберспорт. Как вы это направление оцениваете с точки зрения перспектив?
— Мы взаимодействуем и с фиджитал-федерациями, и с киберспортивными федерациями. Сейчас это набирает популярность. Но что будет дальше? Все-таки мы считаем, что классические виды спорта, такие как футбол, хоккей, теннис, настольный теннис, бокс и так далее, все-таки за ними такое классическое спортивное будущее.
А у вас лично к чему душа больше всего лежит, к какому виду спорта?
— Вы знаете, я большой болельщик хоккея и немного занимаюсь паделом, немного занимаюсь боксом. Всего по чуть-чуть в рамках физкультуры.
— Валентин, спасибо вам огромное за очень интересную беседу. Желаю вам успехов.
— Спасибо большое.


